Ресурсные расстановки с картами архетипы и тени. «Архетипы и Тени» — раненые целители и метафорические карты Ассоциативные карты архетипы и тени

Ресурсные расстановки с картами архетипы и тени. «Архетипы и Тени» — раненые целители и метафорические карты Ассоциативные карты архетипы и тени

17.09.2023

Введение

Примечание редактора: этот текст составлен из записей Барбары Ханны. Они были сделаны в преддверие лекций об анимусе, которые она читала в институте К.Г. Юнга в Цюрихе, начиная с октября 1974 года. В своих размышлениях Барбара Ханна время от времени вставляет такие фразы, как «рассказать историю о таком-то...», «цитата Юнга из...» или просто «развить», но дальнейшая информация иногда отсутствует. По-видимому, эти воспоминания спонтанно всплывали в её памяти по ходу лекций. Нам удалось идентифицировать и найти многие из этих ссылок. В тех нескольких случаях, когда мы не смогли обнаружить источник информации, мы просто оставили её записи в исходном виде без дальнейших комментариев

Хочу отметить, что 50 лет назад, когда я впервые приехала в Цюрих, мы находились в гораздо более благоприятных условиях для изучения проявлений нашего анимуса в повседневной жизни, чем сейчас. Юнг на дух не переносил негативного анимуса. Если вы подходили к нему даже просто поздороваться в тот момент, когда ваш анимус проявлялся особенно ярко, Юнг незамедлительно оказывал вам бесценную помощь в осознании его поведения таким способом, что вы надолго запоминали этот случай.

Все другие психоаналитики в то время неустанно отслеживали аниму или анимуса, научившись распознавать их, где бы они не появились, в ходе своего собственного анализа с Юнгом. Не знаю, до какой степени это практикуют сейчас, но иногда мы впадаем в шок, когда студентки, даже во время сдачи выпускных и дипломных экзаменов, блестяще отвечают на все вопросы голосом своего анимуса, вместо того, чтобы высказываться от самих себя. Другими словами, они выдают совершенно верные ответы, но при этом вы ничего не узнаете об их собственном мнении и об их творческих идеях по этому поводу. Далее на примере одержимости, произошедшем в средние века, я продемонстрирую, как женщина может оказаться в полной власти своего анимуса.

Вы можете научиться замечать разницу между настоящим голосом женщины и голосом её анимуса, не взирая на содержание речи. Это, конечно, применимо и в отношении самой себя. Но начать это отслеживать постоянно очень не просто, если только вы не прошли ту школу, которая выпала на нашу долю, когда мы ежедневно общались с Юнгом.

Здесь я говорю о негативном аспекте анимуса, который всегда проявляет себя первым, когда вмешивается во внешнюю жизнь. Но у него есть другая, очень положительная сторона, она предстаёт в тех случаях, когда анимус находится на своём истинном месте, то есть играет роль посредника между женщиной и её бессознательным.

Три года назад я читала курс о религиозной функции анимуса в библейской истории о Товите. В начале его роль была настолько негативной, насколько это вообще возможно. Убив семерых мужей Сары, он полностью подпал под влияние коллективного архетипа дьявола. Но медленно, шаг за шагом, он был отправлен на своё правильное место. В результате его роль стала настолько полезной, насколько сначала она была вредоносной.

Нашим первым примером в этом году будет случай одержимости, произошедший с одной монахиней в позднее средневековье. На этом материале мы сможем узнать много важного о процессе трансформации. Мы будем изучать этот случай с точки зрения психоанализа, думаю, что современные аналитики могут многому научиться, исследуя работу экзорцистов в старые времена. Я подчёркиваю, что говорю об «экзорцистах», а не об «инквизиторах», так как последние неизменно применяли наихудшие методы, и у них напрочь отсутствовало понимание того, с чем они имели дело.

Подобные средневековые случаи одержимости, как правило, были экстремальными. Но по существу и по архетипическим предпосылкам, они похожи на одержимость анимусом, с которой мы сталкиваемся в наши дни. Очевидно, что нам легче понять, что стоит за повседневными действиями анимуса, когда они проявляются с такой силой, как в подобных случаях. Но прежде, чем мы приступим к изучению этого материала, я хочу сделать некоторое отступление, рассказав, что представляет из себя анимус.

Под термином «Анимус» мы подразумеваем мужской дух или бессознательный ум женщины. Эмма Юнг постоянно напоминала о том, как важно хорошо понимать разницу между анимой и анимусом. Как вам всем известно, анима - это юнгианский термин для обозначения женской души мужчины. В то время, как анимус означает «дух» или «ум». Относительно этих понятий всё ещё встречается некоторая путаница.

Когда Юнг впервые обнаружил присутствие анимуса в психике женщин, он иногда говорил, что это душа женщины. Подобные высказывания можно встретить и в его ранних работах. Своё мнение он изменил позже, когда яснее увидел различия между анимой и анимусом. Сначала Юнг полагал, что анимус - это просто копия анимы, но по мере опыта, он стал понимать нюансы их различий. В действительности, они чрезвычайно важны!

Причина, по которой мужчина ищет свою аниму, заключается в его желании найти свой собственный, принадлежащий только ему, образ внутренней женщины, войти в контакт с Эросом и познать суть отношений. По началу всё это находится во власти его анимы. Что касается женщины, то она ищет анимус для того, чтобы он привёл её к Логосу, то есть, к её бессознательному уму, что в итоге позволит ей обрести собственное мировоззрение. Когда она начинает этот путь, всё это находится в руках её анимуса. Проще говоря: мужчина хочет ясно понимать, что он чувствует, а женщине необходимо распознать свои собственные мысли.

В целом, можно сказать, что мужчина всегда проецирует на женщину функцию отношений, а женщина проецирует на мужчину свой ум. Цель работы с анимой и анимусом заключается в том, чтобы изъять эти традиционные проекции. Основная задача женщины - развитие и интеграция женского духа, то есть, внутреннего Логоса. Она должна ассимилировать этот принцип, чтобы он стал неотъемлемой частью её внешней жизни, что приведёт к расцвету гармоничного сотрудничества. Тогда и умственно-интеллектуальная и инстинктивная части не будут вытеснены в тень.

Именно поэтому для женщины совершенно бесценна творческая деятельность. Она не сможет выражать себя творчески, не обладая прямым контактом с собственным умом, но во многих случаях именно эта часть ума сначала находится в бессознательном. Вот почему так много женщин предпочитают, чтобы их мужья выполняли за них творческую работу. Или, как отмечает Эмма Юнг, женщинам проще завести очередного ребёнка.

Мировоззрение женщины состоит из традиционных убеждений, которые она тщательно собирает на протяжении всей своей жизни до тех пор, пока её контролирует анимус. Это мнения её отца или других авторитетных лиц мужского пола, с которыми ей доводилось встречаться во времена юности. Если ей повезло иметь брата, то эти убеждения становятся не такими закостенелыми, а более живыми. В наши революционные времена идеи «её братьев» могут быть точно противоположными тому, что она получила в наследство от отца или других взрослых авторитетных мужчин. Но эти идеи приносят не так уж много пользы, как может показаться в начале, потому что всё равно они представляют собой ни что иное, как такое же одностороннее мнение, только более новаторского характера. В нём также отсутствует напряжение, возникающее из-за парадокса, который имеет первостепенное значение в работе с анимусом.

Женщины, чьи анимусы наполнены традиционными убеждениями, обычно, прячась за подобными установками, используют их, как стратегию для достижения своих желаний или того, что они принимают за таковые. Надо отметить, что и сейчас таких дам не так уж мало даже среди младшего поколения. Например, за строгими правилами викторианских норм поведения жена скрывает своё сильное желание иметь власть над собственным мужем. В результате ей не приходится видеть свои собственные отрицательные черты характера, свою ревность или страстное желание следовать собственному пути. К чему бы это привело, если бы она позволила неблагородным побуждениям вести её? Она всего лишь придерживается традиционных устоев и неоспоримо «правильному» образу жизни. Ревность, если мужчина или женщина не осознают её, пожалуй, может превратиться в самую опасную и разрушительную силу в мире. Юнг считал причиной ревности недостаток любви и способности любить. Несомненно, что так оно и есть. Но, если человек осознаёт свою ревность и страдает от этого, то до некоторой степени он платит за это. Вы больше не сможете утешаться, представляя себя самоотверженным ангелом, если осознаете, что внутри вас раздирают такие скверные силы, как ревность и чувство собственности.

Женщины, чей анимус снабжает их более современными взглядами на жизнь, обычно заходят слишком далеко в прямо противоположном направлении, отрицая все традиции. Зачастую это приводит к беспорядочной половой жизни. Помню, как однажды я разговаривала об одной женщине подобного типа с Юнгом. Она проходила у меня анализ. Я призналась ему, что мне было крайне неприятно оказаться в роли тётушки викторианского толка, читающей мораль, потому что подобные дамы изрядно испортили мне мою собственную юность. Он рассмеялся и сказал: «И всё же, вам придётся остановить её, если, конечно, у вас это получится. Слишком большое количество сексуальных связей разрушает женский Эрос». В своём эссе «Женщина в Европе» Юнг очень ясно выразил мысль о том, что для женщины отношение с мужчиной - это самое главное, что по сути и есть Эрос. А сексуальная сторона, которая так важна для мужчин, играет второстепенную роль.

Конечно, сексуальность - это естественное и необходимое проявление Эроса и составляющая часть отношений. Но, как однажды отметил Юнг, если секс ставят на первое место, умаляя важность самих отношений, это значит, что анимус одержал верх в этой ситуации. Он начинает выталкивать женщину из отношений, что может привести к тому, что она сама разрушит связь. В своём первоначальном, не преобразованном состоянии, анимус похож на ревнивого любовника, который постоянно пытается сделать женщину своей собственностью. Этого «ревнивого любовника, разрушающего отношения с мужчинами» мы с вами увидим в демонах, о которых рассказывала монахиня Жанна Фери, жившая в средние века.

Другой излюбленный трюк анимуса: выбрать для своей проекции не подходящего мужчину. Когда женщину постигает горькое разочарование, он тихо нашёптывает ей: «Бедная девочка! Но ты же знаешь, что все мужчины одинаковы. Ты можешь быть счастлива только в одиночестве рядом со мной». Таким образом, он постепенно плетёт кокон вокруг женщины, полностью отрезая её от окружения и противоположного пола.

Кажется, что анимус невероятно забавляется, вдохновляя женщину оспаривать непреклонные убеждения, которые совершенно не имеют отношения к данной ситуации, доводя тем самым мужчину практически до безумия. Подобные сцены неизбежно приводят к активизации его анимы, что приводит к глупейшим скандалам, в ходе которых избитые истины, «факты» и отвратительные эмоции заполоняют пространство, и уже никто не понимает, что же в действительности происходит за этой декорацией. Очень многие супружеские пары растрачивают огромное количество времени и энергии именно на такое времяпровождение.

Но не всегда именно анимус становится инициатором подобных скандалов. На аниму тоже можно возложить этот грех, так как в своём первоначально автономном и бессознательном состоянии она также хочет, чтобы «её» мужчина принадлежал исключительно ей одной. В романе Бенуа «Атлантида» мы видим экстремальный случай подобных отношений. Его героиня жила на таком пределе душевных сил, что оставляла жизнь своим любовникам всего лишь на одну ночь. Потом она их убивала, бальзамировала и ставила их тела в ниши, расположенные по кругу в её просторном мавзолее. А сама она восседала в центре на троне. }

© 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии