История происхождения бюстгальтера. История женского нижнего белья в россии. Феминизм и молочные железы

История происхождения бюстгальтера. История женского нижнего белья в россии. Феминизм и молочные железы

21.07.2022

Сложно назвать точную дату изобретения этой неотъемлемой сегодня части женского интимного туалета.

Дело в том, что за историю человечества бюстгальтер изобретался несколько раз


Известен бюстгалтер был и у первобытных племён. Нагрудные повязки — широкие ленты из плотной льняной ткани — являлись обязательной частью костюма египтянки. В эпоху Античности женщины носили что-то, похожее на бюстгальтер. Так в Древней Греции носили специальные повязки, которые или поддерживали грудь снизу, или помогали скрыть чрезмерные формы. Древние римлянки под хитонами и туниками, носили кожаные пояски — строфии, первый прообраз бюстгальтера, подчеркивающий грудь и талию.

В Средние века бюстгальтер был забыт. Европейские женщины на протяжении многих столетий носили тяжелые корсетные панцири с металлическими вставками для поднятия груди. Испанская дворцовая мода в средние века отдавала предпочтение абсолютно плоскому женскому профилю, для чего девочек с самого раннего возраста заключали в свинцовые пластины, препятствовавшие росту бюста.

Русское слово бюстгальтер происходит от нем. Bustenhalter, из Buste — В«женская грудьВ» + Halter В«держательВ».

В разговорном языке также использутся слово лифчик, которое в свою очередь есть уменьшительная форма от слова лиф —

Часть женского платья, охватывающая стан (грудь и спину) и происходит от нидерл. lijf — В«корпусВ».

До 1903 года как такового бюстгальтера не существовало, был корсет.Первый бюстгальтер появился в Англии в 1887 году.

Он назывался приспособлением для улучшения формы груди и по виду напоминал два чайных ситечка. Но женщины с большой осторожностью прощались с тугими корсетами.

В 1903 году Гош Capo, женщина-врач Парижской медицинской академии, разрезала корсет пополам.

Верхняя часть стала бюстгальтером, а нижняя - поясом.

Первый патент на изобретение бюстгальтера был выдан в 1914 году, когда одна богатая нью-йоркская дама, Мэри Фелпс Якоб, зарегистрировала марку своего изобретения под названием Caresse Crosby. Собираясь на очередной светский раут, Мэри заметила, что корсет из плотной ткани никак не сочетается с ее великолепным вечерним платьем, открывающим спину, и на пару со своей горничной смастерила из двух эластичных лент и пары носовых платочков “лифчик без спины“. Чудо-белье пришлось по вкусу многим знакомым семьи Джекобс и со временем стало весьма и весьма популярным.

Неудивительно, что уже через несколько лет права на изобретение были выкуплены у Мэри Фелпс крупной фирмой, занимавшейся производством корсетов, за баснословную по тем временам сумму в 15 000 долларов.

До 1920-х годов преобладали модели, старавшиеся сделать грудь плоской. В 30-е годы эмигрантка из России по имени Ида Розенталь основала в Соединенных Штатах вместе с мужем предприятие Maidenform , которое принесло целое состояние. На нем впервые стали производить бюстгальтеры с чашечками разных размеров с эластичными бретельками.

Уже в начале 30-х годов жизни без бюстгальтера не мыслила ни одна уважающая себя дама. А так как женская мода того времени была подчинена стремлению добиться максимального сходства с мужчинами, то “бюстик” в основном использовался для того, чтобы сделать грудь как можно меньше.

Начиная с 1935 года, количество вариаций форм бюстгальтера стремительно растет, при этом производятся модели с чашечками четырех размеров от A до D , а в 1942 году компания Meidenform начинает производство сразу двух товаров-новинок: бюстгальтеров с регулируемыми бретельками и бюстгальтеров для кормящих мам.



Вплоть до начала Второй мировой войны лифчики шьют в основном из натуральных тканей, однако, учитывая тот факт, что в этот период ощущается острая нехватка сырья в виде шелка, хлопка и резины, а также то, что в 1938 году создается новый искусственный материал нейлон, на первый план постепенно выходят изделия из синтетики.



В 1942 году изобретена и запатентована застежка на спине, которая представляла собой крючочек и несколько петелек; таким образом, застежку можно было регулировать по длине. Редкая модель бюстгальтера обходится сегодня без такой застежки.


Оправившись после тяжелого военного периода, в 50-е годы женщины возвращаются к былой моде на пышные формы, стараясь привлечь внимание мужчин, которого им так не хватало на протяжении долгих лет войны: округлые бедра и выдающаяся грудь – вот эталон красоты того времени. Иконами стиля 50-х становятся Мерилин Монро, Брижит Бардо, Джина Лоллобриджида и Софи Лорен. Природная красота киноактрис и соблазнительные формы в комплектах нижнего белья вряд ли могли оставить кого-нибудь равнодушным.

Но далеко не все могут похвастаться такими достоинствами, поэтому вполне закономерно, что именно тогда появляется еще одно новшество, завоевавшее признание многих девушек и женщин – поролоновые вкладки для бюстгальтера овальной формы, именуемые “рыбками” и призванные добавить недостающий объем в области декольте.

Эпоха феминизма 60-х годов – тяжелое время в истории бюстгальтера, когда столь необходимый предмет нижнего белья был объявлен особами феминистических взглядов “предметом порабощения”, и даже произносить его название стало безнравственно и недостойно. Неудивительно, что на фоне такой борьбы за равенство полов продажи бюстгальтеров за несколько лет снизились практически в два раза. Апогеем же феминистического движения стала прокатившаяся по всему миру в 1968 году волна публичных сожжений атрибутов женственности, главным из которых стал, конечно, бюстгальтер.


70-е годы оказались весьма неоднозначными и противоречивыми в мире моды. В это десятилетие самые невероятные идеи дизайна одежды стали достоянием широких масс, произошло сексуальное раскрепощение и бельевая промышленность вновь ощутила на себе возросший интерес к женскому нижнему белью – в мире моды наступила “бюстгальтерная контрреволюция” .

В 1977 году первый спортивный бюстгальтер Jogbra (от английского "jogging" - "бег трусцой") был изобретен американками Хиндой Миллер, Лайзой Линдел и Полли Смит, тремя женщинами, увлекавшимися бегом. К концу 70-х бег стал очень популярным спортом в Америке. Миллионы мужчин и женщин проводили свое свободное время в буквальном смысле на бегу. Но если мужчинам было достаточно комфортного костюма и удобных кроссовок, женщины столкнулись с совсем другой проблемой. Спортсменки обнаружили, что как бы прекрасно ни влиял бег на их фигуру и сердечнососудистую систему, последствия для груди были просто катастрофические. Серьезно страдала соединительная ткань, в результате чего грудь обвисала, обычное белье натирало кожу и раздражало соски, а для обладательниц крупных форм бег превращался просто в кошмар. Миллер и Смит, художники по костюмам, объединили усилия с Лайзой Линдел, тоже завзятой бегуньей, и разработали поддерживающий спортивный бюстгальтер, который обеспечивал груди отличную поддержку и при этом не натирал кожу, потому что у него не было внутренних швов. Мгновенный коммерческий успех изобретения превратил трех обычных женщин в мультимиллионерш.


Настоящей же революцией в истории бюстгальтера стало изобретение модели Wonderbra в 1994 году. Отныне девушки и женщины, которых природа обделила пышной грудью могли ощутить себя сексуальными обольстительницами всего лишь надев “чудо-лифчик”, приподнимающий грудь и формирующий соблазнительную ложбинку, к тому же открытые чашечки Wonderbra позволяли подбирать одежду с самыми откровенными вырезами. Интересен тот факт, что, в отличие от остальных моделей бюстгальтера, состоящих примерно из двадцати деталей, Wonderbra является целым произведением конструкторской мысли и включает в себя целых сорок деталей.


Бюстгальтер по праву завоевал любовь и славу у женщин всех стран и континентов в XX веке, но инженерная мысль не стоит на месте и с каждым годом появляется все больше и больше разнообразных моделей, отвечающих самым взыскательным требованиям современных представительниц прекрасного пола.

Современная техническая революция дошла и до бюстгальтеров. Появились моделирующие, с корректирующим эффектом. Промышленность предлагает новые модели и формы бюстгальтеров в направлении В«умногоВ», говорящего белья. Появился бюстгальтер, меняющий цвет в момент овуляции, суперобъемный бюстгальтер, который можно надуть с помощью специальной кнопки. Бюстгальтер с микрочипом, который измеряет частоту сердечных сокращений и давление. Бюстгальтер с системой радиооповещения о нападении. Бюстгальтер, оснащенный сигнальной кнопкой на случай опасностей, исходящих с небес. Бюстгальтер из титана, запоминающий форму груди при первом надевании. Бюстгальтер, делающий запах сигареты невыносимым. Бюстгальтер, сшитый из экологического меха, с гелиевым наполнителем: его помещают на несколько секунд в микроволновку, чтобы можно было не бояться холодов.

Основные виды бюстгальтеров

Классический — с закрытой чашкой. Верхние и нижние половинки этого бюстгальтера одинаковы по высоте.


Корбей — бюстгальтер с открытой чашкой. Верхняя половина намного меньше нижней.

Такой бюстгальтер едва придерживает грудь. Его обычно носят под платьем с большим декольте.


Балконет — это название произошло от особенности конструкции чашек. Грудь наполовину погружена в чашечки и по форме напоминают балкончики. У такого бюстгальтера есть косточки, которые хорошо поддерживают грудь. Эти бюстгальтера носят под платьем с большим вырезом или открытым верхом. На бюстгальтере съёмные бретельки. Если платье с тонкими бретельками, то на бюстгальтер можно надеть прозрачные бретельки, которые делают из силикона. У этого бюстгальтера один недостаток — его могут носить только обладательницы маленькой груди.

Брасьер — едва прикрывает соски. Такой лифчик подходит для платья с глубоким декольте.


Бра, пуш-ап — бюстгальтеры, придающие дополнительный объём груди. Такой эффект достигается с помощью поролоновых или силиконовых вставок в чашки лифчика.

Существует 3 вида бюстгальтеров пуш-ап. 1-й — незначительно приподнимает грудь за счет кроя. 2-й — увеличивает объём груди на размер с помощью добавления мягкого материала в чашки. 3-й — значительно изменяет бюст, чашечки полностью наполнены мягким материалом.

Вондербра — этот бюстгальтер призван поддерживать грудь не только снизу, но и по бокам. Поэтому бретелька смещена в сторону центра тяжести. А внизу чашки имеются В«карманчикиВ» для того, чтобы можно было поместить туда поддерживающую (и визуально увеличивающую) грудь вставку.

История бюстгальтера перевалила на второй век. Он пересек столетний рубеж в прекрасной форме, переосмысленный и видоизменившийся, самое мощное оружие обольщения, фетиш из фетишей, но и предмет интимного туалета, необходимый, в силу своей практичности, миллиардам женщин, вне зависимости от моды и традиций.

Точная дата рождения бюстгальтера неизвестна. Бюстгальтер в виде повязки уже присутствует на мозаиках виллы Армерина (римская вилла на Сицилии, датируемая III веком н.э.).

В 1907 году, однако, журнал Vogue, под названием brassiere начинает публиковать фото и модели первых бюстгальтеров, которые мы можем назвать "современными". Американцы и англичане укоротили название, и появилось слово bra. Сначала по-французски бюстгальтер называли soutiens-gorge, "поддержка для груди" – и он весьма напоминал поддерживающий корсет. Он родился во Франции, но американцы его усовершенствовали и придали ему форму, сохранявшуюся на протяжении его векового существования.

В действительности, уже в 1889 году французская дама Эрмини Кадолль, богатая буржуазка, но одновременно с этим убежденная феминистка, представила на Всемирной выставке в Париже свое творение, очень походившее на модель, фото которой появились в 1907 году: две хлопчатобумажные чашечки, снабженные бретельками, иными словами, грудь была разделена посередине – настоящая революция. Но потребовались годы, чтобы окончательно были списаны со счетов китовый ус и другие орудия пытки.

Первый патент на изобретение бюстгальтера был выдан в 1914 году, когда одна богатая нью-йоркская дама, Мэри Фелпс Якоб, зарегистрировала марку своего изобретения под названием Caresse Crosby и уступила ее компании Warner за 1500 долларов: бюстгальтер без остова, через который грудь не просвечивала. Прототип она создала самостоятельно, использовав два платка и ленту, убрав жесткий корсет.

В 1917 году военная промышленность побудила американских женщин отказаться от бюстгальтеров, снабженных металлическими деталями. И это помогло сэкономить 28 тыс. тонн металла, что позволило построить целых два военных корабля.

До 1920-х годов преобладали модели, старавшиеся сделать грудь плоской. В 30-е годы эмигрантка из России по имени Ида Розенталь основала в Соединенных Штатах вместе с мужем предприятие Maidenform, которое принесло целое состояние. На нем впервые стали производить бюстгальтеры с чашечками разных размеров с эластичными бретельками. Но в годы Второй мировой войны, благодаря изобретению в 1938 году нейлона, победу одержали синтетические ткани, которые стали использоваться ввиду отсутствия натуральных материалов – шелка, резины, хлопка.

50-е годы стали эпохой красивых женщин с привлекательными формами: пышная грудь после ограничений и страданий, связанных с войной. Появился бюстгальтер с вкладками, предок модели push-up. Даже Мэрилин Монро – мы это могли видеть, когда на последнем аукционе ее личных вещей было самым бесстыдным образом выставлено на торги ее нижнее белье – использовала знаменитые "рыбки", вкладки овальной формы, устанавливавшиеся внутри чашечек. Бюстгальтер – слово, которое следовало произносить тихо, стыдясь и краснея. В Италии в те годы мораль была в почете, и в каталоге Carosello в разряде слов, подвергавшихся цензуре, считавшихся "недостойными", значилось слово бюстгальтер.

Неистовые 60-е годы стали годами аутодафе. Грудь и бюстгальтер оказались вне закона, о чем свидетельствует успех модели, которая очень быстро стала примером: Твигги, анорексичная, изнуренная голодом, с грудью нулевого размера. В 1968 году феминистки сжигали свои бюстгальтеры на кострах – в прямом и переносном смысле. Подобное происходило, в том числе, и перед зданием, где проходил финал конкурса "Мисс Америка". В историческом костре чего только не было: подвязки, заколки для волос, пинцеты, воск для депиляции, туфли на шпильке – словом, все то, что считалось орудием подавления и инструментами пыток. Но самым главным символом дискриминации и неравенства полов был признан бюстгальтер.

Но отправленный на чердак в результате эмансипационных чисток, бюстгальтер уже вошел в наш обиход и в наше коллективное воображение, завоевав достойное место среди мифов и икон ХХ века. Бюстгальтер Маты Хари, хранившей в этом предмете туалета секретные документы. Бюстгальтер, или, правильнее сказать, бюстгальтеры миллиардерши Барбары Хаттон, у которой их было несколько сотен. Бюстгальтер Мэрилин Монро, рассказывавшей в фильме "Зуд седьмого года", что хранит свое нижнее белье в холодильнике. Бюстгальтер без бретелек великих див: черный с ленточкой – у Софи Лорен в фильме "Вчера, сегодня, завтра", в клеточку виши – у Брижит Бардо, красный и моделирующий форму груди – у Джины Лоллобриджиды. Бюстгальтер становится предметом провокации, но и пародии, достойной комиксов, в руках таких стилистов, как Жан-Поль Готье, Вивьен Вествуд. К их числу можно отнести и турбо-бюстгальтер в форме торпеды, представленный певицей Мадонной.

Все остальное – недавняя история, более того, хроника наших дней. Реабилитация, исследования, технический прогресс. Мы поняли, что бюстгальтер не только не подавляет, но, прежде всего, помогает, что это самый универсальный предмет нашего туалета, в большей степени союзник, чем враг, и не только в спортивном зале. В 1994 году появился Wonderbra, модель, которая помогает даже самым обделенным в смысле размеров груди. В том году началось использование самых передовых технологий в сфере производства нижнего белья. Конец второго тысячелетия и рассвет третьего отмечены триумфом пышной груди, настоящей или искусственной, увеличенной при помощи бюстгальтера или пластического хирурга.

Мы живем во времена такого сексуального и красивого белья, что грех прятать его под пиджаком. Моделирующие, с корректирующим эффектом – такие модели были показаны на днях на ежегодном Салоне нижнего белья в Париже. Промышленность каждый день предлагает нам все новые и новые модели и формы бюстгальтеров и продвигается в направлении "умного", если не говорящего белья. У нас появился бюстгальтер, меняющий цвет в момент овуляции, суперобъемный бюстгальтер, который при желании можно надуть с помощью специальной кнопки. Бюстгальтер, снабженный микрочипом, который измеряет частоту сердечных сокращений и давление. Бюстгальтер с системой радиооповещения о нападении. Бюстгальтер, оснащенный сигнальной кнопкой на случай опасностей, исходящих с небес, – не случайно его называют "Армагеддон" и изготавливают из ткани, из которой NASA шьет костюмы для астронавтов. Бюстгальтер из титана, запоминающий форму груди при первом надевании. Бюстгальтеры, делающие запах сигареты невыносимым, бюстгальтеры, сшитые из экологического меха, с гелиевым наполнителем: его помещают на несколько секунд в микроволновку, чтобы можно было не бояться холодов.

Как одежда меняла вид груди и образ жизни женщин. Вместе с изобретением бюстгальтера мы получили больше свободы. На протяжении своей почти 150-летней истории он, так же как и его предшественник корсет, менялся в согласии с требованиями социума. В обществе, где у женщин появилось право голоса, выбирать белье под свою фигуру, образ жизни и представления о сексуальности стало проще.

Первый пуш-ап

В Лондонском Музее наук хранится модель первого бюстгальтера , предназначенного для увеличения груди. Плотные чашечки белья 80-х годов XIX века и пара круглых вкладышей несли примерно тот же функционал, что и сегодняшние Wonderbra. И если сейчас ношением лифчика-обманки никого не удивишь, то 250 лет назад это было новаторством и требовало определенной изобретательности и даже смелости. До 1907 года, когда в американском Vogue появился первый бюстгальтер, ношение этого белья было исключительно частной историей: бюстгальтеры шили на дому или в частных ателье и доступны они были лишь самым богатым и решительным.

Первый запатентованный бюстгальтер

Множество модельеров начала XX века заявляли о своей причастности к изобретению бюстгальтера. Невозможно доподлинно выяснить, кто же был первым, но абсолютно точно можно сказать, что первой запатентовать лифчик догадалась в 1910 году жительница Нью-Йорка Мэри Фелпс Джекобс. Началось все с того, что Джекобс не хотела провести очередной бал, задыхаясь в плотном корсете. В качестве замены ему Джекобс придумала простую конструкцию, состоящую из розовой атласной ленты и пары шелковых носовых платков. Сшить все в единое целое было доверено горничной. Позже на основе этой модели был разработан один из первых универсальных бюстгальтеров, позволяющий женщинам заниматься спортом, жить активной жизнью, дышать полной грудью, чувствовать себя свободными. Мэри Фелпс Джекобс продавала патент Warner Corset Company за $1500. Если бы она выбрала лицензионные отчисления, то могла бы озолотиться - компания за несколько лет заработала на массовом производстве бюстгальтеров 15 миллионов долларов.

Бюстгальтер Sweet Dreams

В 50-е на смену жестким конусообразным бюстгальтерам с жесткой чашкой пришли более мягкие и приятные в носке. Первой моделью такого рода стал лифчик Sweet Dreams. Его изначально позиционировали как модель, которую можно (и, по мнению создателей, нужно) носить 24 часа в сутки, чтобы спасти форму молочных желез. Сегодня польза бюстгальтера в профилактике обвисания груди ставится под вопрос. Есть мнение, что от постоянного ношения бюстгальтера мышцы груди теряют тонус. В 50-х об этом еще никому не известно, все смотрят фильмы с юной Брижит Бардо и хотят модель Sweet Dreams «как у нее».

Секретный бюстгальтер Мэрилин Монро

Ставка, сыгравшая на Монро два раза. Первый – за счет проходной комедии «Зуд седьмого года» (1955), которая, однако, вошла в историю за счет сцены с развевающимся над вентиляцией метро белым платьем с американской проймой. Бюстгальтер отвечал за внушительный объем лифа и соблазнительную ложбинку в вырезе. Второй раз - в 2009 году, когда на аукцион выставили бюстгальтер, в котором, по всей видимости, Монро снималась в этом фильме. Модель с дополнительными двойными лямками, каркасом из проволоки и увеличивающими объем чашечками объяснила, почему на фото в обнаженном виде и в одежде размер груди разительно отличался. Последнее сделало Монро в наших глазах простой земной женщиной, которая, так же как и многие, не была уверена в своих естественных формах и прибегала к различным ухищрениям.

Бюстгальтер «Анжелика»

В 60-е годы появляется модель Balconette («балкончик», фр.), она же Demi Cup. Жесткая конструкция на стальных косточках сделана таким образом, чтобы поддерживать грудь, оставляя ее при этом наполовину обнаженной. В СССР о ее существовании узнают благодаря фильму 1964 года «Анжелика, маркиза ангелов», после чего модель тут же получает имя в честь главной героини. На фоне невзрачной утилитарной продукции советской легкой промышленности, импортная «Анжелика» выглядит настоящим произведением искусства. Достать хотя бы одну модель «Анжелики» считалось большой жизненной удачей.

Первый спортивный поддерживающий топ Jogbra

Одни из первых моделей лифчиков, заменивших корсет, создавались в том числе для спортсменок, которым в новой модели белья было гораздо свободнее. Однако спортивный поддерживающий топ Jogbra, в том виде, каким мы его себе представляем, изобрели в 1977 году Лиза Линдал, Полли Симт и Хинда Миллер. Изначально это была специальная модель для бега. Однако спустя несколько лет она же пригодилась последовательницам Джейн Фонды и ее аэробики. Сегодня инновационные больших компаний тестируют на движение груди при разных типах физической активности, шьют из технологичных материалов, чтобы топы держали форму после тысяч стирок. Спортивные бра удобны, технологичны, носить их можно как кроп-топ. Таким образом, спортивные бра постепенно вытесняют привычные бюстгальтеры на фоне растущей популярности одежды для спорта (Activewear), которая становится повседневной.

Бюстгальтеры «Пуля» и «Конус» Жан-Поля Готье

Лифчик-пуля Bullet Bra был чрезвычайно популярен в Америке в 40–50-е. Виной тому образы пин-ап-героинь, призванных своей нарочитой сексуальностью и буквально торчащей грудью приободрять американских солдат в ходе Второй мировой воны. Позже в фильмах Хичкока то и дело можно наблюдать «опасных» героинь, чьи острые бюстгальтеры того и гляди разрежут ворс их мохеровых свитеров. Чтобы полностью заполнить нефизиологичную конусообразную форму чашечки «пули», девушкам приходилось набивать ее всем подряд - от ваты до носков. Однако самой запоминающейся версией «пули» стал ее камбэк в 90-е, когда Жан-Поль Готье подготовил для тура «Blond Ambition» в течение 1990 года Мадонны провокативную серию сценических костюмов, разрабатывая идею нижнего белья как верхней одежды. Готье трансформировал корсет из утягивающего предмета в символ сексуальной власти, представив женское тело в публичном пространстве не для сексуального возбуждения, а агрессивного самовыражения. Самыми запоминающимися предметами стали шелковый розовый и золотой корсеты с конусообразными чашечками. Вслед за Мадонной бюстгальтеры-пули и конусы начинают носить в качестве обычных предметов гардероба - поверх маек и блузок. Позже Готье и Мадонна не раз возвращалась к этой модели, показывая ее новые актуальные трактовки. В 1999 году марка белья в винтажном стиле What Katie Did возвращает Bullet Bra в промышленное производство. Тренд подхватывают модные марки и масс-маркет, и вот уже «пулю» можно купить в магазине Diesel и в универмаге Marks and Spencer.

Бюстгальтер Wonderbra

Hot Fantasy Bra

Бюстгальтер как арт-объект

Сложно выбрать какую-то определенную модель. Появилась целая волна артисток, самые яркие - Леди Гага и Кэти Перри, которые стали преподносить себя в гротескном стиле, а предметы гардероба, в том числе и нижнее белье, нередко трансформируются в их стиле из области секса в область современного поп-арта. Будь то лифчики-автоматы у Леди Гаги или чашки лифа в виде капкейков у Кэти Перри - все это ироничное осмысление власти, силы, аппетитности женских, простите за выражение, прелестей. Сексуальные красотки всем надоели? Окей! Доведем сексуальность до абсурда, сделаем символы самыми очевидными, а вторичные половые признаки - гипертрофированными. Посмеемся над собой раньше всех, чтобы другим было неповадно. Домашнюю версию такого выбора демонстрируют миллионы девушек по всему миру, предпочитая патетичному красному кружеву смешное хэбэ с изображением Спанч Боба или пончиков.

Для большинства представительниц женского пола лифчик является неотъемлемым атрибутом одежды. Сегодня существует огромное множество фасонов: это и классический, и балконет, и пуш-ап, и бюстье, и «Анжелика» (Demi Bra). Но мало кто из девушек задумывается, кто изобрел лифчик, в какой стране модницы впервые могли похвастаться новинкой гардероба, и главное, как он выглядел изначально.

Откуда произошло слово «лифчик»?

Слово «бюстгальтер» в переводе с немецкого «Büstenhalter» означает дословно «поддерживающий грудь». В современном русском языке часто используется разговорный вариант – «лифчик». Почему по-русски данная деталь гардероба называется так, а не иначе?

Само слово «лифчик» представляет собой уменьшительную форму слова «лиф». Под «лифом», согласно Толковому словарю Ожегова, понимается «верхняя часть женского платья», охватывающая грудь и спину женщины (стан). Слово «лиф» имеет нидерландское происхождение «lijf» и переводится как «корпус», «тело».

История происхождения

Период изобретения бюстгальтера охватывает сразу несколько вех человеческой истории. Знаменитая фраза «изобретать велосипед» лучше всего описывает процесс эволюции данной детали женской одежды. В наши дни точно ответить на вопрос, когда изобрели лифчик, не представляется возможным.

До н.э.

В одном из древних любовных посланий, написанном на папирусе и датирующимся VI веком до нашей эры, дословно написано: «Я мечтал бы стать лентой, стягивающей твою грудь». Дело в том, что в Египте были в моде упругие груди небольшого размера: такая форма свидетельствовала о «благородном происхождении» ее «носительницы». То есть уже в те далекие времена женщины носили полоски из кожи или ткани.

В Античные времена женщины тоже использовали некое подобие «лифчика» — специальные повязки, делавшие грудь плоской и упругой настолько, насколько это только было возможно. Женщины стремились достичь эффекта «умеренности», характерной для статуй Венеры Милосской или Ники Самофракийской. Внешний вид древнегреческого атрибута не дошел до наших дней. Однако на древнегреческой мозаике и одной из амфор, датируемой V веком до н.э., можно увидеть изображение строфиона – пояса из нежной кожи, подвязанного на груди. По сути, строфион – это и есть примитивный предшественник бюстгальтера: женщины надевали его как под одеждой, так и поверх специальной нижней туники («исподней»).

Древние римлянки под своими хитонами и туниками также носили строфионы, подчеркивающие «женские прелести». На фресках печально известного древнеримского города Помпеи археологи обнаружили изображения женщин с «предвестником» современного бюстгальтера. А в древнеримском жилище Армерина до нашего времени сохранилась великолепная мозаика, на которой изображена женщина с «нагрудной» повязкой (III в до н.э.)

В тот период времени в Риме существовало сразу несколько вариантов данной детали одежды:

  • fascia – повязка, препятствующая росту груди у юных римлянок;
  • mamillare – предназначена для стягивания бюста женщин зрелого возраста;
  • strophium – повязка для небольшого бюста, надеваемая для поддержки грудной клетки;
  • capitium и toenia – предназначенные для придания фигуре стройности и изящества.

XII-XVII вв.

А вот во времена Средневековья бюстгальтер на долгое время исчез из обихода. С XII в. и вплоть до первой половины XV в. женщины надевали под платья странные приспособления с металлическими или деревянными вставками-брусками для поднятия бюста. Но уже в 1550 году Екатерина Медичи, супруга Генриха II, изобрела всем известные корсеты. Французская королева принудила своих придворных дам облачиться в данное одеяние. Первые корсеты изготавливались из китового уса или кожи со вставками металла.

Если бы у современной женщины была возможность переместиться в Испанию XVI-XVII вв., то они бы пришли в глубокий шок от такого «обязательного атрибута». Металлические пластины буквально «пронизывали» тела испанок, вызывая постоянное головокружение и обмороки.

XIII в.

Только к середине XVIII века отношение модниц к корсету стало постепенно меняться, и уже к концу XVIII – началу XIX вв. ему на смену пришли легкие и свободные туники. В то время в моде были платья-рубашки (так называемые «платья-шемиз»), исполненные в стиле ампир. Женщины вновь смогли почувствовать свободу, а в обиход вернулись поддерживающие «нагрудные» пояса времен Афродиты.

Женское счастье продлилось недолго: уже через 30-40 лет, к 20-м годам XIX века, «осиная талия» снова стала «последним писком моды», однако корсеты приобрели несколько измененный вид. Прямая цилиндрическая форма конструкции трансформировалась в силуэт песочных часов: наступила эпоха барокко.

В конце 1840-х пышные рукава, характерные для «волны романтизма» 1820-1830-х, уступили место открытым плечам. Именно в это время появились те самые тугие утягивающие корсеты, ломающие ребра модницам. Если раньше функцией корсета была, в первую очередь, поддержка тела, а уж потом – формирование стройной талии, то в Викторианскую эпоху основной ролью этого элемента одежды стало создание узкого силуэта и поддержка массивной юбки с металлическими обручами. Корсет превратился в утягивающую конструкцию. Несмотря на весь индивидуализм эпохи, уже к 1850-м годам стал формироваться корсетный рынок: «неотъемлемые атрибуты» одежды пустили в массовое производство.

К 1870 году корсет приобрел такую бешенную популярность, что женщины использовали его не только на баллах, т.е. находясь в светском обществе, но и повсеместно (даже дома). И небогатые представительницы той эпохи сделали его частью своего повседневного костюма. Именно в то время медики забили тревогу за состояние женского организма: на саму идею насильственного стягивания силуэта обрушилась волна критики. Новые веяния привели к тому, что во второй половине XIX века появилась идея о создании «здорового корсета», которая достигла своего апогея в середине 1890-х годов.

Сторонницы суфражистского движения (за предоставление женщинам избирательного права и права собственности) выступали с лозунгами об искоренении практики ношения корсета. Эта идея – чуть ли не центральный тезис приверженок феминизма. Избавление от корсета стало главным символом равноправия и независимости на рубеже веков.

Кто изобрел бюстгальтер?

Феминистические настроения привели к созданию в 1889 году модели «le Bien-Etre», что дословно переводится с французского языка как «Благополучие». Это и есть первый бюстгальтер авторства Эрмине Кадоль, владелицы корсетной мастерской во Франции. Женщина представила на всеобщее обозрение интересную новинку – чашечки на сатиновых лентах, которые можно было крепить к корсету. Произошло данное событие 27.06.1889 г. на Всемирной выставке в Париже. «Полукорсет» позиционировался как поддерживающий «механизм», не изменяющий естественных очертаний и форм бюста женщины.

По одной из дошедших до наших времен легенд, постоянная клиентка пожаловалась Кадоль на то, что ношение корсета мешает играть в теннис, на что последняя решила «поэкспериментировать» и отрезала нижнюю часть конструкции. Однако историки считают подобную теорию происхождения лифчика не более чем красивой легендой.

Первый патент на производство бюстгальтеров был получен немецкой швеей Кристиной Хардт 05.09.1899 г. Жительница Дрездена дала забавное название своему экспериментальному образцу: «женская фуфайка на лямках с чашечками для груди». Поэтому до сих пор ведутся споры по поводу того, уроженка какой страны была «истинной изобретательницей» бюстгальтера: Германии или Франции.

Уже в 1914 г. Мэри Фелпс Джекобс в США получила патент под номером 1115674 на «бесспинный лифчик» (по-английски – «backless brassiere»). Фото моделей «brassiere» появились задолго до этого, в 1907 г., в журнале Vogue. Первые лифчики были выпущены под маркой Caresse Crosby. Несмотря на все попытки популяризировать «backless brassiere», идеалом женской красоты начала XX века оставалось длинное тело с узкой талией, что достигалось только при помощи утягивающего корсета из китового уса, а грудь поддерживалась подкладками или специальными муляжами.

Из-за малого успеха нового предмета дамского туалета Мэри решила продать патент компании Warner Brothers Corset за 1,5 тыс. долларов. Если бы она только знала, что производство лифчиков принесет братьям Уорнерам более чем 15 млн. долларов за первые 30 лет реализации, она бы точно не решилась на столь опрометчивый поступок. Успех братьев был достигнут благодаря стараниям кутюрье Поля Пуаре, который открыл новую эру в истории женского белья: одежда стала иметь более свободный силуэт, и корсет стал попросту не нужен.

Уже к 1916 году в журнале «The Lady magazine» была напечатана разгромная статья: ее автор призывал британок отказаться от «душных» корсетов в пользу удобных, современных и прогрессивных бюстгальтеров», которые в то время уже во всю носили любительницы высокой моды из Франции. В 1917 году на волне всеобщего ажиотажа Правительство США обратилось к американкам с просьбой постепенно отказаться от использования металлических деталей в нижнем белье.

В годы Первой мировой войны Правительство призывало женщин направить весь металл на нужды вооружения: отказ от корсетов принес американской армии около 28 тыс. т дополнительного металла. В свою очередь популярность лифчиков значительно возросла.

Стандартизация бюстгальтеров по размерам от A до D и создание особой модели для кормящих мам являются заслугой Иды Розенталь и ее мужа. Розенталь – уроженка Российской империи, эмигрировала в США, вышла замуж, и в 1922 г. основала вместе со своим избранником компанию Maidenform. В 1935 году был создан первый прототип push-up, или «бра». Maidenform придумали вставлять в чашечки бюстгальтеров специальные тканевые подкладки для придания формы и объема бюсту, а в 1942 году Розенталь смогла запатентовать регулируемую по длине застежку для выпускаемых моделей лифчиков.

В 1938 году стали все чаще использовать синтетические ткани, по большей части благодаря изобретению нейлона. Искусственные материалы позволили существенно снизить себестоимость производства бюстгальтеров.

Бюстгальтер (от немецкого — «поддерживающий грудь») — предмет женского нижнего белья, прикрывающий, поддерживающий и приподнимающий грудь.

До сих пор никто не может однозначно ответить на вопрос, когда появился первый бюстгальтер.

Известно, что в Древнем Египте женщины стягивали грудь широкими лентами из плотной льняной ткани. В Древней Греции носили специальные повязки, которые поддерживали грудь снизу или помогали скрыть чрезмерные формы. В Древнем Риме под хитонами и туниками женщины носили кожаные пояски, подчеркивающие грудь и талию, кроме того, уже тогда существовали раздельные костюмы, то есть трусы и бюстгальтеры.

В Средние века на смену бюстгальтеру пришли корсеты, с металлическими вставками для поднятия груди, которые женщины носили на протяжении многих столетий.

Самый древний сохранившийся бюстгальтер, который практически ничем не отличается от современных моделей, был найден в 2008 году в австрийском замке Ленгберг. Создан он был примерно в середине XV века.

К концу XIX века стала набирать идея освобождения женщин от корсета. Корсеты сдавливали женское тело, что определенно не приносило пользы здоровью, а также обрекал женщин на несамостоятельность и неподвижность.

Впервые бюстгальтеры были запатентованы во Франции (Эрмини Кадоль в 1889 году), в Германии (Хуго Шиндлер в 1891 и Кристина Хардт 5 сентября 1895) и в США (Мэри Фелпс Джекобс 3 сентября 1914). Именно Мэри Фелпс Джейкоб представила первый бюстгальтер, полностью освобожденный от корсета.


Модель, запатентованная Эрмини Кадоль.
Мэри Фелпс Джекобс с разработанной ею моделью.

Стандартизированные размеры бюстгальтеров были разработаны эмигранткой из России Идой Розенталь Каганович в 1922 году. Также Ида разработала специальные лифчики для кормящих матерей. В 1935 году компанией, созданной Идой и ее мужем, начали выпускаться модели с вкладками в чашечках, придающие женской груди дополнительный объем.


А в 1942 году был выдан патент на регулируемую по длине застежку бюстгальтеров.

В 1992-94 годах был изобретен приподнимающий грудь «чудо-лифчик» — wonderbra.

В наши дни можно найти бюстгальтеры на любой вкус, однако все же выделяют несколько основных видов бюстгальтеров.

Основные виды бюстгальтеров:

классический;

Бюстгальтер с поролоновыми или силиконовыми чашечками, закрывающими грудь. Верхние и нижние половинки чашки одинаковы по высоте. Классический бюстгальтер может быть как на косточках, так и без них. Он призван поддерживать грудь, быть максимально удобным и незаметным.

Эта модель подходит для груди любой формы, полноты и размера. Незаменим для женщин с отвисшей или очень большой грудью.

Не подходит для платьев с глубоким вырезом или декольте.

корбей;

Бюстгальтер с открытой чашкой, верхняя половина которого намного меньше нижней. Эта модель прикрывает только нижнюю и среднюю часть груди по диагонали. Такая модель лифчика едва придерживает грудь.

Обычно корбей носят под платьем с глубоким V-образным декольте.

балконет;

Бюстгальтер с очень низкими чашечками. Его бретели располагаются очень близко к плечам, чашечки имеют прямой верхний край, так что своим видом он напоминает форму балкона. Обычно чашки формованные и на косточках.

Эти бюстгальтеры носят под платьем с большим вырезом или открытым верхом. Эффектно такая модель смотрится под майкой с глубоким прямым вырезом.

Лучше всего балконет подходит для груди среднего размера. С осторожностью следует носить его обладательницам грушевидной формы груди.

брасьер;

Бюстгальтер с очень открытыми чашечками, едва прикрывающими соски, при этом конструкция хорошо поддерживает и приподнимает грудь, чуть сдавливая ее снизу. Форма бюстгальтера приближена к прямоугольной. Чашечки часто выполнены не по отдельности, а единым целым и не имеют поролоновых вставок.

Подходит для одежды с очень глубоким декольте. Отличный вариант для тех случаев, когда необходимо создать эффект обнаженной груди.

пуш-ап;

Бюстгальтер, приподнимающий грудь с боков и снизу. Специальный крой, а также поролоновые или силиконовые вставки в чашках придают груди дополнительный объем.

Существует 3 вида бюстгальтеров пуш-ап:

  1. Незначительно приподнимает грудь за счет кроя.
  2. Увеличивает объём груди на размер с помощью добавления мягкого материала в чашки.
  3. Значительно изменяет бюст, чашечки полностью наполнены мягким материалом.

Модель рассчитана на грудь маленького и среднего размера, на женщинах с большой грудью пуш-ап выглядит не эстетично. Пуш-ап помогает сгладить разницу в размере между правой и левой грудью, для этого нужно всего лишь вынуть тканевую подушечку из чашки большей груди.

минимайзер;

Бюстгальтер, оптически уменьшающий размер груди на 1-2 размера. Имеет широкие, удобные бретели и чашечки, полностью закрывающие грудь. Эта модель прекрасно поддерживает грудь и снимает нагрузку со спины.

Минимайзер подходит для груди больших и средних размеров.

бюстгальтер с мягкими чашками;

Бюстгальтер, чашки которого состоят только из ткани, в ней отсутствуют формопридающие элементы, грудь формируется благодаря особой конструкции чашек. Могут быть как на косточках, так и без них.

Бюстгальтеры с мягкими чашками — отличное решение для тех, кто испытывает дискомфорт при ношении бюстгальтера или не хочет снимать его во время сна.

В зависимости от модели, лифчики с мягкими чашками походят как для маленькой груди (например, с чашками треугольной формы), так и для груди большого размера (разгрузочный).

бесшовный (формованный, контурный, ти шорт «t-shirt bra»);

Бесшовный бюстгальтер изготовляется из тонкого эластичного материала, на его чашечках отсутствуют швы. Эта модель обеспечивает хорошую поддержку груди и создает красивую форму.

Иногда формованный и контурный лифчики выделяют как разновидности бесшовного.

Формованный — бюстгальтер, который всегда сохраняет форму. Может быть заполнен мягким материалом, который нельзя вытянуть из чашки.

Контурный — отличается от формованного более твердой чашкой. Он придает груди круглую, симметричную форму. Контурный лифчик всегда содержит косточку, у формованного ее может не быть.

Бесшовный бюстгальтер незаметен под тонкой и обтягивающей одеждой, благодаря чему она идеально сидит на фигуре.

Эта модель является отличным вариантом для женщин с асимметрией груди.

Синонимы бесшовного бюстгальтера — ти шорт (t-short bra), формованный, контурный.

бюстгальтер на косточках;

Бюстгальтер, в нижнюю часть чашечки которого вшивается упругая и жесткая дужка, благодаря чему грудь чётко фиксируется. Бюстгальтер на косточках формирует естественную округлую форму груди и поддерживает ее.

Эта модель не подходит для одежды с большим декольте.

Бюстгальтеры на косточках, в зависимости от материала и кроя, подходят для всех размеров груди;

бюстгальтер с разными вариантами бретелей: съемными бретельками/без бретелей/с бретелью через шею;

Бюстгальтеры с разными вариантами бретелей подходят для того, чтобы носить их с топами либо платьями, у которых открыты плечи и спина. Различные варианты положения бретелей создают всевозможные варианты для любых типов одежды: бретели скрещиваются на спине, бретель проходит через шею или используется только одна бретель для ассиметричной одежды.

Бюстгальтер со съёмными бретельками, как правило, достаточно жёсткий, для того, чтобы поддерживать грудь без лямочек. Он должен плотнее прилегать к спине, чем обычный бюстгальтер. Часто края деталей на спине отделаны полоской силикона, чтобы лифчик не скользил.

Подходящую модель лифчика без бретелей могут подобрать для себя женщины с любым размером груди, но все же больше он подойдет женщинам с небольшой грудью, а обладательницам пышных форм лучше носить бюстгальтер с прозрачными бретельками.

Бюстгальтер с бретелью через шею подойдет для женщин с любым размером груди, однако стоит учитывать, что чем больше ваша грудь, тем плотнее нужно застегивать лифчик на спине, чтобы снизить давление на шею;


Без бретелей.
С разными вариантами бретелей.

силиконовый бюстгальтер;

Бюстгальтер из силикона многоразового использования, который клеится на грудь. Силикон плотно прилегает к телу, не имеет застежек и бретелей, что позволяет одевать его под максимально открытую одежду;

спортивный;

Бюстгальтер, предназначенный для занятий спортом. Изготавливается из плотной ткани, по виду напоминает топ с широкими бретелями. Бретели на спортивных бюстгальтерах не должны соскальзывать с плеч, в связи с этим во многих моделях они расположены Т-образно. Охватывает большую часть груди, максимально поддерживает ее во время занятий спортом, при этом не давит, не стягивает и не пережимает сосуды. Спортивный бюстгальтер характеризуется конструкцией и уровнем поддержки, который обычно обозначается номером от 1 до 4.

По конструктивному признаку различают компрессионные и инкапсулирующие спортивные бюстгальтеры.

Компрессионный — прижимает грудь к грудной клетке. Предназначен, в основном, для женщин с небольшой грудью.

Инкапсулюрующий — поддерживает каждую грудь отдельно. Чашечки такого бюстгальтера сделаны из нерастяжимой ткани. Этот вид спортивного бюстгальтера поддерживает грудь, не оказывая на нее давления, поэтому его можно носить более длительное время. Подойдет для женщин с грудью любого размера, но, в первую очередь, он предназначен для женщин с большой грудью.

Уровень поддержки следует выбирать в зависимости от размера чашки и вида спорта, которым вы занимаетесь: чем больше грудь и интенсивнее нагрузка, тем выше должен быть уровень. Так, например, для бега трусцой или верховой езды нужен лифчик с усиленной поддержкой, для йоги будет достаточной легкой поддержки.

Очень важно правильно подобрать спортивное нижнее белье, чтобы избежать излишнего давления, приводящего к растягиванию и травмированию кожи. Во время занятий спортом обязательно нужно носить спортивный бюстгальтер для защиты груди, независимо от ее размера, однако для повседневного ношения спортивные бюстгальтеры не подходят, поэтому их нужно надевать только на тренировку;

Компрессионный. Инкапсулюрующий.

бюстгальтер для кормления;

Бюстгальтер, созданный для кормящих женщин. Во время лактации грудь женщины увеличивается как минимум на один размер, а после периода лактации возвращает свой размер. Лифчики для кормления максимально удобны, в них нет косточек, но при этом они прекрасно поддерживают грудь женщины, помогая сохранить ее упругой и эластичной. Кроме того, этот вид бюстгальтеров обладает отстегивающимся слоем;

бандо;

Бюстгальтер в виде полоски ткани. Может быть как с жесткими деталями, косточками, выраженными чашечками, так и без них. Бандо не поддерживает грудь, а лишь прикрывает ее, поэтому подходит только для обладательниц не очень большой груди;

бюстье (разновидность корсажа);

Бюстгальтер на косточках, совмещённый с коротким корсетом из плотной ткани, прошитой косточками. Бюстье придает форму всей верхней части тела женщины: подчеркивает и корректирует грудь, слегка стягивает талию. Бюстье шьётся с минимальным количеством швов.

Бюстье удобно носить под вечерним платьем, вязаной или сшитой из синтетических тканей одеждой;

бюстгальтер-комбинация и бюстгальтер-пеньюар.

Бюстгальтер-комбинация — соединение бюстгальтера и комбинации. Надевается под одежду с целью лучшей посадки платья и подчеркивания фигуры, также может служить защитой для кожи от колючей ткани.

является разновидностью бюстгальтера-комбинации. Представляет собой легкую накидку, которая подчеркивает грудь и спадает по длине живота до бедер. Служит только в качестве домашней одежды.

© 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии