Психология ребенка от а до я. Ребенок и спорт. Как мотивировать ребенка и надо ли это делать? Как мотивировать ребенка на спортивные достижения

Психология ребенка от а до я. Ребенок и спорт. Как мотивировать ребенка и надо ли это делать? Как мотивировать ребенка на спортивные достижения

03.07.2023

Слово "мотивация" впервые употребил А. Шопенгауэр в статье "Четыре принципа достаточной причины". Этот термин - мотивация как психическое явление - прочно вошёл в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Мотивация - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определённой цели, совокупность различных побуждений к определённой активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все её структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы.

Мотивация рассматривается как психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих потребностей и возможностей с особенностями конкретной деятельности и служащее основой для постановки и осуществления её целей.

Мотивация, как и волевые качества, формируется продолжительное время.

Что касается спортивной мотивации, то она специфична.

Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, в котором движущей силой включения в спортивную деятельность является мотивация. Психологические условия развития спортивной мотивации, побуждающие детей заниматься спортом, интенсивно тренироваться, участвовать в соревнованиях, работать над собой, взаимодействовать со сверстниками, отказываться от некоторых привлекательных видов досуга в пользу тренировок и спортивных состязаний, прилагать усилия для преодоления трудностей, пока ещё остаются не до конца изученным явлением.

Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием спортивной деятельности. Выделяют два уровня спортивной мотивации:

1 - общая мотивация. Её формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании ребёнка далеко поставленной цели;

2 - мотивированность на данной тренировке, на конкретном этапе подготовки, которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством осознания задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функционирования возможностей.

Развитие и функционирование спортивной мотивации предполагает необходимость высококго уровня развития ряда свойств личности:

1 - положительное отношение к спорту и преодоление трудностей спортивной деятельности;

2 - эмоционально-волевых качеств - целеустремлённости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной устойчивости, чувства коллективизма и его проявлений.

Спортивная мотивация определяется как актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата.

Каждый ребёнок нуждается в мотивации к занятиям спортом. Мотивация помогает достичь желаемых результатов.

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивой мотивации к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки.

Что мотивирует детей заниматься спортом?

В основе мотивации, побуждающей и побудившей к занятиям спортом, лежат потребности, которые подразделяются на:

1) физиологические;

2) психологические;

3) социальные;

4) материальные.

На мотивацию оказывают влияние возрастные особенности детей.

У дошкольника по умолчанию есть желание общаться с родителями, походить на них. Это значит, что ребёнок 3-6 лет получает сильные и значимые положительные эмоции от контакта с родителями. Положительные эмоции - та связка, с помощью которой новая мотивация прикрепляется к уже имеющейся. Прикрепление происходит путём совмещения в ситуации того, в чём ребёнок уже заинтересован, и того, в чём мы хотим его заинтересовать. Этот процесс называется "переключение эмоций" со старого содержания на новое, в результате чего происходит "мотивационное обусловливание" (В. К. Вилюнас).

Исследователи выявили 6 механизмов мотивирования ребёнка к занятиям спортом, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.

Огромная роль в мотивации принадлежит положительным эмоциям, которые являются стимулирующим фактором.

В младшем школьном возрасте (это возраст, когда многие дети начинают заниматься спортом) мотивацией ребёнка к занятиям спортом может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, стремление к совершенствованию в физическом плане, отношение с друзьями, стремление достичь уважительное отношение к себе, получить впечатления и эмоции, связанные со спортивной деятельностью.

В детском возрасте мотивацией к занятиям спортом выступают внешние факторы: подражание друзьям, отношение к физической культуре родителей, особенно отца. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого.

Если у ребёнка есть мотивация, то он развивает свои способности собственными усилиями. Такой ребёнок испытывает тягу к получению информации, которая поможет ему на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Пик сортивной деятельности большинства детей приходится на 12 лет. Возрастная психология определяет этот возраст как критический с точки зрения социального развития и становления самооценки ребёнка. Спортсмены этого возраста находятся в критичеком периоде развития. В работе с юными спортсменами этого возраста крайне необходимо использование принципов спортивной психологии. Существуют практические рекомендации, которые помогают создать адекватные спортивные условия, отвечающие требованиям юных спортсменов, способствующие стимулированию занятиям спортом и предотвращающие уход из спорта.

Чтобы спорт стал любимым занятием, чрезвычайно важно сформировать у ребёнка устойчивую мотивацию. Существует несколько способов:

1 - вызвать интерес к спорту;

2 - раширять представления ребёнка о многообразии спорта (спортивные передачи, спортивные журналы, фильмы о спорте и спортсменах);

3 - внимательно и ответственно подойти к выбору того или иного индивидуального или коллективного вида спорта, учитывая желание ребёнка и его физические данные.

В мотивации ребёнка к занятием спортом велика роль тренера. Поведение и деятельность тренера являются важнейшим фактором формирования у ребёнка устойчивой мотивации к занятиям спортом. Отсюда - очень высокие требования к тренеру как к личности. Деятельность тренера и проявление в процессе работы с детьми позитивных качеств личности тренера - сильнейшая мотивация ребёнка к занятиям спортом. Тренер отвечает не только за физическую, техническую и тактическую подготовку юных спортсменов, но и за их нравственное поведение, за их отношение к миру и людям. Тренер должен видеть способности ребёнка и помогать развивать их. Многим детям, начинающим заниматься спортом, необходима мотивация, которую способен обеспечить именно тренер-личность. Особенно необходимо внимание тренеров к формированию мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной подготовки. Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной подготовки необходимы:

1 - эмоциональная насыщенность занятий, положительные эмоции ребёнка;

2 - активная досуговая деятельност всей учебно-тренировочной группы;

3 - благоприятный психологический климат в коллективе.

На развитие мотивации спортивной деятельности оказывает влияние прменение различных видов поощрений и наказаний, успех или неудача, привлекательность содержания деятельности, постановка целей, акцент на цели, мотивация достижениями, составление графика занятий и многие другие факторы.

Обоснованная мотивация для занятий спортом - очень значимый побудительный фактор. Одна из лучших мотиваций - работа ребёнка в команде. Личный пример спортивной звезды - тоже сильная мотивация. Важная сосотавляющая мотивации в спорте - самомотивация на победу. (Известно, что со спортсменами работают психологи, помогая им преодолеть боязнь и неуверенность в победе.).

Практические аспекты формирования и сохранения высокой мотивации ребёнка к занятиям спортом очень важны.

Исследование мотивационных особенностей занимающихся спортом может служить для дальнейшего поиска и совершенствования организационных форм, способов, средств и процесса здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом.

Экология сознания: Дети. Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов? Происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении времени.

Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Дело в том, что я никого не убеждаю, у детей всегда есть выбор - идти или не идти (и за два с половиной года наших занятий таких «да, я совершенно точно знаю, что сегодня не пойду» было, может, раза четыре, у всех троих).

Но было много случаев наоборот, когда с температурой, больные, эти дети, как какие-то сектанты рвались в зал, как будто нет на свете дел важнее. А самое страшное наказание в самом зале - отстранение от тренировки или выполнения определенного упражнения.

Еще они любят прийти пораньше и негласным правилом хорошего тона, а также поводом для гордости, у них считается уйти попозже, вообще позже всех. Тренер для них -самый большой авторитет на свете, они ловят каждое слово и тренерские подарки для них самые драгоценные. Сейчас им 12, и почти по 8 лет и они намного взрослее, самостоятельнее, целеустремленнее и, мне кажется, счастливее, чем была я в их возрасте.

Я подумала о том, как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов, где на них могут накричать и сделать больно, когда готовы не опуская рук трудится над каким-то элементом, который может не получаться месяцами… ну и вообще в состоянии трудиться самостоятельно, даже когда рядом никого нет и не сачковать. Разумеется, таких детей готовыми «не выдают» .

И происходящее результат некоторой «политики партии» , проводившейся на протяжении этого времени.

Принцип первый, самый главный - это дело должно быть таким, которое нравится и ребенку и родителям.

Если дело не нравится, ну не лежит к нему душа - ничего не получится. Например, старшие дети занимались карате несколько лет, и ходили на занятия с деловитой печалью маленького существа, у которого выбора все равно нет (да, тогда в нашей семье было так). Мне казалось, что карате это важно. Детям казалось, что бить друг друга это не правильно. И за почти три года, что мы отзанималсиь там - их мнение не изменилось. Они получили синие пояса с желтыми нашивками. Спорт не увлек их. То есть если это что-то такое, что только нравится родителям, а мнением ребенка никто особо не интересуется (распространенный сценарий с музыкальными школами), то вариант «стерпится-слюбится» может и не прокатит.

Но важно еще и вот что: если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Любое занятие имеет свои радостные и темные стороны. Гимнастика, например - это так красиво, а вот растяжка - это так больно. Маленькая девочка может очень хотеть стать гимнасткой и очень не хотеть терпеть боль. Задача родителя - быть рядом если не на самих тренировках, то реально быть в теме в общем, показывать, что «я с тобой», это важно и интересно для него. Вдвоем идти интереснее, особенно по незнакомой дороге. А если это дело такое, что у взрослого ну совсем душа не лежит - ребенок может скиснуть (… ну раз родителям это не важно, то мне и подавно …)

Принцип второй - плавный старт. Никакой человек не выдержит моментального погружения в тренировочный режим профессионального спортсмена. Дети первого года учатся просто ходить на эти занятия, а что на них там происходит - уже не так важно Когда мы только начали - дети занимались три раза в неделю по полтора часа и этого было как раз достаточно. Иногда мне казалось, что так мало времени прошло, мы только расслабились - а тут снова тренировка… и это было всего лишь 4,5 часа в неделю. А сейчас их бывает и 27. Мы начали с цирковой студии, детям понравилось. Бывает так, что амбициозные родители приводят детей в серьезную группу, мол «мы очень серьезно настроены», там они начинают пахать и просто перегорают - тяжело, ничего не получается, нам за остальными детьми не угнаться никогда и т.д. Прежде чем развить скорость, нужно разогнаться, и в нашем деле разгон должен быть плавным. Мы наращивали обороты на протяжении многих месяцев. Когда начались ежедневные тренировки в спортивной группе, мы б не выдержали, если бы полгода не занимались до того в цирковой студии. Детей сперва отпускали через два часа и я не представляла, как выдерживают дети, которые тренируются по 4-5.

Принцип третий - у каждого свой путь и своя скорость. Мои трое детей, которые тренируются у одного тренера, в одной группе - совершенно разные. Старшая дочка одарена данными, силой, но часто ей не хватает драйва и настойчивости. Она - грустная бледная принцесса. Вторая дочка - маленький трактор. Я бы написала «тупой» трактор, но так о детях нельзя, а особенно о своих. Она не одарена данными, ей с трудом даются новые элементы, выучить танцевальную связку - вообще кошмар. Но она фантастически работоспособна и очень любит то, чем занимается.

Чтобы ее «запустить» в работу нужны совсем другие рычаги, чем у старшей. Еще у нас есть младший мальчик. Будучи братом-близнецом маленького трактора, он стал ее антиподом, скажем так. Мальчик четко знает свои границы комфорта, занимается ровно столько, сколько ему комфортно и тренеры быстро приняли позицию «ненасилия» по отношению к нему. Пока он где-то на полтора года отстает от сестер по умениям. Но мы все почему-то верим в его большое будущее.

Просто именно этому мальчику нужно время, чтобы проявить себя, раскрыться. Если бы не его сестры, я не знаю, хватило бы у меня терпения водить его каждый день на тренировки, на которых он делает процентов десять от того, что мог бы. Ведь на фоне остальных детей - этот мальчик самый отстающий. Но это не главное - ведь ему нравится то, чем он занимается. Он не готов работать, как остальные, но вообще тренировки ему по душе. И это - главное!

Принцип четвертый - выбор есть всегда. Меня часто спрашивают «а вот если они решат бросить?… тебе не жаль будет потраченного времени?». Во-первых, это время - очень качественное, это прекрасное время. И мы ходим на тренировки не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а потому что это классно. Как поход в кино, например. Но, с другой стороны, если мы тренируемся там, где есть всякие соревнования, то, конечно, хочется, чтобы исход этих тренировок привел детей к призовым местам. Об этом все помнят. А если захотят бросить я сделаю вот что: попрошу их подумать как следует о своих партнерах, которых они бросают на полпути. О тренерах, которые может имеют какие-то планы на них, верят в них и по-своему любят. И все взвесить еще раз: проблема, ведущая к уходу лежит в сфере спорта, в сфере отношений, в сфере личных умений-неумений и тд.

Дальше мы поговорим о том, что могло вызвать такое решение. Моя младшая дочь сказала что «на акробатике ей больше нечего делать» когда их разлучили с сестрой, с которой они весьма неплохо выступили в паре и она осталась без состава. Мы пришли к выводу, что это не «акробатика плохая», а так сложились обстоятельства, и бросить сейчас будет очень тупо, когда все только началось.Мы обсудили то, что ее личное мастерство не зависит от партнера рядом и есть много чего, что она может освоить самостоятельно. Дочку успокоил этот разговор. Вообще дети доверяют мне, они знают, что я на их стороне и никогда не скажу «нет, потому что я так решила». Мы много говорим про их тренировки, мы с мужем знаем по именам всех детей в группе, и это занятие стало частью нашей семьи в некотором роде. Не просто место, куда дети ходят тренироваться.

Принцип пятый - помогаем с первой победой. Я считаю, единственный период, когда на новобранца можно жестко наезжать (родителям, в смысле, можно - у тренера это работа каждого дня:), прессовать и не оставлять выхода кроме как стараться - это начальный этап, перед первыми соревнованиями.

«Неообстрелянные» дети не умеют навыка работать и стараться в принципе. Представьте лицо типичного сколиозного школьника, отводящего взгляд от планшета «что-о-о-о-о-? рабо-о-о-о-отать?».

Важно понимать, что это бой не с человеком, а бой с ленью.


Мои были точно такими же. Я бесконечно благодарна нашим первым тренерам из цирковой студии, которые сказали что мои дети, которые ходили туда три месяца чтобы потусоваться, не готовы работать и в этом кружке им делать нечего. Вот тут-то мы за них и взялись. «Вы хотите продолжать?» Они хотели. «Вы расстроитесь если вас выгонят?» Они расстроились. И тогда мы договорились с ними, что мы их подтянем до уровня той группы, но будем действовать как надо, а не как может быть им привычно и приятно. Ведь игра стоит свеч? Можно подписать контракт с ребенком, кстати. Чтобы было ясно - ЭТО имеет четкие временные границы. Скажем - месяц. Первые дни домашних тренировок были адом - я стояла за дверью и слушала как воют дети, которых Дима учил кувыркаться. Они выли от офигения, от протеста, от того, что вся их суть не хотела прилагать усилия. Но спустя пару недель они научились кувыркаться вперед, назад, делать «колесо» и стали уже сами вприпрыжку бежать на занятие.

Нам было важно пробить этот барьер, сломить силу притяжения и вывести их на новую орбиту.

Да, можно было махнуть рукой - кувыркаться назад сложно. На шпагат садиться больно. Это не наше. Но в любом деле так - оно сперва кажется сложным, а потом появляется столько радости, когда дело получается!

Я видела много детей, которые отказывались идти на тренировку потому что им казалось, что они просто никогда не смогут так. Зачем браться. Потому тренеры так орут иногда на детей - мол, не смей сомневаться, ленивый мешок с костями, ты сможешь! И они могут.

Принцип шестой - поддержка самых маленьких достижений. Парадоксальным образом, чем больше ребенка хвалишь - тем больше он работает. Должна быть точка опоры, когда весь мир против тебя - судьи, соперники, все только и ждут, кода ты оступишься.

Потому теплый, честный родительский тыл так важен.

Я никогда не ругаю детей за то, что у них что-то не получается, хотя было множество таких ситуаций, как в анекдоте, про «не плач девочка, у тебя голова не квадратная» У нас правило - радоваться любой, самой крошечной победе. Многие родители боятся перехвалить детей, испортить их - но дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной какой-то победы, им нужно двигаться дальше, наращивая количество побед. Потому похвалой их не испортишь.


Принцип седьмой - не все сразу и всему свое время. Мой старший сын пока еще не нашел дело, которым он готов заниматься сутки напролет. То есть нашел, но нам нужно еще прийти к разумному консенсусу - чтобы его хобби обрело структурированную форму с профессиональной огранкой. Ему 15 и я считаю, что все еще впереди. Старшая дочка поменяла более десяти кружков от танцев до зоологии, прежде чем неожиданно для всех укоренилась на акробатике. Ей было 11 лет, когда она, совершенно не подготовленная, не растянутая, пришла в спорт, где принято начинать лет в 6. Но в 6 лет она была совсем другим человеком, ей было просто рано.

Принцип восьмой - там, где хороший тренер. У нас на дорогу уходит где-то два с половиной - три часа в день. Мы ездим через весь город и это, порой, выматывает. Конечно, есть секции и поближе. Но даже если вдруг наша группа переедет еще дальше и неудобнее - мы продолжим ездить, потому что все начинается с тренера. Мне кажется, если нужно будет - мы даже переедем в другой город. Очень важно, чтобы дети любили своего тренера, доверяли ему. опубликовано

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 151

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Мотивация детей к занятиям спортом

Разработал: педагог дополнительного образования

Бубенцов Юрий Александрович

Санкт-Петербург

2017

Пре6дназначена для педагогов и воспитанников занимающихся в спортивных объединениях дополнительного образования.

Пояснительная записка

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь
. ( Китайская пословица)

В последние годы вошла в моду идея здорового образа жизни. Существует специальная гимнастика для новорождённых, комплекс развивающих занятий в бассейне… Что уж говорить о детях постарше - для них представлен весь спектр спортивных занятий. При этом нередко приходится слышать жалобы родителей на ребёнка, который отказывается заниматься спортом. Чаще всего родители сами виноваты, делая выбор за малыша, исходя из своих соображений. Мальчик должен уметь постоять за себя, значит, должен посещать секцию рукопашного боя или каких-либо восточных единоборств. А что, если мальчик хочет заниматься бальными танцами? И здесь существенное значение имеет желание самого ребёнка заниматься спортом, его мотивация. Мотивы занятия спортом могут быть различны. Прежде всего, необходимо понять, для чего понадобятся занятия спортом: просто для здоровья, для занятости и разнообразия или спорт может стать профессиональным полем деятельности для вашего ребёнка.

Цель: Понять, что такое мотивация, и какую роль она играет в занятиях спортом.

Задачи: используя мотивацию решить развивающие, обучающие и воспитательные задачи, становления гармонично развитой личности и успешного спортсмена.

Мотив - движущая сила человеческого поведения, его деятельности.

Мотивация - побуждение к ; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением , определяющий его направленность, организованность, и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Внешняя мотивация - мотивация, не связанная с содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Мотивация имеет высокую значимость в любой деятельности человека, особенно она необходима в спорте, где в очень сжатые сроки требуется достичь наилучшего результата в ситуации жёсткой конкуренции с другими спортсменами и спортивными командами. На сегодняшний день достаточно остро стоит проблема низкой психологической мотивации российских спортсменов, о чём можно судить по результатам спортивной деятельности наших команд в некоторых видах спорта, таких как футбол, хоккей и другие.

Среди основных мотивов занятия спортом выделяют следующие (по Е.П. Ильину):

    Стремление к самосовершенствованию

А) Укрепление здоровья

Б) Улучшение телосложения

В) Развитие физических и волевых качеств

2) Стремление к самовыражению и самоутверждению

А) Желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена

Б) Стремление к общественному признанию

В) Желание защищать честь команды, города, страны

Г) Желание быть привлекательным для противоположного пола

3) Социальные установки

А) Мода на спорт

В) Желание поддержать друга («за компанию»)

Г) Желание быть готовым к труду и армии

4) Удовлетворение духовных потребностей

А) Желание чувствовать себя членом спортивной команды

Б) Желание получать новые впечатления от поездок по городам и странам

В) Желание общаться со сверстниками

Основной психологической чертой мотивов, побуждающих человека заниматься спортом, является чувство удовлетворения, вызываемое занятиями данным видом спорта и неотделимое от самой спортивной деятельности. Вместе с этим, мотивы имеют сложный по своей структуре характер и могут быть подразделены следующим образом.

Непосредственные мотивы спортивной деятельности:

1) Испытываемое спортсменом своеобразное чувство удовлетворения от проявления мышечной активности;

2) эстетическое наслаждение красотой, точностью, ловкостью своих движений;

3) стремление проявить себя смелым и решительным при выполнении трудных и опасных упражнений;

4) удовлетворение, вызываемое участием в соревновании, являющемся важнейшей и обязательной стороной спорта;

5) стремление добиться рекордных результатов, доказать своё спортивное мастерство, добиться победы, как бы трудна она ни была и др.

Опосредованные мотивы спортивной деятельности:

1) Стремление стать сильным, крепким, здоровым ("занимаюсь спортом, потому что он укрепляет здоровье и делает человека бодрым и энергичным");

2) стремление через спорт подготовить себя к практической деятельности ("занимаюсь спортом, так как хочу быть более сильным физически");

3) осознание общественной важности спортивной деятельности ("хочу завоёвывать мировые рекорды, защищать спортивное знамя своей страны").

Мотивы спортивной деятельности не только многообразны, они отличаются динамическим характером, закономерно сменяя друг друга в процессе длительных занятий спортом. А. Ц. Пуни на основании специального исследования мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих заниматься спортом.

Начальная стадия занятия спортом. В этот период имеют место первые попытки включиться в спортивную деятельность. Мотивы, побуждающие к этому, характеризуются:

а) диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают заниматься обычно не одним, а несколькими видами спорта, причём часто совсем не теми, в которых они в дальнейшем могут показать своё спортивное мастерство);

б) непосредственностью ("занимаюсь, потому что люблю физкультуру");

в) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям данным видом спорта ("живу в Феодоссии, как же я мог не плавать?"; "с малых лет ходил на лыжах, т.к. жил на Урале)

г) нередко включают в себя элементы долженствования ("надо было посещать уроки физической культуры").

Стадия специализации в избранном виде спорта .

а) Пробуждение и развитие специального интереса к определённому виду спорта;

б) проявление способностей к этому виду спорта и стремление к их развитию;

в) эмоционально насыщенное переживание спортивного успеха и стремление к его закреплению;

г) расширение специальных знаний, совершенствование спортивной техники приобретение боле высокой степени тренированности.

Эти новые по своему качеству мотивы характеризуются рядом особенностей. Они связываются со спортивной специализацией (спортсмен становится гимнастом, боксёром, лыжником, пловцом и т.п.) и с приобретением спортивной квалификации 3-го, 2-го, 1-го разрядов. Вместе с тем, мотивы становятся более опосредованными, переносятся с самой спортивной деятельности на её результат, выражаются в стремлении к определённому спортивному успеху, рекорду.

Стадия спортивного мастерства. На этой стадии мотивами спортивной деятельности являются:

а) Стремление поддержать своё спортивное мастерство на высоком уровне и добиться ещё больших успехов в спортивной борьбе, которая делается всё более острой и трудной;

б) стремление служить своими спортивными достижениями как примером для подражания молодым спортсменам;

в) стремление содействовать развитию данного вида спорта, обогащению и совершенствованию его техники и тактики, потребность передать свой опыт молодым спортсменам.

Мотивы спортивной деятельности на этой стадии характеризуются ярко выраженной социальной направленностью.

Мотивация в спортивной деятельности выполняет следующие функции:

является пусковым механизмом деятельности;

поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности:

регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.

Поэтому оптимальный уровень мотивации к занятиям спортом необходимо поддерживать и своевременно повышать.

Тренерам чаще всего приходится работать с детьми, у которых уже сформирована мотивация к занятиям спортом и достижению успеха. Т.е. дети пришли в спортивную секцию с уже имеющимися, пусть и различными мотивами. Задача тренера и родителей – сохранить и повысить имеющийся уровень мотивации. Например, у мальчика, родители которого (особенно отец) всегда ставили перед ним чёткие и легко достижимые цели и оказывали ему при этом помощь, скорее всего, будет низкий уровень мотивации к достижению успеха, т.к. личная потребность ребёнка в этом не актуализируется. У ребенка, которого никогда не хвалили и не поощряли за достигнутый успех, также будут низкие потребности в достижении. С другой стороны, если родители ставили перед ребёнком трудные, но достижимые задачи и предоставляли ему самому добиваться успеха, а затем хвалили, - скорее всего, будет сформирована высокая потребность в достижении успеха, которая положительно отразится на его отношении к занятиям спортом. Родители ребёнка, обладающего высоким уровнем мотивации в достижении, должны вести себя иначе, чем с ребёнком, у которого низкая потребность в достижении успеха. В последнем случае ребёнка необходимо перевоспитывать, поощрять за успех, поддерживать эмоционально и показать ему, что высокого результата можно добиться собственными усилиями без помощи посторонних. С ребёнком, у которого благодаря ранним достижениям и самостоятельности, сформировался целеустремлённый характер, следует работать по-другому. Иногда ему надо оказать поддержку после проигрыша или помочь снять опасения и тревогу в ситуациях, когда он может потерпеть неудачу.

Работа по повышению мотивации должна проводиться непрерывно. Также можно выделить набор необходимых действий по повышению мотивации, которые должны осуществляться либо тренером, либо спортивным психологом в команде для достижения наилучшего эффекта.

В самом начале работы тренера с командой необходимо выявить мотивацию каждого из спортсменов. Особенно в детской спортивной команде первоначальная мотивация всех спортсменов может быть различной, могут не совпадать цели, могут быть разные амбиции и тяга к победам. В ситуации разной мотивации очень сложно организовать команды и заставить её двигаться синхронно к единой цели. Именно для этого тренер совместно с психологом должны исследовать каждого члена команды. Может быть использовано: тестирование, личные беседы, наблюдение за поведением спортсмена, беседы с родителями (отношение к детской спортивной команде), беседы с другими спортсменами.

В результате тестирования тренер увидит ситуацию с мотивацией в команде и сможет выработать ряд действий, направленных на формирование необходимой мотивации каждого из спортсменов. С этого момента начнётся второй этап работы над мотивацией команды – этап формирования или корректировки мотивации.

На этом этапе тренеру необходимо сформировать или скорректировать у каждого члена команды:

    Потребности в достижении успеха

    Общекомандные цели

    Интерес к спорту и к игре

Не следует удивляться возможным изменениям в мотивации спортсмена от сезона к сезону и даже в недельном цикле. Новые события, люди и новый жизненный опыт могут повлиять на отношение спортсмена к команде, тренеру и занятиям спортом. Так что тренеру необходимо постоянно следить за состоянием мотивации спортсменов, особенно в период соревнований. Поддержание мотивации требует постоянного влияния на потребности спортсмена, корректировки целей, влияния на интерес и другие составляющие мотивационной сферы.

Выводы: Таким образом, мотивация спортсмена в значительной степени определяет уровень его специальной подготовки, которая является одной из основных составляющих его спортивных успехов. Дело в том, что сила и устойчивость мотивации во многом определяется возможностями субъекта удовлетворить себя в конкретном виде спортивной деятельности, а уровень специальных знаний, умений и навыков детерминирует возможности спортсмена. Поэтому понятно, что в спортивных достижениях мотивация играет важную роль, а знание особенностей мотивационной сферы личности спортсмена позволяет целенаправленно готовить его к достижению высоких спортивных результатов.

Список использованной литературы:

1. Общая и спортивная психология под ред. Г. Д. Бабушкина, Омск: СибГУФК, 2004-400с.

2. Попов, А.Л. Спортивная психология: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 152 с.

Спорт – не просто веселое времяпрепровождение после садика или школы. Медики утверждают, что регулярные физические нагрузки являются самым простым путем к крепкому детскому здоровью, эмоциональной устойчивости и позитивному настрою в целом. Поэтому задача родителей – привить малышу любовь к спорту. Сам ребенок вряд ли ринется покорять спортивные вершины, его необходимо мотивировать.

Направляем, а не заставляем на спортивном пути

Спортивный кругозор ребенка не очень широк, поэтому родители должны оказать посильную помощь в выборе полезного увлечения. Не следует излишне настаивать на определенном виде спорта. Ребенку лучше рассказать обо всех возможных вариантах, а решение он должен принимать только сам. В сферу последующих обязанностей родителей войдут:

  • покупка красивой и удобной экипировки;
  • организация регулярных посещений тренировок;
  • поездки на соревнования.

Выбранное спортивное увлечение должно укладываться в рамки семейного бюджета. Ребенку будет обидно прощаться с любимым занятием, потому что финансовые возможности родителей исчерпались. По ссылке http://health-you.ru/kak-podruzhit-rebyonka-so-sportom/ можно прочесть о том, как правильно и ненавязчиво скорректировать спортивные интересы малыша.

Личный пример действует заразительно и положительно

Но что делать, если у ребенка не вызвало интереса ни одно из предложений спортивных секций? Не стоит опускать руки, выход из этой ситуации тоже есть. Спорт – понятие очень многогранное, и он не обязательно должен включать регулярные занятия в специализированном учреждении. Детям важна физическая активность в любом своем проявлении – прогулки, активные игры, пробежки и т. д.

Лучший способ мотивировать ребенка к физическим нагрузкам – личный пример родителей. Никакие лекции о пользе спорта, рассуждения о том, как упражнения укрепляют мышцы и кости, не подействуют. Родители сами должны дома или на улице личным примером показать, как нужно заниматься.

Практика показывает, что охотнее всего дети приобщаются к спорту через катание на велосипеде. Совместные выезды могут стать доброй семейной традицией выходного дня. Не менее удачным стартом легко станут походы в бассейн, на скалодром, в батутный центр, каток или ролледром. Ребенок должен почувствовать, насколько это круто – владеть в совершенстве своим телом и физическими возможностями.

Хотите, чтобы ваш малыш был здоровым и спортивным? А ребенок капризничает перед походом на тренировку?

«Мотивацию для занятий спортом для вашего малыша найти просто, надо только понять, что стоит за этим сопротивлением », - считает Екатерина Серебрянская, олимпийская чемпионка по художественной гимнастике, основатель детской «Студии Серебрянских».

Сегодня Екатерина поделится опытом, который приобрела во время своей звездной карьеры и многолетнего стажа работы с детьми:

Мама, мой мудрый тренер, пыталась найти ко мне подход. И когда она предоставила мне свободу выбора , это сделало процесс тренировок гораздо легче

«Подготовка к олимпийским выступлениям всегда сопровождались огромной физической и психологической нагрузкой, и я сопротивлялась этому, как только могла. Услышав ключевые фразы «должна, обязана», у меня включался механизм самозащиты , я сознательно растягивала время тренировки, затрачивая на сопротивление уйму энергии. Мама, мой мудрый тренер, пыталась найти ко мне подход. И когда она предоставила мне свободу выбора , это сделало процесс тренировок гораздо легче. Она начала ставить задачи иначе, говоря: «Ты можешь выполнить обязательную программу за четыре часа, а можешь справиться за полтора, а затем идти гулять в парк, или делать то, что тебе хочется». Именно это осознание свободы выбора, возможность принимать самостоятельное решение и распоряжаться собой и дало положительные результаты.

Также было и с весом . Перед выступлениями, когда нужно было сбросить «лишних» три кило, запрет на еду приводил меня к тайным набегам на холодильник. И тогда мама снова нашла ко мне подход: она указывала конкретную дату, к которой я должна иметь определенный вес. А выбор, как достичь этого результата - оставляла мне. И я выработала принцип: позволила себе лишнее - сразу в спортивный костюм и на стадион, отрабатывать калории…

Основываясь на свой родительский и тренерский опыт в Студии, я рекомендую родителям придерживаться четырех простых правил :

  • научиться слушать и слышать своего ребенка, ведь часто дети капризничают, потому что не могут четко выразить свои эмоции и пожелания. В этом нежном возрасте дети открыты всему вокруг, необходимо лишь вкладывать в них знания и прививать навыки правильно. Один из залогов успеха - обучать, играя. Действуйте с ребенком мягко, и обязательно ведите диалог. Только помните - в дошкольном возрасте малышу сложно осознать и выразить словами свои желания. Мягко подтолкните его!
  • не давить и не заставлять , а предоставить выбор в достижении поставленной цели. Если чувствуете, что у ребенка портится настроение при упоминании о тренировке, смените подход.
  • оставить свои амбиции и нереализованные желания в стороне, и позволить малышу выбрать свой путь . Обязательно консультируйтесь с тренерами и учитывайте психологические особенности возраста, склонности и таланты.
  • если ребенок заявляет о нежелании идти на тренировку - выяснить причины и устранить их. На ребенка просто невозможно действовать с позиции силы, заставлять или принуждать. Возможно, капризульки легко устранить, сменив секцию, неудобную форму, или подсказав как наладить отношения с другими детьми в коллективе.

Главная цель в итоге - не звездный результат, а заинтересованность ребенка в спорте, здоровье и достижении желаемого им результата

В «Студии Серебрянских», прежде всего, стремятся привить ребенку культуру и любовь к спорту в целом, оставив освоение сложных физических упражнений на потом. Дети младших возрастов занимаются по 45 минут 2-3 раза в неделю. В игровой форме они осваивают азы малой акробатики, художественной гимнастики и хореографии. А тренер выполняет роль наставника, второй мамой или папы в некотором смысле. И, таким образом, достигается гармоничное развитие ребенка и максимальные результаты. Дорогие мамы и папы, если вы нашли с таким подходом, советую задержаться там. Достижения ребенка и его горящие глаза очень быстро дадут о себе знать!

Один из молодых профессионалов «Студии Серебрянских», тренер Наталья Шанина, разделяет подход Екатерины. Психологическое образование Наташи помогает ей понимать деток лучше, кроме того, ее спортивная карьера строилась в атмосфере гармонии и доверия.

Наталья - тренер, который взаимодействует с ребенком, работает на одном уровне с ним, а не с позиции тирании. Она делится своими секретами в подходе к детям : «Родителям будущих спортсменов я настоятельно рекомендую, в первую очередь, выяснить, чего же хочет сам ребенок : в каком виде спорта себя видит, что ему интересно, что нравится на тренировках. Я понимаю огромную роль родительской заинтересованности к достижениям детей. Но тут хороша золотая середина. Я часто наблюдаю, как родители стремятся за счет ребенка реализовать свои несбывшиеся мечты. В таких случаях мы с мамой вступаем в диалог с ребенком, пытаясь помочь ему выразить свои желания или, наоборот, показать сопротивление. Ведь главная цель в итоге - не звездный результат, а заинтересованность ребенка в спорте, здоровье и достижении желаемого им результата. Маленькими шажками, в игровой форме, я начинаю вести малышей с малого и привожу к большому. И главная задача - не принять решение за ребенка , а помочь ему найти себя самостоятельно, направить и поддержать».

© 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии