Конспект урока на тему "петельный шов". Многообразие видов вышивальных швов Петельный шов пирамидки как делать

Конспект урока на тему "петельный шов". Многообразие видов вышивальных швов Петельный шов пирамидки как делать

Одним из самых популярных видов швов является петельный шов. Без него не обходится ни один вид рукоделия: этот вид шва применяется в шитье и вышивании, широко используется для обработки краев изделий, оформления аппликаций и изготовления игрушек. В приведенном ниже мастер классе вы узнаете, как выполнять петельный шов в интересном уроке пошагово, а также научитесь применять его на примере шитья игрушек из фетра.

Изучаем порядок выполнения петельного шва пошагово в мастер-классе

Петельный шов может проходить как на основном полотне ткани, так и по краю изделия. Главная его особенность заключается в том, что стежки всегда ложатся перпендикулярно края ткани или контура рисунка. Рассмотрим порядок выполнения обоих вариантов.

Петельный шов на ткани.

Техника выполнения:

  1. Закрепляем на ткани нить с помощью узелка.
  2. Выводим иглу с изнаночной стороны на лицевую.
  3. На небольшом расстоянии снова прокалываем иглой ткань и выводим ее в направлении «на себя». Нитку подводим под иглу, вытягивая ее. Получаем первый стежок петельного шва.
  4. Повторяем процедуру необходимое количество раз, не забывая следить, чтобы длина стежков и расстояние между ними оставалось одинаковым.
Петельный шов по краю изделия.

Техника выполнения:

  1. Закрепляем нить с помощью узелка рядом с кромкой детали, которую собираемся обшивать. Если ткань сильно крошится, ее край желательно согнуть.
  2. Выводим иглу с нитью через сгиб.
  3. На небольшом расстоянии снова прокалываем иглой сгиб ткани и выводим ее в направлении «на себя». Нитку подводим под иглу, вытягивая ее.
  4. Повторяем процедуру необходимое количество раз.

Таким образом, верхняя часть стежков петельного шва ложится на кромку ткани, оберегая ее от дальнейшего осыпания. Фактически это единственный шов, который предназначен для обметки тканей без использования швейной машинки.

Как закрепить петельный шов? Сделать это следующим образом:

  • при выполнении шва на ткани вывести иглу на лицевую сторону и, сделав несколько коротких стежков, провести конец нити под стежками и обрезать нить;
  • при выполнении шва по краю изделия вколоть иглу в верхнюю линию шва, пропустить иглу через оставшийся на лицевой стороне кончик нити и сделать короткий стежок, обрезать нить.

Петельный шов выполняется не только иголкой на полотне ткани, но и с помощью крючка в процессе сборки вязаных деталей. Фактически он представляет собой цепочку воздушных петель, проходящих по контуру изделия. Преимущества соединения деталей крючком заключается в том, что этот шов можно выполнить очень быстро и так же быстро распустить при необходимости.

Петельный шов имеет множество разновидностей, которые применяются в основном при вышивке или художественной обработке края аппликации. Например, он может иметь разную длину стежков:

Или выполняться по кругу:

Петельный шов также может украшаться узелками, декорироваться бисером, сочетаться с другими видами художественных швов.

Пошив игрушки из фетра вместе с ребенком своими руками

Небольшие фигурки из фетра выполнить под силу даже начинающим рукодельницам. Шьются они вручную с помощью петельного шва. Попробуем изготовить простую игрушку для детей – забавную собачку.

Схема выкройки приведена для сидячей собачки на фото:

Нам понадобится:

  • небольшие кусочки фетра белого и рыжего цвета;
  • наполнитель (синтепух);
  • игла и нитки в цвет;
  • ножницы;
  • две черные бусинки для глаз.

Переносим выкройку на полотно фетра и вырезаем. Размер будущей игрушки можно менять по своему усмотрению. Так как фетр в принципе не крошится и подгибать швы не нужно, припуски не делаем.

Начинаем пришивать детали друг к другу с помощью петельного шва. Для этого накладываем мелкие детали на тело будущей игрушки и начинаем обшивать их по контуру, одновременно захватывая нижний слой фетра. Таким образом аккуратно пришиваем деталь нижней лапы, пятнышки и ушки сначала на одной половинке, затем на другой. Чтобы исключить смещение деталей друг относительно друга, фиксируем их с помощью английских булавок или предварительно приметываем контрастной нитью.

Затем к каждой половинке игрушки аккуратно пришиваем глазки из бусинок таким образом, чтобы они находились на одном уровне. Соединяем половинки петельным швом, оставляя отверстие снизу. Через это отверстие не очень плотно набиваем собачку синтепухом. Зашиваем полученное отверстие петельным швом, пришиваем ушки и бантик. Ушки необязательно пришивать полностью, достаточно скрепить парой стежков сверху, чтобы они немного торчали. Деталь бантика обматываем несколько раз ниткой посередине и пришиваем в области ушка с одной стороны.

Игрушка готова!

Видео по теме статьи

Для тех, кто хочет подробнее изучить технику выполнения петельного шва и особенности его применения, предлагаем посмотреть следующее видео.

К простейшим швам относятся контурные - "вперёд иголку", стебельчатый, тамбурный и т. п., а также нетельный и -козлик-, петельки с прикрепками и "узелки". Эти швы обычно выполняются во многих вышивках как вспомогательные, например: в вышивке стеблей и веточек - стебельчатый шов, в вышивке сердцевин цветов - "узелки", "козлик", тамбурный и т. д. Все они несложны в выполнении, не требуют особых навыков в вышивании, но, освоив их. можно выполнить более сложные узоры. Начинающие вышивальщицы могут выполнить эти швы на кусочке ткани размером 25 х 30 см. Лучше, если эта ткань будет с чётким, полотняным переплетением нитей (лён с лавсаном, рогожка, суровое полотно). Можно выполнять эш швы и по канве, но обязательно в пяльцах. Для удобства выполнения швов на плотной ткани из неё выдергивают 1-2 нити для каждого шва и выполняют шов по следу выдернутых нитей (необходимое число нитей будет легко отсчитывать). Выполняя эти швы, можно хорошо потренироваться в постановке рук при вышивании, вдевании рабочей нитки в иглу, закреплении её на ткани и т.д. Для выполнения этих швов рекомендуется вышивальная игла и нитки мулине в 6 сложений. Рабочую нитку вдевают в иглу двумя концами и закрепляют на ткани с помощью петельки, образовавшейся от складывания нити вдвое. Шов «шнурок» (рис. 15а). Выполняйте его в два приёма. Сначала по прямой линии или по контуру узора сделайте стсжки шва -вперёд иголку. Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подведите под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткани. Если игл) с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится другой вид шва (рис. 15 б). Шов «козлик». Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов и т.п. Используют его и для вышивки всего узора с произвольным контуром. Ровные полоски шва используют, как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани. Стежки располагайте слева направо, делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего. При выполнении шва по кривой линии (окружность. в сердцевинах цветов, листья и др.) необходимо следить за тем. чтобы расстояние между проколами по краю большей окружности было длиннее расстояния между проколами, расположенными по краю меньшей окружности. Петельный шов (иногда называют краевым швом, так как им обшивают край ткани, (рис. 17а). Подогните ткань на изнаночную сторону на ширину 3-1 мм и приметайте ее ниткой в тон ткани. Стежки петельного шва выполняйте в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложите на ука:«тельный палец левой руки и придерживайте его большим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани можно прижать к столу тяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложите вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывайте в ткань, отступя от первого стежка вправо и делайте стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так. чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затяните, сделайте третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины. Если петельным швом обшивают край строчевой сетки (например в цветной перевити), то стежки выполняют высотой 2-3 мм и оставляют между ними 2 нити ткани. В вышивках белой гладью обшивают фестоны (зубчатый край воротника), вырезы горловины и др. В этом случае стежки, плотно прилегающие друг к другу, выполняют разной высоты, располагая их по форме фестона. Петельным швом обшивают край небольших салфеток, низ передника или полотенца. В этом случае стежки выполняют толстыми цветными нитками. Высота стежка может быть от 8 до 10 мм, расстояние между ними 3-4 мм. Стежки могут быть разной длины (рис. 17 б), группироваться по 3 и более стежков (рис. 17в). в
Рис.17.Иногда край ткани обшивают дважды нитками разных цветов, например красными и синими. Сначала нитками синего цвета выполняйте стежки шва высотой 8 мм с расстоянием между стежками 5 мм. Затем нитками красного цвета делайте стежки высотой 4-6 мм, располагая их между стежками синего цвета.Тамбурный шов (рис. 18а) представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложите петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводите в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Выкалывайте иглу на 4-5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Так вышивают по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка. Тамбурный шов можно выполнять в виде зигзагообразной полосы (рис. 18 6). В этом шве стежки по изнанке и петельки по лицевой стороне будут располагаться поочерёдно то влево, то вправо от средней линии шва. Тамбурным швом вышивают полоски в других, более сложных вышивках, обшивают сердцевины крупных цветов и мотивы узора в олонецкой вышивке (олонецкий шов по письму). Этим швом можно вышивать узоры растительного характера, обшивая их по контуру и сплошь заполняя мотивы узора.
Петельки и полупетельки. Петелька "в прикреп" получится, если вышить первую петлю тамбурного шва. я вместо второй петли сделать маленький стежок, делая прокол в ткани ниже петли. Такими петельками вышивают цветы и травку в узорах белой и цветной глади. Петельки располагайте по кругу в цветке (рис. 19а) и с наклоном к стеблю в травке (рис. 19б ). Петельки можно прикреплять двумя стежками. Выполняя такие петельки (рис. 19в), рабочую нитку сильно не затягивайте и делайте сначала один, затем другой прикрепительный стежок. Ещё свободнее делайте петлю из рабочей нитки при выполнении 3 "прикрепок": сначала среднюю, затем - крайние (рис. 19г).
Сердцевины цветов можно вишни, полупетельками (рис. 19д). Для этого иглу с ниткой выкалывайте на лицевую сторону ткани, а рабочую нитку уложите петлей, как в тамбурном шве и сделайте прокол в ткани, отступя от первого прокола на 5-6 мм вправо. Иглу вкалывайте в середине расстояния между проколами и ниже линии проколов на 5-6 мм. Длина прикрепительного стежка зависит от расстояния между окружностью сердцевины и центром цветка и может доходить до 10 мм.
«Узелки». Ими выполняют сердцевину цветов или половин) листика в белой глади. Иногда цветок, вышитый белой гладью, обшивают по контуру узелками. Закрепите нитку и выведите сё на лицевую сторону ткани на линии контура. Левой рукой оттяните нитку влево. Иглу держите в горизонтальной плоскости, направляя острый конец влево. Рабочей ниткой обвейте иглу 1-2 раза в направлении от себя и придерживайте нитку левой рукой до конца выполнения шва. Правой рукой проколите ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Осторожно протяните нитку на изнаночную сторону, подтягивая к гкани получившийся узелок. Выполняя узелки, следите за тем, чтобы игла не попадала в точку первого прокола, т.к. в этом случае узелок вместе с ниткой легко пройдёт на изнаночную сторону. Выкалывайте иглу на лицевую сторону, отступя от узелка вправо на 1,5-2 мм, а вкалывайте рядом с сделанным узелком по кругу до тех пор. пока будет заполнена вся сердцевина цветка. В вышивках цветной гладью узелки выполняют цветными нитками мулине, иногда в 4-6 и более сложений, а иглу обвивают.3-4 раза. Величина узелка зависит и от толщины иглы. Чтобы узелок получился аккуратный, левой рукой поддергивайте нитку в то время, когда правая рука протягивает ее на изнаночную сторону.Продержка цветной нитки. Продержка ниток делается для украшения ткани цветными полосками, а также д\я придания ей большей рельефности. Полоски выполняют на тонких прозрачных тканях (например, креп-жоржет, шифон и т.п.), продёргивая толстую шёлковую нитку, сложенную вдвое. В этом случае из ткани, соответственно толщине шёлковых ниток, выдерните постепенно несколько нитей, например 5. Сначала выдерните одну нить, среднюю, затем - две, расположенные по обе стороны следа от выдернутой нити. Следующие две нити, расположенные слева и справа следа от выдернутых нитей, подтащите у края ткани и свяжите узелком. В образовавшуюся петлю проденьте шёлковую тонкую нитку и держите концы её вместе. Затем найдите концы двух нитей ткани у противоположного её края, осторожно вытащите их из ткани и обрежьте. В петлю из тонкой шёлковой нитки проденьте до середины толстую шёлковую нитку. Концы её сложите вместе и придержите их одной рукой до тех пор. пока другая рука вытащит из ткани тонкую шёлковую нитку. Тонкую нитку обрежьте, а толстую оставьте в ткани. Продёргивая цветную нитку в более толстую ткань, это делают в один приём. Сначала выдерните из ткани одну нить, затем две крайние свяжите узлом. В образовавшуюся петлю из нитей ткани проденьте цветную нитку, например мулине в 3-4 сложения. У противоположного конца ткани найдите концы двух нитей и вытащите их из ткани, а цветную нитку оставьте в ткани.

Шов Вперёд иголку

Шов «вперёд иголку» . Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Закрепите нитку у правого края ткани, делая стежок 5 мм (5-6 нитей ткани). После закреплении нитки иглу введите в точку второго прокола и протащите её вместе с петелькой на изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, иглу выколите на лицевую сторону и сделайте второй стежок и т.д. Стежки шва и пропуски выполняй те одной р.иим и располагайте в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной.

Так в белой глади этим швом обводят контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметь длину 3-4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, - 6-8 мм. Шов можно выполнять как по счёту нитей, так и по рисованному контуру. Стежки можно располагать в два и более рядов.

Шов За иголку

Шов "за иголку" - непрерывный ряд с гежков. Движением иглы справа налево сделайте первый стежок и пропуск одной длины. например равный 4-м нитям ткани. Для выполнения второго стежка нитку уложите слева направо. Иглу введите в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводите на лицевую сторону на 4 нити ткани левее второго стежка. Таким образом изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводите в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Стежки шва должны быть одной длины.

Этот шов можно выполнять с пропусками ткани между стежками. В направлении справа налево сделайте первый стежок на ткани длиной 4 нити. На лицевую сторону иглу выкалывайте левее первого стежка на 8 нитей и выполняйте второй стежок длиной 4 нити в направлении слева направо. Лицевая сторона такая же, как у шва «вперёд иголку», но стежки получаются более выпуклые, рельефные. Этот способ выполнения шва применяют в белой глади для выполнения могивов швом россыпь, а также для выполнения контура рисованных узоров.

Стебельчатый шов

Стебельчатый шов . Используют для вышивания контурных узоров, стебельков и веточек, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис». При выполнении кривой линии (выгнутой или вогнутой) иглу выкалывают со стороны центра круга, если рассматривать кривую линию как часть окружности. Шов образует сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнять в направлении слева направо, если вышивать двумя руками и в нпаравлении от себя, если вышивать правой рукой, а левой держа пяльцы. Сделав на ткани первый стежок от себя, иглу с ниткой выведите на середину левой стороны стежка, уложите к себе и прижмите к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делайте прокол в ткани выше первого стежка, а выводите иглу в середине в второго стежка с левой стороны. Шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя, каждый новый стежок при этом выходит вперед наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как при этом нарушится структура шва. Все стежки должны быть одной величины.

1. Выведите нитку на лицевую сторону в точке А. Проведите иглу по изнаночной стороне от точки В до точки С. Нитка должна быть под иглой.

2. Подтягивайте нитку, пока она не ляжет плотно, не перекашивая ткань.

3. Проведите иглу на изнаночную сторону через точку D и выведите ее на лицевую сторону в точке E . Нитка должна быть под иглой.

4. Подтяните нитку. Продолжайте выполнять стежки аналогичным образом.

5. Чтобы закончить шов, проведите иглу на изнаночную сторону за последней петлей.

6. Подтяните нитку, чтобы получился маленький прямой стежок и закрепите ее.

Обработка края.

1. Выведите нитку через сгиб в точке А.

2. Проведите иглу через точку В под подгибом, пока острие иглы не окажется за карем ткани. Нитка должны быть под иглой.

3. Подтяните нитку. Проведите иглу через точку С под подгибом и выполните вторую петлю. Нитка должна быть под иглой.

4. Продолжайте выполнять стежки аналогичным образом. После выполнения последнего стежка проведите иглу над петлей и через складку. Подтяните нитку и закрепите ее.

Конспект урока на тему "Петельный шов"

Тема: Петельный шов, технология его выполнения:

Цели (предметные) Познакомить учащихся с назначением и технологией выполнения петельных швов; с материалами и инструментами, создать условия:

Цели (личностные) развивать учебно – познавательный интерес к предмету, внимание, аккуратность, воспитание культуры труда, эстетического вкуса

Цели (метапредметные) – формирование УУД.

ПУУД – выполнять действия анализа, сравнения, систематизировать, умение работать самостоятельно, контролировать процесс и результаты действий.

КУУД – осуществлять учебное сотрудничество, взаимопомощь, соблюдать правила общения, выражать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование : т/ безопасности (плакаты ) Образцы выполнения петельных стежков, рабочие коробки, нитки. иголка, ножницы, фотопленки.

Ход урока

    Организационный момент.

    Проверить готовность к уроку. Настрой на работу. Добрый день всем кто пришёл на наш урок!

Встаньте красиво, поприветствуйте гостей, посмотрите как их сегодня много, и я думаю, что мы их порадуем хорошей работой.

А теперь тихонько садитесь. И с хорошим настроением начнём наш урок. Я уверена, что вы всё знаете, и все получите хорошие оценки.

3 Актуализация опорных знаний.

С первого класса вы уже знакомы с некоторыми видами декоративно – прикладного искусства. С какими видами? (вышивка, вязание, шитье)

Для чего нужны все эти виды прикладного искусства? На предыдущих уроках, чем занимались? (Вязание крючком) Учились вязать петли. (рассказывают дети)

Беседа: (знакомство с историей) Наша земля всегда славилась искусством мастериц – рукодельниц. Рукоделием люди занимались с древних времен. Произведения народного искусства создавались ручным способом и передавались из поколения в поколение. Вся женская половина населения русской деревни всегда пряла, ткала, вышивала, создавая прекрасные узоры всем на радость. Занимались не только крестьянские девушки и женщины, но и знатные дамы. Были и среди мужчин великие мастера. Например: английские моряки во время долгих плаваний вышивали своим любимым девушкам сувениры. Модельер Валентин Юдашкин. Известный певец Валерий Леонтьев сам себя обшивает.

Сегодня на уроке вы тоже - юные мастера.

Что лежит на ваших партах? (ножницы, нитки)

Что еще понадобится на уроке, отгадайте?

Барыня – сударыня весь мир одевает, а сама нагая ходит. (иголка)

А я хранительница иголочек и булавочек. (игольница)

4 Самоопределение к деятельности

М ожет быть, кто – то догадался, что мы будем делать на уроке? (ответы детей)

Шагает мастерица по шелку да по ситцу.

Как мал ее шажок! Зовется он (стежок) (написать на доске)

Что получается из стежков ? (проблема) получаются швы. Цель урока : Сегодня познакомимся с одним из видов шва и технологией выполнения. А швы бывают разные. Назовите? (Вперед иголку, стебельчатый, тамбурный, шов «козлик»)

Как называется шов, который мы будем выполнять на уроке, вы узнаете, прочитав тему в учебнике на странице 94 .

«Петельный шов»

Работа по теме уроков

Для чего необходимо учиться шить? (ответы детей)

А мальчикам надо уметь шить?

Назовите профессии людей, связанные с шитьем. (портниха, швея, закройщица, дизайнеры)

    Объяснение нового материала. Чтение по учебнику. Петельные стежки и с лицевой, и с изнаночной стороны напоминают петельки, отсюда и название: петельные.

Чтобы получить петельный стежок, игла вкалывается в ткань снизу, с изнаночной стороны. Когда кончик иглы выглянет на лицевую сторону, на него накидывают петлю из нитки и вытягивают иголку, затянув петлю. Затем иголка «шагает» вправо, и стежок повторяется опять. Строчку выполняют слева направо, нитки затягивают с одинаковым усилием. Стежки должны быть ровные и располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга и от среза.

Кто уже догадался, для чего применяют строчки петельных стежков? (ответы детей)

Строчи петельных стежков применяют для обработки срезов швов от осыпания. Эти стежки используют также и для обмётывания прорезных петель. Стежки располагают на одинаковом расстоянии от среза, плотно один к другому, затягивая с одинаковым усилием. В конце петли ставят закрепку несколькими косыми стежками.

Будем выполнять этот шов не на ткани, а не фотопленке.

    практическая работа «Выполнение петельных стежков»

    Перед началом работы нужно внимательно ознакомится с инструкцией и повторить правила техники безопасности.

    Давайте вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.

(чтение вслух: метод разъяснительного чтения)

Игла, игольница, нитки, ножницы, ткань, линейка и карандаш

Ребята, как вы думаете какие инструменты главные для работы швеи? (ответы детей)

Для того чтобы узнать какие инструменты главные для работы швеи, Катя расскажет вам сказку. Называется она «кто важнее?»

У одной швеи в рабочей коробке жили разные инструменты и приспособления.Но вот только Ножницы и Иголочки всё время спорили, кто из них важнее для швеи. Ножницы говорили: - Мы лучше! Так как нас используют больше, чем остальные приборы! Мы умеем резать бумагу, нитки, ткань и многое другое! А Иголочки говорили им в ответ: зато мы умеем шить одежду и зашивать разные дырочки. Долго спорили Ножницы и Иголочки. Их спор услышала бабушка Булавка. Она попыталась им объяснить, что все предметы важны и необходимы для швеи. Но они и слышать не хотели бабушку Булавку. Когда Иголочки и Ножницы успокоились, бабушка Булавка сказала им: Каждый хорош собой и очень важен: И Ножницы, и Иголочки, и швейные машинки, и сантиметровая лента, и мелок, и напёрсток! Ножницы могут резать, Иголочки могут зашивать и вышивать, Машинки швейные стачивать, притачивать, А мелок строить выкройки. Все предметы важны и один без другого существовать не может. После этого разговора Иголочка и Ножницы долго думали и пришли к общему мнению, что каждый прибор хорош собой и ни кто не должен спорить кто из них лучше! Когда они помирились, они стали вместе работать. Иголочка зашивала, а Ножницы перерезали ниточку, и им это очень понравилось, А бабушка скрепка за ними наблюдала и давала нужные советы.

Какие инструменты главные в работе швеи? (все)

После того как мы выяснили, что понадобится для работы, следует организовать своё рабочее место, убрав всё лишнее и расположив нужные предметы рационально. Выполните подготовку рабочего места.

- Какие правила техники безопасности необходимо вспомнить для работы ?

(повторение правил ТБ, работа с планшетами со стенда

Есть ли вопросы по выполнению практической работы?

Просмотреть по ноутбуку Петельный шов - разнообразие

Если вопросов нет, приступайте к выполнению.

Творческая работа

Выполнение работы учащимися. Текущий инструктаж учителя.

Организация выставки работ учащихся. Анализ работ, разбор ошибок и устранение их причин.

Проверяем качество работы:

    стежки без наклона, одинаковые по длине.

    выполнены на одинаковом расстоянии друг от друга.

Вопросы к учащимся:

    Какие стежки вы выполняли сегодня? (петельные)

    Как называются строчки, выполненные петельными стежками? (шов)

    Где применяются строчки, выполненные петельными стежками?(для обметывания края ткани, украшения)

    как выглядит лицевая и изнаночная сторона строчки, выполненная петельными стежками? (расположены перпендикулярно к краю ткани)

    для чего нужна линейка при выполнении петельных стежков?

    Сколько видов ручных стежков вы знаете? Перечислите их.

    Рефлексия Оценка работы учащихся.

Одно сердечко – над изделием надо потрудиться.

2 –сделано хорошо.

3сердечки – сделано отлично.

Выставка работ. Какой шов у вас получился? Объясните смысл пословицы.

Не игла шьет, а руки

Дарим подарки

Оценка работы учащихся на уроке.

Одним из видов ручных швов, часто используемых для шитья поделок из войлока, является петельный шов . Данный обметочный шов состоит из переплетенных между собой петель, именно этим обусловлено его название.

Петельный шов применяется как для сшивания деталей , так и для декоративной обработки края войлочного изделия.

И поскольку в отличие от большинства часто используемых для шитья войлочных поделок петельный шов на первый взгляд выглядит более сложным, предлагаю подробно рассмотреть

КАК ДЕЛАТЬ РУЧНОЙ ПЕТЕЛЬНЫЙ ШОВ

Для начала посмотрим,

КАК ЗАКРЕПИТЬ НИТЬ ДЛЯ ПЕТЕЛЬНОГО ШВА

    Вводим иглу с рабочей нитью с изнаночной стороны фетровой детали на расстоянии 0,5 см от края.

    Выводим иглу на лицевую сторону (А). Переносим иглу через край детали и снова вводим с изнаночной стороны в то же отверстие и выводим иглу на лицевую сторону детали (В). Затягиваем нить.

    Протягиваем рабочую нить сквозь образовавшуюся вокруг края детали петлю (С).

Теперь рабочая нить надежно закреплена и мы можем начинать

ШИТЬ ПЕТЕЛЬНЫМ ШВОМ

    Вводим иглу на расстоянии 0,5 см от края детали и 0,5 см от закрепляющего рабочую нить стежка (А).

    Протягиваем рабочую нить через образовавшуюся вокруг края детали петлю. При этом обращаем внимание, чтобы игла находилась перед нитью, образующей петлю (В).

    Те же действия повторяем для всех последующих стежков обметочного петельного шва.

Золотое правило выполнения петельного шва заключается в том, что расстояние между стежками должно быть таким же, как и глубина стежка. Так что, чем больше глубина стежков, тем дальше они должны располагаться друг от друга. Классическая глубина и расстояние между стежками ручного петельного шва составляет 0,5 см.

И напоследок небольшая заметка о наиболее распространенных

ОШИБКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ РУЧНОГО ПЕТЕЛЬНОГО ШВА И СПОСОБАХ ИХ УСТРАНЕНИЯ

1. Стежки петельного шва имеют разный размер, из-за чего шов выглядит неряшливо

Чтобы получить ровные петельные стежки одинаковой величины, поначалу можно разметить фетр простым карандашом, отмерив необходимую глубину стежков и расстояние между ними и наметить места ввода иглы.

2. Край фетровой детали сморщен

Этот дефект петельного шва связан с тем, что рабочая нить излишне затянута или петельные стежки выполнены слишком глубоко. Поэтому чтобы края детали не стягивались, при выполнении петельного шва не стоит затягивать рабочую нить слишком сильно, а глубина стежков не должна превышать расстояние между ними.

Шов петельный и его варианты.

Петельный шов предназначается для обметывания петель и обшивания срезов сыпучих тканей.

При его помощи можно плотно и прочно соединить края изделия (например, при изготовлении футляра для ножниц , при шитье мягкой игрушки и пр.), обшить края салфеточки или носового платка, вышить по контурам рисунки. Стежки в этом шве укладываются вертикально .
Длина вертикальных стежков в зависимости от изделия бывает 2-5 мм.
Шов имеет несколько вариантов . На рисунке 25
показан шов, выполняемый как слева направо, так и справа налево. При выполнении шва нужно обязательно следить за тем, чтобы проколы делались на одинаковом расстоянии друг от друга и от края изделия. Высота стежков и расстояние между ними изменяются в зависимости от характера работы.
Используя различную длину, наклон и группировки стежков,


можно образовать большое количество вариантов петельного шва (рис. 26).
Различными видами петельного шва вышивают контуры рисунков
, обшивают края изделий (рис. 27, а, б). Петельный шов может быть выполнен так, чтобы параллельные стежки находились внутри рисунка (рис. 27, в) или снаружи (рис. 27, г).

Бархатный шов «козлик» и его варианты.

Шов используют как соединительный (при подшивке изделий) и как украшающий. Шов выполняют между двумя параллельными линиями шириной 5-10 мм слева направо. По внешнему виду он представляет перекрещивающиеся наклонные стежки . Проколы ткани иглой осуществляют справа налево на нижней и верхней вспомогательных линиях поочередно (рис. 28, а).
Бархатный шов можно сделать сплошным , выполнив нитками одного цвета. Сплошной шов создает ажурную клетчатую полосу (рис. 28, б). На обычный бархатный шов можно положить этот же шов , но нитками другого цвета (рис. 28, в). Получается пестрая ажурная сетка .


Практическое применение бархатного шва и его вариантов то же, что и шва «елочка». Бархатный шов выглядит красочно и декоративно, если он используется при обработке небольших по размеру листьев, цветов, различных узоров. Лицевой стороной может стать та сторона, где скрещиваются наклонные линии этого шва (рис. 28, г), и та, где выделяется контур в виде стежков , похожих на шов «строчка» (рис. 28, д). В различных пособиях по вышиванию и декоративной отделке изделий из ткани можно встретить другие швы и их варианты, так что настоящее пособие не исчерпывает всего разнообразия соединительных и украшающих ручных швов. Для того чтобы научиться правильно выполнять ручные швы, необходимо усвоить ряд правил и приемов отмеривания ниток, завязывания узелка, закрепления конца ниток на ткани .




Нужная длина нити имеет немаловажное значение для работы
: слишком длинная
нитка мешает, нередко закручивается, очень короткая быстро кончается, а это ведет к тому, что появляется много узелков или мест, где закрепляют нитку. Детям приходится часто отвлекаться от основного хода работы, вдевать нитку в иглу и т. п. Отмерять нитку нужной длины можно двумя способами (рис. 29).
Вдевать нитку следует с того конца, который отрезали от катушки . Это предохраняет нитку от запутывания, скручивания и образования на ней узелков. Конец нитки, предназначенный для вдевания , надо засучить, т. е. покрутить между пальцами. Это облегчает вдевание нитки, так как в противном случае конец разъединяется на отдельные волокна.



Это действие обычно вызывает затруднения
у младших детей: получается слишком

большой узелок, вместе с узелком образуется петля, узелок вообще не завязывается. Поэтому необходимо поупражняться , чтобы научиться этой операции.
Узелок в конце нитки завязывается следующим образом. Конец нитки берут в правую руку между большим и указательным пальцами. Его дважды не очень туго, но и не слабо накручивают на указательный палец левой руки, придерживая большим пальцем (рис. 30, а). Далее полученную двойную спираль немного скручивают между указательным и большим пальцами, постепенно снимают с пальца и натягивают нитку (рис. 30, б).
Закреплять конец нитки на ткани можно не только при помощи узелка. Один из способов сводится к тому, что с изнанки в нужном месте делают прокол иголкой на лицевую сторону, протаскивают иглу и

оставляют с изнанки кончик нитки длиной 10-14 мм. Очень близко от первого прокола делают второй прокол на изнанку. Оставленный конец нитки крепко придерживают. В отверстие первого прокола делают повторный прокол на лицевую сторону, через второй прокол иголку вновь возвращают на изнанку. Такое действие повторяется 2-3 раза . Нитка оказывается прочно закрепленной. Конец нитки в месте ее закрепления укорачивают до 5 мм (рис. 31, а).
Можно закрепить конец нитки при помощи петли . Для этого сдваивают нитку и продевают в ушко иглы оба ее конца одновременно. С противоположной стороны от сдвоенных концов получается сгиб .

В нужном месте с изнанки делают прокол на лицевую сторону и вытягивают иглу с ниткой до тех пор, пока с изнанки не останется небольшая петля. Пропустив 2-3 нити ткани, делают обратный прокол с лица на изнанку. Иглу пропускают в образовавшуюся петлю. Нитку не очень резким движением затягивают. Сдвоенный петлеобразный конец нитки будет прочно закреплен (рис. 31, б).
Важно научить детей правильно держать при шитье ткань и иглу, пользоваться наперстком (рис. 32).

© 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии