Заикание у детей: причины и лечение. Что делать, если ребёнок заикается: различные методики и средства лечения Заикание у ребенка 3

Заикание у детей: причины и лечение. Что делать, если ребёнок заикается: различные методики и средства лечения Заикание у ребенка 3

14.12.2023

Заикание - дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период. Логоневроз - это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом
  • Наследственность

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

  • Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

  • Рахит

Рахит – нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

  • Черепно-мозговые травмы

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

Особенно опасен возраст 5 лет, когда ребенок познает мир, бегает, прыгает и хулиганит. В этот период желательно оберегать чадо от падений и ушибов, так как частые обращения к врачу связаны именно с ударами и ранами.

  • Гипотрофия

Хронические расстройство питания и дистрофия - одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок - это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

  • Нарушения речи

Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: – неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

  • Психические потрясения

Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: ). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.



Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: ). Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заикание

Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное - не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

Симптомы и виды заикания

Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

  1. Невротический логоневроз - форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
  2. Органическое (или неврозоподобное) заикание - следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.

Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками – например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

Диагностика

При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

Стоит обратиться сначала к детскому неврологу. Если же заикание вызвано психотравмирующими ситуациями, то разобраться поможет психолог.

Методы лечения

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга – в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

  • медикаментозное лечение;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечение гипнозом;
  • логоритмические упражнения;
  • также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.

Медикаментозное лечение

Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: ). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.



Самостоятельно “прописывать” ребенку медикаментозные препараты для лечения заикания не допускается – заниматься этим должен исключительно врач

Гипноз

Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.

Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.



Дыхательная гимнастика помогает ребенку убрать сбивчивость речи, учит его контролировать свое дыхание и более четко произносить слова

Логоритмика

Логоритмические упражнения - это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

Народные средства

Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное - не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.



Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним

Профилактика заикания

Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

  1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст - от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
  2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
  3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
  4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
  5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
  6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

Профилактика заикания, как и коррекция, - очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

Заиканием называют речевое расстройство, которое характеризуется нарушением правильного ритма речи, а также непроизвольных запинок в процессе высказывания мыслей, вынужденных повторов отдельных слогов слова либо звуков. Данная патология развивается из-за возникновения в органах артикуляции специфических судорог.

В основном заикание у детей начинается в период 3-5 лет – на данном этапе речь развивается самым активным образом, но, так как при этом речевая функция у них ещё не до конца сформирована, может возникнуть некий «сбой».

Код по МКБ-10

F98.5 Заикание [запинание]

Эпидемиология

Заикание встречается примерно у 5% всех детей в возрасте от шести месяцев и старше. Три четверти из них будут выздоравливают к началу подросткового периода, около 1% нарушение речи сохраняется на всю жизнь.

При этом следует отметить, что заикание в несколько раз (2-5) чаще затрагивает мужчин, чем женщин. Обычно эта болезнь проявляется ещё в раннем детстве, а результаты исследования демонстрируют, что в возрастной категории младше 5 лет заикание развивается у 2,5% детей. Если говорить о соотношении полов цифры меняются по мере взросления детей – у дошкольников пропорции находятся в размере 2к1 (мальчиков больше), а уже к первому классу они становятся больше, - 3к1. В пятом классе этот показатель увеличивается до 5к1, так как девочки избавляются от заикания более быстрыми темпами. Так как на ранних стадиях скорость восстановления довольно высокая (примерно 65-75%), общая распространённость этого дефекта обычно составляет не более 1%.

Причины заикания у ребенка

Логопеды выделяют 2 вида детского заикания. Первый из них появляется у детей, имеющих некие дефекты в ЦНС. Среди возможных причин возникновения – травма, полученная при родах, наследственность, тяжелые гестозы во время беременности, осложненные роды, частые болезни ребёнка на первых годах жизни. В остальном он развивается нормально, проблем со здоровьем не имеется.

В процессе неврологического осмотра у такого ребёнка обычно выявляются признаки повышенного внутричерепного давления, а также повышенный порог судорожной готовности мозга, патологические рефлексы.

Второй вид этого дефекта наблюдается у детей, изначально не имеющих каких-либо органических или функциональных патологий ЦНС. Такой вид заикания появляется из-за невроза, спровоцированного стрессом или сильным эмоциональным или физическим переутомлением. В таких случаях этот дефект речи значительно усиливается, когда ребёнок пребывает в состоянии нервного напряжения или эмоционального возбуждения.

Патогенез

Патогенез заикания по своему механизму достаточно сильно схож с так называемой подкорковой дизартрией. При этой болезни нарушается координация процесса дыхания, голосоведения, а также артикуляции. Из-за этого заикание часто называют дизритмической дизартрией. Так как происходит нарушение взаимодействия между корой мозга и его подкорковыми структурами, регуляция самой коры тоже нарушается. В результате происходят сдвиги в функционировании стриопаллидарной системы, отвечающей за «предуготовность» к выполнению движения.

В этом артикуляционном процессе голосообразования принимают участие 2 группы мышц, одна из которых сокращается, а другая наоборот – расслабляется. Полностью согласованное и чёткое перераспределение тонуса этих мышц позволяет совершать точные, правильные и быстрые движения, которые имеют строгую дифференциацию. Стриопаллидарная система контролирует рациональное перераспределение мышечного тонуса. Если этот речевой регулятор блокируется (из-за возникших в мозгу патологий или сильного эмоционального возбуждения), происходит тонический спазм либо возникает тик. Этот патологический рефлекс, при котором наблюдается повышенный тонус мышц речевого аппарата, а также нарушение в автоматизме речи ребёнка, со временем трансформируется в стойкий условный рефлекс.

Симптомы заикания у ребенка

Обычно запинки во время заикания звучат как продление или повторение начальных слогов сказанного слова или повтор отдельных звуков. В качестве симптома заикания у детей ещё могут наблюдаться возникающие внезапно паузы в начале слова, или же отдельного его слога. Зачастую вместе с запинкой в речи у заикающегося ребенка происходят ещё и непроизвольные сокращения лицевых мышц, а также мышц шеи и конечностей. Возможно, такие движения появляются рефлексивно, чтобы помочь выговариванию, хотя на деле лишь усиливают у других людей впечатление о том, насколько трудно заикающемуся разговаривать. Помимо этого, дети, страдающие от заикания, начинают бояться отдельных слов или звуков, поэтому пытаются заменить их какими-то синонимами или объяснить описательно. А иногда заикающиеся дети вообще пытаются избежать ситуаций, в которых необходимо разговаривать.

Первые признаки

Чтобы вовремя оказать своему ребёнку помощь, родителям важно не упустить момент появления первых признаков заикания:

  • Ребенок вдруг начинает отказываться разговаривать (длиться этот период может 2-24 часа, а после этого он снова начинает разговаривать, но при этом уже заикается; поэтому, если в таком случае успеть отвести ребёнка к специалисту ещё перед тем, как заикание началось, появление речевого дефекта вполне возможно предотвратить);
  • Произносит лишние звуки перед фразой (к примеру, это может быть «и» или «а»);
  • В начале фразы вынужденно повторяет начальный слог или же само слово полностью;
  • Вынужденно останавливается посреди фразы или отдельно взятого слова;
  • Перед началом своей речи испытывает некоторые затруднения.

Психосоматика заикания у детей

Весьма популярным является мнение о том, что заикание появляется из-за несоответствия между получаемой организмом эмоционально-психологической нагрузкой и его возможностью и / или способностью её переработать.

В целом, на то, что заикание у ребёнка возникло вследствие какого-либо стрессового фактора, указывают примерно 70% родителей.

Вместе с заиканием у детей часто ставят диагноз логоневроз либо логофобия, указывая тем самым на то, что было нарушено психологическое здоровье. Это и повлекло за собой возникновение проблем с речью, проявляющихся в виде задержек, запинок, остановок и спазмов.

Формы

По характеру судорог, появляющихся при речевом процессе, можно выделить тоническую и клоническую формы заикания у детей. Сами судороги бывают либо инспираторными, либо экспираторными – это зависит от того, когда они появляются – на вдохе либо на выдохе. По характеру причины возникновения заболевание разделяют на симптоматическое либо эволюционное (оно может быть неврозоподобным или невротическим).

Тонический тип заикания выглядит как долгие паузы в речевом процессе либо растягивание звуков. Помимо этого, заикающийся обычно выглядит скованно и напряжённо, рот полуоткрыт или полностью закрыт, а губы при этом плотно сомкнуты.

Невротическое заикание появляется у ребёнка из-за психической травмы, которую он получает в возрасте 2-6 лет. Выглядит оно как клонические судороги, которые усиливаются в начале фразы или при сильном эмоциональном напряжении. Такие дети очень волнуются, когда им нужно говорить или вообще отказываются разговаривать. Следует отметить, что в целом развитие речевого и двигательного аппарата у такого ребёнка полностью соответствует всем возрастным этапам развития, а у некоторых детей может даже их опережать.

Клоническое заикание у детей выглядит, как постоянное повторение отдельных звуков/слогов, либо целых слов.

Неврозоподобное заикание обычно появляется вследствие какого-то мозгового нарушения. У этого дефекта имеются следующие признаки – дети подвержены быстрому истощению и утомляемости, весьма раздражительны, движения нервные. У такого ребёнка иногда диагностируют патологические симптомы психиатрические, характеризующиеся нарушениями двигательных рефлексов и трудностями поведения.

Возникает такое заикание обычно в 3-4 года и никак не зависит от наличия и/или отсутствия психологических травм. В основном оно появляется в момент интенсивного развития у ребёнка фразовой речи. В дальнейшем нарушения продолжают постепенно усиливаться. Речь становится хуже, если ребёнок устал или болеет. Развитие движений и речевого аппарата осуществляется в правильные сроки или же может немного запаздывать. Временами неврозоподобное заикание у ребёнка появляется на фоне некоторого недоразвития его речевой функции.

Физиологическое заикание у детей

Физиологические итерации – это повторы в речи ребёнка отдельных слов. У маленьких детей они наблюдаются достаточно часто, и не считаются признаком болезни. Считается, что это – физиологический симптом, который характерен для отдельного периода развития у малыша речевого навыка, и он свойствен 80% детей во время процесса активного развития фразовой речи в возрасте 2-5 лет). Если не возникло осложнений, повторения пройдут, когда ребёнок укрепит условные рефлексы своей речи и научится правильно выражать свои мысли.

Физиологическое заикание у детей – это результат того, что мышление ребёнка в своём развитии опережает прогресс речевых навыков. В маленьком возрасте дети довольно ограничены в выражении возникающих у них мыслей, потому как у них небольшой словарный запас, они ещё не научились облекать мысли в правильную форму, а артикуляция ещё не сформировалась, из-за чего речь отличается нечёткостью.

Физиологические шероховатости в речи у ребёнка могут появиться по причине некоторых неблагоприятных факторов (таких, как травмы, болезни, неподходящие педагогические приёмы).

Заикание у детей дошкольного возраста

Проявления заикания могут возникнуть с 2-3х лет. Так как в период 2-5 лет речевые навыки быстро развиваются, характер детской речи может иметь такие отличия – ребёнок говорит бурно, в быстром темпе, глотает окончания фраз и слов, берёт паузы посреди речи, говорит на вдохе.

В этом возрасте такие признаки являются естественным этапом процесса обучения речевому навыку, но у ребёнка, имеющего склонность к заиканию, наблюдается специфическое поведение:

  • Во время речи он часто останавливается, и при этом у него напрягаются шейные и лицевые мышцы;
  • Ребёнок мало говорит, старается избежать необходимости разговаривать;
  • Резко прерывает начатую речь и долго молчит;
  • Находится в сконфуженном и подавленном настроении.

Диагностика заикания у ребенка

Диагностика заикания у детей может выполняться либо детским неврологом, психологом, психиатром, либо педиатром или логопедом. Каждый из этих врачей обязательно должен изучить анамнез, выяснить, не является ли заикание наследственным, а также получить информацию о раннем моторном и психоречевом развитии ребёнка, узнать, когда и при каких обстоятельствах возникло заикание.

При диагностическом обследовании речевого аппарата заикающегося ребёнка выявляются следующие проявления:

  • Форма, местоположение, частота судорог при произнесении слов;
  • Оцениваются имеющиеся в темпе речи, дыхании, а также голосе специфические особенности;
  • Выясняется наличие сопутствующих заиканию нарушений в речи и движениях, а также логофобии;
  • Выясняется, как сам ребёнок относится к имеющемуся у него дефекту.

Также ребёнок обязательно проходит обследование умения произносить звуки, фонематического слуха, а также лексико-грамматической части речи.

Обозначаемое в медицинской терминологии как логоневроз, является таким нарушением плавности, темпа и ритма голоса, дыхания и речи, при котором им сопутствуют судороги мышц, поражающие в речевой аппарат, а это язык, губы или гортань. Заикание у детей может появиться внезапным образом, более того, проявление у ребенка этого нарушения со временем начинает усиливаться. Как понятно, в любом случае необходимо принимать меры, и сегодня мы остановимся именно на них.

Речь заикающегося ребенка состоит из повторения отдельных звуков и слогов, также наблюдаются вынужденные остановки. Судороги, которыми сопровождается заикание, могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах отмечается напряжение и невозможность на протяжении длительного периода времени преодолеть возникающий в речи сбой. В свою очередь при клонических судорогах ребенок повторяет отдельные звуки или слоги (как правило, те из них, которые находятся в самом начале слова). Возможен и смешанный вариант – тоно-клоническое заикание. Бывает так, что нарушения речи, обуславливаемые заиканием, долго не проявляются у ребенка, однако дают о себе знать при возникновении определенных стрессовых ситуаций, выступающих в этом случае в качестве пускового механизма.

О причинах

Причины заикания можно разделить на три основных группы: физиологические, социальные и психологические.

Физиологические причины заикания могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью, родовой травмой, заболеваниями нервной системы и т.д. Нередко бывает и так, что заикание появляется при заболеваниях, поражающих непосредственно речевые органы (нос, гортань или глотку). Развиться заикание может и в результате нервного истощения на фоне предшествующего перенесения таких, например, заболеваний, как рахит, корь, тиф или коклюш.

Если актуальны социальные причины заикания, то в таком случае может иметь место, например, проблема недостаточной реализации мер со стороны родителей ребенка, направленных на формирование его речи. В итоге может быть нарушено произношение звуков, слова могут произноситься на выдохе или может развиться скороговорение.

Нередко бывает и так, что заикание развивается у ребенка при условии одновременного изучения им нескольких языков либо на фоне перегрузки, касающейся работы с речевым материалом, в особенности, если такая перегрузка в целом не соответствует возрасту ребенка. В качестве причины речевых нарушений также можно обозначить излишнюю строгость родителей в отношении ребенка.

В конце концов, допускается и такой вариант, как намеренное копирование речи действительно заикающегося человека. Группа вариантов, которые попадают под социальные причины, может спровоцировать развитие нарушений даже у детей с изначально нормальным состоянием нервной системы.

И, наконец, психологические причины заикания . Такие причины обуславливаются эмоциональным состоянием ребенка. Здесь не идет речь о каких-то проблемах с нервной системой, спровоцировать заикание может сильное и внезапное психоэмоциональное потрясение.

Зачастую в качестве предшествующих заиканию факторов выделяют определенные невротические реакции, проявляющиеся на фоне каких-либо детских страхов. К таким страхам можно отнести боязнь темноты, громких звуков, потери родителей, наказания и т.д. Нередкой причиной появления заикания у маленьких детей (от 3 лет и более) становится неадекватное поведение в их адрес животных.

В основном приступы заикания у детей проявляются чаще в период перенесения тех или иных заболеваний, в результате переутомления, при определенных неприятностях (дома, в школе и пр.). Наблюдается даже некоторая зависимость от погодных условий, рациона питания и сезона. Что примечательно, если в ежедневном рационе питания ребенка содержится слишком много белковой пищи, то проявление заикания усиливается и в этом случае.

Нарушения речи (и заикание в частности) также зачастую развиваются в переходном возрасте и в период активного роста зубов. Относительно часто отмечаются случаи появления заикания на фоне инфекционных заболеваний. Заболевания в хронической форме течения причиной появления у ребенка нарушений речи не являются, хотя их наличие и может выступать в качестве фактора, усиливающего уже имеющиеся у него нарушения. К примеру, если из-за имеющихся аденоидных разрастаний ребенку становится труднее дышать носом, то из-за этого у него вполне могут появиться проблемы с речью.

Как лечить заикание?

Естественно, что заикание нужно пытаться устранить. И хотя посещение логопеда для этого является мерой правильной, она, между тем, является лишь одним из вариантов лечения.

Дополнительно нужно посещать педиатра и психолога.

Педиатр в частности должен определить, какая конкретно патология может быть актуальна в конкретном случае, и после ее обнаружения, соответственно, назначить необходимое лечение. Также им разрабатывается план мер, направленных на укрепление организма ребенка и на обеспечение профилактики заболеваний, при которых поражается речевой аппарат, начиная от простуды и заканчивая заболеваниями с поражением голосовых связок и ушей. Назначаются физиотерапевтические процедуры, такие как электросон, массажные процедуры, бассейн и пр.

Что касается психолога (или психотерапевта), то его воздействие заключается в оказании ребенку помощи, позволяющей справиться с имеющим заболеванием. Параллельно этот специалист поможет ребенку в корректировке восприятия факторов, провоцирующих усиление заикания и в целом его вызывающих. В частности с его помощью ребенок может научиться чувствовать себя комфортно в любой возможной ситуации, осознавать собственную полноценность и отсутствие каких-либо отличий от сверстников (образно говоря – что он ничем не хуже других). Посещение этого специалиста проводится в присутствии родителей на приеме – им также следует знать, как они могут помочь ребенку.

Лечение у логопеда направлено реализацию определенных положений в его рамках, за счет чего ребенок сможет быстрее справиться с проблемным для себя заболеванием. Выделим эти положения в общих чертах:

  • Проведение занятий у логопеда проходит в соответствии определенной этапной и последовательной схеме. Сначала ребенок обучается правильному изложению текстов. Им пересказываются материалы домашнего задания, зачитываются стихотворения. В качестве особенности этого пункта можно выделить то, что ребенок чувствует себя комфортно, ведь выполняя любое из необходимых действий, он знает, что оценки он за это не получит, смеяться над неправильностью результатов и попыток, принимаемых в их достижении, также никто не станет. При проведении таких занятий речь детей воспроизводится спокойно и размеренно, без изменений в интонации. Когда получается добиться результата, и заикание у ребенка исчезает при работе над устными рассказами, в речь должна быть привнесена определенная эмоциональная окраска, для чего его просят на чем-то сделать акцент, повысить голос, сделать паузу и пр.
  • Другой особенностью занятий является то, что во время них также моделируются те или иные ситуации, в которые ребенок может попасть. За счет такого подхода обеспечивается «привыкание» ребенка, что, в свою очередь, позволит сократить волнение при подобном их повторении. Иными словами, ситуации прорабатываются так, чтобы ребенок научился справляться с заиканием даже в тех случаях, когда те или иные ситуации развиваются не в кабинете врача, помогающего ему в этом.
  • При проведении занятий важно, чтобы в наличии имелись примеры правильно воспроизводимой речи. Сюда может относиться речь самого логопеда, разговор пациентов, благополучно завершивших лечение заикания, аудиозаписи и пр.
  • Не менее важно в таком лечении использовать логопедическую ритмику. Такой лечебный прием основывается реализации ряда мер, точнее это комплекс упражнений для мимических и голосовых мышц, игры и упражнения с пением, подвижные игры и пр.
  • Дополнительно логопед назначает домашние задания для ребенка.
  • Хорошо, если оказываться помощь будет не только родителями и врачами, но и теми, с кем ребенок также проводит немалую часть времени. В последнем случае подразумевается определенное воздействие воспитателей и педагогов в школе.

Помимо занятий у логопеда, существуют и другие способы лечения заикания, остановимся на них.

Дыхательные упражнения. В этом случае лечение позволит добиться более свободного и естественного звучания голоса ребенка. За счет выполняемых упражнений оказывается благоприятное воздействие на его дыхательную систему. Диафрагма в этом случае тренируется так, что она начинает принимать непосредственное участие в голосообразовании. Помимо этого, ребенок обучается глубоко дышать, его голосовые связки приобретают за счет выполняемых упражнений большую подвижность, что, в свою очередь, позволяет добиваться тесного их смыкания во время разговора. Дополнить лечение с выполнением дыхательных упражнений можно релаксацией.

Компьютерные программы. Эффективным становится и лечение за счет такого способа воздействия, в частности оно направлено на синхронизацию речевого и слухового центров. Здесь ребенком произносятся в микрофон слова, в то время как программой буквально на долю секунды задерживается речь. В этом случае ребенок, слыша свой голос при определенной задержке, будет стараться подстроиться под него. Таким способом можно добиться плавности и непрерывности речи. Кроме того, помимо такой регулировки речи использование программы подразумевает и проигрывание некоторых ситуаций, возникающих обычно в процессе «стрессового» общения (недовольство, гнев, возражение и пр.). Ребенок отвечает в микрофон, программа оценивает, насколько успешно у него получилось справиться с задачей, и в итоге упражнения дополняются подсказками в отношении того, что следует улучшить.

Точечный массаж. В зависимости от масштабов проблемы разрабатывается конкретный вариант курса лечения. В ходе проведения процедур оказывается воздействие на соответствующие точки на ногах, грудной клетке, лице и спине. Заметить улучшения в речи ребенка можно уже после первого курса, в целом же эффективность лечения и скорость достижения результатов в каждом конкретном случае может отличаться. За счет проведения процедур такого массажа можно добиться восстановления нервной регуляции речи.

Медикаментозное лечение. Такого типа воздействие в лечении заикания выступает лишь в качестве дополнения к общему курсу. Здесь могут применяться транквилизаторы, противосудорожные препараты, а также препараты специфического воздействия, направленные на нейтрализацию воздействия веществ, за счет которых блокируется нормальная деятельность нервных центров. Могут также применяться ноотропные препараты, успокаивающие настройки и отвары. Лекарств, предназначенных конкретно для лечения заикания, не существует.

Роль родителей в лечении заикания

Также важно вернуться к роли родителей в борьбе с рассматриваемой проблемой заикания. Прежде всего, важным в лечении является наиболее благоприятное время для этого – лучше всего начать до поступления ребенка в школу. Понять суть такой рекомендации нетрудно: это и нахождение ребенка в коллективе, где имеющаяся проблема речи может стать причиной насмешек, и в целом трудности при обучении (в частности – при публичных выступлениях, в рамках котороых нужно отвечать на вопросы учителей).

  • Соблюдение распорядка дня. Режим дня играет важную роль в общем состоянии ребенка, и, прежде всего, касается это сна. В возрасте 3-7 лет длительность ночного сна должна составлять 10-11 часов, дневного – 2 часа. В возрасте от 7 лет длительность ночного сна должна составлять около 9 часов, дневного – 1,5 часа. Перед сном телевизор смотреть не рекомендуется.
  • Благоприятная психологическая атмосфера. Здесь речь идет о необходимости исключения шумного поведения и ссор при находящемся рядом ребенке. Это же касается постоянных одергиваний, чрезмерной строгости, частых замечаний и крика в его адрес – все это следует также исключить. Не менее важным моментом является отношение к проблеме ребенка - важно не показывать ему собственных переживаний на ее счет, ситуации это точно не улучшит, да и саму проблему не решит. Постарайтесь, чтобы у ребенка было больше положительных эмоций, хвалите его чаще.
  • Помощь в общении. Понятно, что ребенку необходима помощь по этому пункту, и для этого необходимо, чтобы он слышал правильную речь. Разговаривать с ребенком следует спокойно, медленно и ласково – так у него появится пример для подражания, ему проще будет усваивать речь. Исключается повторение труднопроизносимых слов по нескольку раз.
  • Общее укрепление здоровья. Нервное напряжение необходимо ослаблять, переутомление и шумные компании должны быть исключены. Полезно закаливание, активные игры, гимнастика.

Подытоживая, можно добавить, что научно доказанным фактом является то, что основной причиной заикания является речевая дискоординация. Учитывая то, что речь является сама по себе навыком, важно обеспечить формирование у ребенка соответствующих навыков речи на конкретных примерах, потому этому следует уделять особое внимание. И, конечно, не менее важным моментом является создание благоприятной психологической атмосферы при соответствующем отношении к ребенку. Саму проблему нужно решать, и начинать это делать нужно как можно раньше.

Иногда на фоне сильного стресса, переутомления, травм развивается заикание у детей, причины и лечение которого волнуют многих родителей. Чтобы точно диагностировать патологию, нужно посетить врача. Терапия длительная, включает разные методики, по которым необходимо регулярно заниматься с ребенком дома.

Симптомы и виды

Заикание (логоклония) – нарушение речи, которое характеризуется частым повторением отдельных звуков, слов, удлинением слогов, в речи отсутствует плавность и ритмичность. Патологию часто диагностируют у детей старше 3 лет. При правильном лечении болезнь с возрастом исчезает. От постоянного заикания страдает только 1% взрослых. Код по МКБ-10 – F98.5.

Существуют различные виды заикания, болезнь классифицируют по виду, типу и месту локализации мышечных сокращений, степени выраженности патологии. Остро возникшую логоклонию называют инициальной. Если заболевание продолжается несколько месяцев, оно переходит в закрепившуюся стадию.

Виды заболевания:

  1. Тонического типа – возникает за счет сильного сокращения мышц губ, языка, нёба, щек, гортани. Проявляется патология в виде длительных пауз, растягивания звуков, сильного напряжения лица и всего организма.
  2. Клонического типа – судороги выражены не так явно, спазмы быстро сменяются расслаблением мышц. Ребенок повторяет отдельные звуки или слова.
  3. Неврозоподобное – развивается на фоне неврологических дефектов, характеризуется нарушением двигательных функций и артикуляции.
  4. Невротическое заикание (логоневроз) – следствие влияния психологических факторов негативного характера.
  5. Эволюционное заикание – вызвано сбоями в развитии речевого аппарата, развивается в возрасте 3-5 лет.
  6. Реактивное заикание – болезнь развивается в возрасте 9-12 лет на фоне нервного срыва или психического заболевания.

При легкой форме болезни дети начинают заикаться только на фоне сильного стресса. Средняя степень характеризуется проблемами с речью при любом эмоциональном перевозбуждении. Тяжелая степень – ребенок заикается постоянно. Лечится ли логоклония? От болезни можно полностью избавиться, если начать лечение вовремя.

Важно! Заикание возникает чаще на согласных звуках, запинки происходят в начале, середине предложения.

При заикании нарушается согласованная работа речевых органов, сбой возникает из-за сокращений мускулатуры, которая участвует в процессе произношения звуков. Иногда страдают и дыхательные мышцы, что приводит к постоянному ощущению нехватки воздуха.

Основные признаки заикания:

  • ребенок внезапно замолкает, иногда на сутки, после чего начинает говорить, но уже нечетко;
  • присутствие в речи большого количества лишних звуков;
  • отсутствие или длинные паузы;
  • затруднения с началом речи;
  • нарушение фонематического слуха и восприятия;
  • тики, спазмы, судороги в области лица и шеи;
  • нарушение дыхания.

Часто к заиканию присоединяются психологические расстройства – логофобия, скоптофобия. На фоне логоневроза меняется и поведение детей, они становятся робкими, застенчивыми, мнительными, отличаются мечтательностью и бурной фантазией.

Важно! У мальчиков заикание диагностируют в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Пик начала болезни приходится на дошкольный возраст, первые признаки проявляются у детей 3-5 лет.

Как отличить заикание от запинок

Иногда родители замечают, что ребенок в возрасте 2-3 лет, который до этого говорил бойко, начинает повторять или тянуть слоги. Не нужно впадать в панику, следует разобраться, заикается малыш или запинается.

Отличие логоклонии от запинки (итерации):

  1. Заикание возникает на фоне спазма, а запинки часто бывают у ребенка, мышление которого опережает речевое развитие.
  2. При заикании можно увидеть судорожные движения в области шеи, рта.
  3. Если ребенка с логоклонией попросить говорить более внятно и четко, он начнет заикаться еще больше. Если проблема вызвана запинками, то после подобной просьбы речь станет более внятной.
  4. Дети начинают запинаться, когда рассказывают что-то длинное, трудное и непонятное для них. Если родители зададут ребенку простой вопрос, можно услышать четкий ответ без запинок.

Если проблемы с речью не исчезают в течение 2-3 недель, ребенок говорит все хуже, следует посетить логопеда, детского психолога, психоневролога, дефектолога.

Важно! Если своевременно не начать лечение логоневроза, у ребенка начнут развиваться сопутствующие заболевания – астения, ночное недержание мочи, вегетососудистая дистония, нарушение ритмичности сна, депрессивные состояния.

Причины заикания

Причины возникновения болезни до конца не изучены, многие врачи считают, что на ее развитие влияет наследственный фактор, состояние нервной системы, особенности развития речевого аппарата.

Почему возникает заикание:

  • сильное нервное потрясение, психологическая травма, испуг, невроз;
  • черепно-мозговые травмы, болезни центральной нервной системы, инфекции органов дыхания и слуха;
  • нервное переутомление или истощение, которое может возникнуть на фоне сильной интоксикации, заболеваний ЛОР-органов;
  • неправильное воспитание, для ребенка одинаково вредна излишняя строгость и вседозволенность;
  • повышенные умственные нагрузки, обучение сразу нескольким языкам, переучивание левши;
  • внутриутробные нарушения развития мозга, недоношенность, гипоксия;
  • недостаточное развитие мелкой моторики рук.

Даже после полного устранения симптомов логоклонии, болезнь может вернуться при сильном стрессе, что часто наблюдается у детей в 6-7 лет, которые пошли в школу.

Важно! С точки зрения психосоматики, логоклония развивается на фоне страха высказать свои желания. Чаще всего от заикания страдают дети, на которых постоянно давят родители, не дают проявлять ребенку инициативу. Устранять подобные проблемы – работа психолога.

Методики лечения

При диагностике заикания специалист учитывает происхождение патологии, тип и место локализации мышечных сокращений, степень выраженности отклонений в темпо-ритмическом развитии речи. Кто лечит заикание? Выявлением и устранением патологии занимается детский невролог, психолог, психотерапевт, логопед, остеопат. Проходит ли болезнь самостоятельно с возрастом? Нет, избавиться от нее поможет только длительная комплексная терапия.

Основу диагностики заикания составляет сбор анамнеза о развитии ребенка. Врачу необходимо подробно рассказать, когда и при каких обстоятельствах возникли проблемы. Для обследования ЦНС проводят допплерографию сосудов головного мозга, ЭЭГ, МРТ.

Для избавления от заикания, коррекции речи у ребенка используют комплексный подход. Лечение включает регулярные занятия у логопеда по различным методикам, психотерапию, ЛФК, массаж, иглоукалывание. Хорошо помогают устранить причины заболевания лекарственные и гомеопатические средства.

Занятия у логопеда в клинике, специальном центре помогут избавиться от заикания. Современные специалисты используют методики, которые были разработаны Селиверстовым и Левиной.

Как проходит занятие у логопеда:

  1. На первом этапе врач полностью сдерживает речь ребенка в течение нескольких дней.
  2. Учит ребенка четко говорить короткие фразы, правильно дышать. Во время сеансов развивают и мелкую моторику путем лепки, рисования.
  3. Постепенно фразы становятся длиннее, ребенок может описать картинку, пересказать рассказ.
  4. Логопед переносит полученные ребенком навыки в повседневную жизнь.
  5. План занятий обязательно включает психогимнастику, логопедические и речевые игры, упражнения на преодоление стеснения, избавления от замкнутости.
  6. Минимальная продолжительность лечения у логопеда – 8 месяцев.

Хорошо помогают избавиться от заикания сеансы рациональной психотерапии, гипноз. При легкой форме устранить проявления заболевания можно за 5-10 сеансов.

Медикаментозные препараты

Лекарства назначают при заикании не всегда, медикаментозная терапия направлена на устранение первичных патологий, на фоне которых возникли проблемы с речью.

Чем лечить заикание:

Название препарата К какой группе относится С какого возраста можно принимать Схема лечения
Фенибут Ноотропный препарат 8 лет По 1 таблетке трижды в день на протяжении 1-1,5 месяца
Пантогам Ноотропный препарат В таблетках – с 3 лет, детям младшего возраста при необходимости назначают сироп По 750-3000 мг/сутки на протяжении 1-4 месяца
Пантокальцин Ноотропный препарат Нет ограничений По 0,5 г раз в 4-8 часов в течение 2-4 месяца
Анвифен Ноотропный препарат С 3 лет До 8 лет – 50-100 мг трижды в день;

8-14 лет – по 250 мг раз в 8 часов;

старше 14 лет – 250-500 мг трижды в день

Продолжительность терапии – 2-3 недели

Энцефабол сироп Ноотропный препарат Нет ограничений до 7 лет – 2,5-5 мл суспензии 1-3 раза в сутки;

старше 7 лет – 2,5-10 мл сиропа раз в 8-24 часа.

Продолжительность лечения – 2-6 месяца.

Пикамилон Ноотроп С 3 лет До 10 лет – по 0,02 г утром и вечером;

старше 10 лет – по 0,2 г трижды в день

Кортексин Ноотропный препарат для внутримышечного введения Нет ограничений До 20 кг – 0,5 мг/кг, дозу делят на 2 введения;

более 20 кг – по 10 мг утром и вечером

Мидокалм Миорелаксант Безопасность в детском возрасте не доказана. Применяется по назначению врача Дозировку определяет врач, инъекционные формы у детей не используют
Клоназепам Противосудорожный препарат Безопасность в детском возрасте не доказана до 10 лет – 0,02 мг/кг;

старше 10 лет – по 1 г в день

Атаракс Транквилизатор С 3 лет

у маленьких детей чаще возникают осложнения — судороги

По 0,001-0,0025 г/кг в сутки
Глицин Улучшает процессы обмена в тканях головного мозга

Нет ограничений

По 1 таблетке 2-3 раза в сутки на протяжении 2-4 недель
Нотта Седативное средство с валерианой, ромашкой С 3 лет До 12 лет – 5 капель раз в 8 часов

В терапию включают препараты на основе таурина для устранения физического и умственного переутомления, витаминные комплексы – Магний B6.

Гомеопатические препараты

Гомеопатия помогает бороться с тревожностью, стрессами, улучшает работу головного мозга и ЦНС, избавляет от заикания. Препараты и схему терапии подбирает врач, самолечение не принесет желаемого результата.

Список эффективных препаратов:

  • Тенотен детский;
  • Бовиста;
  • Буфо рана;
  • Каустикум;
  • Купрум;
  • Эуфразия;
  • Игнация;
  • Ляхезис.

Прием лекарственных и гомеопатических средств необходимо сочетать с сеансами иглоукалывания, логопедического, расслабляющего, точечного массажа. Исправить речь ребенка можно только при комплексном подходе.

Народные средства

Методы нетрадиционной медицины предназначены для устранения последствий стресса, испуга, помогают улучшить работу головного мозга. Их можно использовать в качестве вспомогательного вида терапии.

Народные средства:

  1. В 200 мл молока насыпать 3 г травы гусиной лапчатки, смесь довести до кипения, пить в теплом виде каждое утро перед завтраком. Средство устраняет спазм сосудов головного мозга.
  2. Смешать по 3 капли сока соцветий и листьев ясеня белого, крапивы. Смесь держать на языке 5 минут, повторять сеансы раз 2 часа. Продолжительность лечения – 14 дней.
  3. Заварить 500 мл кипятка 5 г руты, томить на слабом огне 5 минут, процедить. Раствором полоскать горло и рот, глотать нельзя. Сеансы проводить 2-4 раза в сутки на протяжении 2-3 недель.

Важно! Если ребенок заикается, его нельзя ограничивать в общении со сверстниками. Он может посещать обычный детский сад, обучаться в школе, педагоги должны относиться к нему так же, как и к другим детям.

Дыхательная гимнастика

Специальный комплекс упражнений, который был разработан Стрельниковой, помогает нормализовать процесс дыхания, укрепить диафрагму. Дыхательная гимнастика простая, ее легко могут выполнять в домашних условиях дети старше 4 лет.

Комплекс фонационных дыхательных упражнений для коррекции речи:

  1. Ребенок стоит прямо, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, ладони раскрыты, смотрят вверх. Медленный и спокойный вдох – ладони сжать в кулаки, бесшумный выдох – исходное положение. Сделать 10 повторов.
  2. В положении стоя руки свободно опустить вдоль тела, ноги расставить чуть шире плеч. Вдох – присесть, повернуть корпус, на выдохе вернуться в исходную позицию. Сделать по 10 повторов в каждую сторону.
  3. В положении стоя наклонять голову, ухо должно прикасаться к плечу, при наклоне делать вдох. После 5 повторов свободно покачать головой в разные стороны, взгляд всегда должен быть направлен строго перед собой.
  4. Совершать наклоны головы вперед и назад, делать шумный вдох, на выдохе возвращаться в исходное положение.
  5. Делать резкие вдохи и плавные выдохи, губы при этом вытягивать трубочкой.

Делать гимнастику нужно каждый день, желательно утром – через час после завтрака.

Важно! Существует специальная компьютерная программа Демосфен, которая в виде игры на тренажере помогает ребенку улучшить ритмику речи.

Чтобы избежать проблем с речью, родителям следует строго соблюдать все рекомендации врача, выполнять домашние задания, регулярно заниматься с ребенком.

Полезные советы для родителей по воспитанию и обучению заикающихся детей:

  1. Родителям требуется следить за темпом, громкостью и правильностью своей речи.
  2. Не нужно заострять внимание на речевых проблемах. Ребенок не должен чувствовать, что с ним что-то не так.
  3. Время просмотра телевизора и компьютера не должно превышать 15 минут в день.
  4. Перед сном включать тихую классическую музыку, которая обладает хорошим психотерапевтическим действием, можно почитать добрые истории из специального сборника сказок от заикания.
  5. Если ребенок внезапно начал запинаться, следует предложить пропеть или сказать шепотом сложное слово.
  6. Пение специальных фонетических и логопедических песен, частушек, скороговорки – лучшие средства для борьбы с запинками и заиканием.
  7. Если проблемы с речью у дошкольника возникли на фоне умственного перенапряжения, необходимо дать ребенку возможность отдохнуть в течение 1-2 месяцев.
  8. Не нужно торопить запинающегося ребенка, подсказывать ему слова. Ждать окончания речи следует молча.
  9. В возрасте 1-2 лет необходимо развивать мелкую моторику – пальчиковые игры, шнуровки, рисование, лепка, лабиринты.

Важно! Хорошо помогают устранить проблемы с речью у детей водные процедуры – регулярное посещение бассейна, игры с водой в домашних условиях, плаванье подходят и для профилактики заикания при повышенной эмоциональной возбудимости у ребенка.

Многие родители ошибочно считают заикание несерьезной, возрастной проблемой, думают, что после детского сада ребенок будет разговаривать, как все. Но именно у детей школьного возраста болезнь серьезно обостряется на фоне сильного стресса и повышенных нагрузок. Только длительные, упорные занятия по коррекции речи и поведения помогут избавиться от логоневроза.

Обновление: Июнь 2018

Заикание – это нарушение ритма, темпа и плавности устной речи, в основе которых лежит судорога мышц речевого аппарата. В последние годы этот дефект встречается все чаще, корректируется хуже и вносит много проблем в жизнь маленького человека. Поэтому специалисты стараются внедрять новые, более совершенные методики выяснения причин и лечения заикания у детей.

Наиболее часто первые симптомы появляются у малышей 2-5 лет. Именно в этом возрасте активно формируется речь, а в головном мозге происходят сложнейшие процессы. Любая травмирующая ситуация, излишняя нагрузка, тяжелая болезнь или травма способны нарушить этот еще не до конца отлаженный механизм.

Классификация

  • Органическое (неврозоподобное)
  • Функциональное (логоневроз)
  • Смешанное

Неврозоподобное состояние возникает у детей с особенностями развития мозга, травмами или инфекциями нервной системы, то есть в основе лежит конкретный дефект строения или функционирования органов. Такие малыши заикаются постоянно и почти одинаково, часто имеют сопутствующие болезни, задержку умственного и физического развития. В более позднем возрасте может присоединяться невротическая реакция, тогда форма заикания становится смешанной.

Логоневроз – нарушение речевой активности без внутренних причин. Он появляется у здоровых детей после психотравмирующей ситуации (испуг, неблагополучие в семье), чаще – при невротических особенностях психики. Такие дети развиваются по возрасту или даже опережают сверстников. При этом ранняя речевая нагрузка может быть фактором риска.

Признаки Логоневроз Органическая форма Смешанная форма заикания
Активность речи Низкая Обычно высокая Высокая, после появления невроза — снижается
Эпицентр судорог Дыхательные, голосовые Артикуляционные Во всех группах мышц
Скорость речи Любая Высокая Высокая
Выразительность речи Любая Монотонная, невыразительная Монотонная, невыразительная
Психомоторное развитие Без особенностей Движения однообразны и неуклюжи, мимика вялая, почерк невнятный Любое
Течение болезни Волнообразное, ухудшение на фоне психологических стрессов Постоянное, с периодическими ухудшениями Любое
Стремление преодолеть заикание Выраженное, порой чрезмерно Не выражено Встречается
Боязнь говорить Выражена резко Чаще не выражена Встречается
Возраст и обстоятельства возникновения болезни В любом возрасте после психологической травмы, чаще у детей 3-7 лет В период формирования речи В период формирования речи, к подростковому возрасту наслаивается логоневроз
Интеллект Сохранен, часто — высокий Часто снижен Часто снижен

Место возникновение судорог

  • артикуляционные
  • дыхательные
  • голосовые

Артикуляционные судороги внешне выглядят как спазмы языка, перекашивание его в сторону, вытягивание губ и другие ненужные движения речевого аппарата.

При дыхательных судорогах человеку как будто бы мало воздуха, возникает так называемый «комок в горле».

Степень тяжести

  • легкая
  • средняя
  • тяжелая

Тяжесть болезни определяется степенью нарушения социализации. При легкой форме человек заикается совсем немного, редко, это практически незаметно для окружающих, а потому никак не сказывается на его общении в коллективе. Средняя степень тяжести приводит к затруднению общения, так как дети стесняются дефекта, стараются его исправить, что часто усугубляет ситуацию. При тяжелой форме общение с окружающими резко затруднено или даже невозможно.

Особенности протекания болезни

  • постоянное
  • волнообразное
  • рецидивирующее

Постоянное течение характерно для неврозоподобных состояний, при этом параметры, частота и тяжесть дефекта практически не меняются.

Волнообразная форма характеризуется периодами улучшений и ухудшений, последние могут быть спровоцированы стрессом.

Рецидивирующее течение похоже на волнообразное, но с более яркими проявлениями при обострении и почти полными отсутствием симптомов в остальное время.

Почему возникает речевая судорога

Точные причины проблемы назвать сложно. Всегда существуют предрасполагающие факторы, при которых риск возникновения дефекта увеличивается. Но если при этом нет грубого поражения мозга или серьезных психотравм, то он может никогда не возникнуть.

Факторы риска

  • неврозы у родителей
  • другие неврозы (энурез, навязчивые состояния)
  • аналогичные дефекты у ближайших родственников
  • болезни или травмы головного мозга
  • длительно текущие хронические заболевания

Причины

  • психологические травмы (острые и длительно существующие)
  • неправильная постановка речи с детства
  • избыточная нагрузка информационным материалом в раннем детстве
  • ускоренное или запаздывающее речевое развитие
  • подражание людям, имеющим заикание
  • переучивание леворукости

Фактор психологической травмы необязательно связан с острой проблемой (испугом, жестоким обращением, угрозой жизни). У предрасположенных детей развод родителей, рождение младшего брата или сестры, смена коллектива могут быть достаточной причиной для появления заикания.

Перегрузка информацией, которая часто встречается в наш технологичный век, также не идет на пользу малышу. Телевизоры, планшеты, компьютеры в совокупности с активными стараниями родителей побыстрее «разговорить» дитя ведут к обратному эффекту.

Для левшей большой проблемой может быть их переучивание, которое встречается сейчас редко. Конфликт между активным правым полушарием мозга и стимулируемым левым ведет к нарушению речевых навыков.

Все вышеперечисленные факторы относятся скорее к логоневрозам, на них можно повлиять и предотвратить. Органические речевые проблемы, возникшие после болезни или травмы, предупредить бывает сложно.

Симптомы

Внешние проявления дефекта могут отличаться в зависимости от его причины, степени тяжести и активности лечения. Но почти во всех случаях есть общие признаки. Помимо запинок в речи существует множество сопутствующих проблем, мешающих развиваться, общаться и реализовывать себя.

Речевые судороги

  • клонические
  • тонические
  • смешанные

Клонические судороги обычно возникают в начале формирования болезни. На этом этапе малыш повторяет первые буквы или слоги в словах: к-к-котенок, ма- ма- машина. В большинстве случаев такие запинки проходят самостоятельно, если родители правильно себя ведут.

Другой вариант - формирование стойкого вида заикания с тоническими проявлениями. Для них характерны паузы и провалы в речи: п…ривет, к…ошка. При длительном детском заикании судорожные эпизоды носят смешанный характер.

Нарушение дыхания

Дыхательные движения у заикающихся детей всегда поверхностные, они не работают диафрагмой. Сначала это связано с попыткой замаскировать дефект, а затем диафрагма настолько слабеет, что не может выполнять свои функции.

Неправильная интонация

В связи с речевыми проблемами и сопутствующим неврозом у детей возникает нарушение интонации. Их речь часто монотонная, невыразительная, неэмоциональная. Очень часто интонация не соответствует содержанию. Порой собеседнику заикающийся кажется раздраженным и грубым.

Психосоматические реакции

Логоневроз и смешанная форма характеризуются изменениями в психической сфере. На врожденный невротический тип личности накладываются комплексы, больной все больше замыкается в себе, а эмоциональные проблемы находят выход в виде реакций организма:

  • потливость, краснота щек
  • учащение сердцебиения
  • фобии (боязнь говорить, страх оказаться на публике)
  • , энурез
  • синдром дефицита внимания и
  • расстройства приема пищи (плохой аппетит, невозможность сосредоточиться на еде)
  • резкие смены настроения

Дополнительные обследования

При первых симптомах неблагополучия стоит посетить невролога. Он исключит болезни головного мозга и тяжелые дефекты нервной системы.

В некоторых случаях может понадобиться помощь ЛОР-врача, так как способно провоцировать трудности в общении. Это же относится к любой патологии органов дыхания и артикуляционного аппарата. Иногда нужна консультация психиатра, чтобы вовремя выявить невротические тенденции.

Заканчивается обследование походом к логопеду, который и определит дальнейшую тактику лечения.

Физиологические запинки

Часто родители путают речевые судороги с вполне естественным для 3-летнего карапуза явлением – физиологическими запинками. Это паузы в речи малыша, возникающие из-за возрастной неспособности оформить словами сложные предложения. Такие эпизоды не стоит воспринимать как серьезные дефект, они требуют не лечения, а коррекции системы занятий с малышом.

Физиологические запинки Речевые судороги
Вид Повторение звуков, слогов, слов или даже предложений. Паузы в процессе речи (когда малыш не в состоянии выразить мысль словами). Повторение звуков и слогов. Паузы в процессе речи (из-за судороги).
Расположение запинок В любом месте предложения, особенно в сложных конструкциях. Чаще в начале фразы или при произношении определенных звуков.
Влияние посторонних людей и незнакомой обстановки При попадании в непривычные условия и общении с чужими людьми запинки уменьшаются. В аналогичных условиях частота и интенсивность увеличивается.
Отношение человека к дефекту Чаще всего не замечает либо не придает большого значения. Замечает, переживает по поводу дефекта, что усугубляет логоневроз.
Принципы коррекции Работа по развитию речи и перестройке распорядка дня. В некоторых случаях – консультация невролога. Работа с логопедом, неврологом, внимательное отношение родителей и воспитателей. Сочетание педагогических и лечебных мероприятий.

Чтобы не спровоцировать переход запинок в настоящее заикание, нужно соблюдать обычные меры профилактики:

  • Нельзя перегружать детей информацией - на время лучше отложить просмотр новых книжек и заучивание стихов, ограничить просмотр телевизора.
  • Важно следить за манерой общения в семье, так как привычка быстро говорить может вызывать перерастание безобидных пауз в серьезный дефект.
  • До улучшения разговорной речи лучше сделать акцент на неречевых занятиях: рисовании, лепке, играх с водой.

Таким образом, главный принцип профилактики – притормозить появление новых слов до более полного формирования центров мозга, так как избавиться от заикания гораздо сложнее, чем не допустить его.

Что делать родителям заикающихся детей

Главное, что нужно помнить – речевые судороги являются болезнью. Нельзя закрывать на них глаза, но и слишком акцентировать внимание и винить малыша также недопустимо.

Существует несколько простых правил, которые позволят остановить развитие дефекта и сделать первые шаги к коррекции заикания.

  • Дети должны знать о природе своего недуга, но нельзя постоянно заострять на этом внимание.
  • При затруднениях малыша не надо подбадривать и стараться подсказать правильные артикуляционные движения.
  • Для некоторых людей характерна невнимательность или просто привычка переспрашивать смысл сказанного. В общении с заикающимся это просто непозволительно.
  • Если параллельно с речевыми судорогами существуют дефекты звукопроизношения, то их надо исправлять вместе с логопедом сразу, не дожидаясь результатов лечения заикания.
  • Нельзя допускать параллельного просмотра телевизора и приема пищи.
  • Необходимо ограничить или исключить развлечения на смартфонах и компьютерные игры при заикании
  • Для детей с невротическими особенностями очень важен четкий распорядок дня.
  • Если есть возможность отдать детей в секцию плавания, любого другого спорта или музыкальную школу – ею необходимо воспользоваться.
  • Не нужно перегружать ребенка занятиями, даже если его интеллект явно выше среднего. Чрезмерные умственные нагрузки могут усугубить дефект.
  • Направление в группу детского сада для детей с логопедическими особенностями – это вынужденная мера, ведь здоровые малыши легко перенимают все дефекты. Поэтому нужно подумать не только о своем чаде, но и о других, прежде чем спорить с руководством учреждения.

Основные этапы лечения

Главный принцип лечения заикания у детей– раннее обращение к специалисту. Попытки родителей изобрести свои методы и программы помощи часто терпят фиаско, так как дефект носит комплексный характер.

Работа с логопедом

Занятия со специалистом проводятся длительное время, не меньше 8 месяцев. Логопед учит малыша произносить трудные звуки, говорить плавно и ритмично, правильно дышать. Часто используется логоритмика – специальные музыкальные упражнения для детей с дефектами речи. В той или иной форме предлагается игра в «молчанку», когда дети должны сдерживать речь на протяжении нескольких дней, а потом постепенно начинать общаться короткими фразами. Разные специалисты работают по различным методикам, выбор остается за родителями.

Дыхательные упражнения

Неправильная постановка дыхания и слабая диафрагма – частые спутники речевых судорог у детей. Комплекс действий, сочетающих движение, вдохи и выдохи, позволяет устранить этот недостаток.

  1. Исходное положение - стоя с опущенными руками. Нужно наклониться вперед, округлив спину, опустив голову. В конце наклона необходимо сделать шумный вдох, затем приподняться не до конца и сделать выдох. Повторить упражнение несколько раз.
  2. Исходное положение – стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч. Нужно поворачивать голову из стороны в сторону, при этом делать вдох в конечной точке, а в процессе поворота производить выдох. Повторить упражнение.

Эти и некоторые другие задания входят в , часто используемую для лечения нарушений речи.

Аппаратные методы лечения заикания

Существует множество компьютерных программ, позволяющих скорректировать работу слухового и речевого центра. Это более актуально для старших детей, способных точно выполнять задания.

В основе аппаратных методик (Speech corrector, Демосфен) лежит проговаривание больным фразы, которую компьютер чуть замедляет и выводит в наушники. Попытка подстроиться под аппарат приводит к плавности и ритмичности речи. В результате судороги теряют свой невротический компонент (исчезают комплексы и стеснение), что положительно сказывается на течении болезни.

Медикаментозное лечение

Терапия этой болезни с помощью лекарств (транквилизаторы, противосудорожные препараты) имеет очень узкую сферу применения. Она возможна лишь при заикании на фоне тяжелого поражения мозга или серьезного психического расстройства. Все другие варианты лечения речевых судорог не включают в себя никакие медикаменты.

Длительность курса лечения заикания может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. Все зависит от тяжести симптомов и типа личности. Если логопед, родители и малыш работают сообща, в команде, то шансы на полное исцеление очень велики. Но даже при недостаточных результатах важно помогать малышу адаптироваться, чтобы он чувствовал себя любимым и полноценным, несмотря на дефект.

© 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии