Дидактические игры по трудовому воспитанию. Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников Дидактические игры по трудовому воспитанию детей

Дидактические игры по трудовому воспитанию. Использование дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников Дидактические игры по трудовому воспитанию детей

20.02.2023

Анна Ильина

Всем доброго дня!

О развитии у детей сформированности комплекса качеств по трудовому воспитанию , мы с моей коллегой (Наследникова Г. Н.) задумывались давно.

Задача педагога - помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении опыта, успешно развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений .

Навыки и умения дети приобретают в игре. Игра - это самый простой способ приобщения ребенка к тем или иным условиям.

Погружаясь в игровую ситуацию, дети более осознанно и увлекательно получают комплекс качеств, которые необходимы в процессе того или иного труда .

Сейчас на рынке очень много дидактических игр по трудовому воспитанию , но мы с коллегой решили создать игры своими руками .

И как оказалось, мы были правы в своем выборе, дети более эмоционально восприняли эти игры , задавали массу вопросов (из чего сделано? Как это делали? Кто этим занимается?.) .

Представляем вашему вниманию наши дидактические игры по трудовому воспитанию :

Первый комплект - это игры направленные на труд в природе в разное время года и формирование КГН.

Второй комплект - это игры направленные на бытовой труд , а так же на формирование самообслуживания.


Спасибо за внимание! Будем рады вашей поддержке.

Публикации по теме:

Здравствуйте уважаемые коллеги! В современном детском саду, с ее возможностями нет дефицита в оснащении развивающей среды разнообразными,.

Дидактические игры с прищепками своими руками.

Дидактическая игра "Лото" Цели:Совершенствование знания чисел в пределах 20,обозначение их цифрами; развитие внимания,памяти. Ход игры:В.

В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность во взаимодействии и общении со сверстниками. Детям свойственны наблюдательность,.

Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать.

Детишки с большим удовольствием играют в дидактические игры, изготовленные своими руками. Они вызывают у них больше интереса. Если при.

Игра «Накроем стол для кукол».

Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Что хочет делать Маша?»

Цель . Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья - для глажения; ведро и лейка - для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш - подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

Игра «Кому это нужно?»

Цель . Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

Игра «Выбираем работу»

Цель . Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем.
(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,
действуя по показу воспитателя.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем.
(Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем.
(Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,
дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.

Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Цель . Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры:
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
- Зачем нужно растение? (Лейка.)
- Почему нужно кормить? (Птичка.)
- Что нужно мыть? (Тарелка.)
- Что нужно чистить? (Ковер.)
- Что нужно стирать? (Платье.)
- Что нужно гладить? (Рубашка.)
- Что нужно печь? (Пирожки.)
- Что нужно менять? (Постельное белье.)
- Кого нужно купать? (Ребенок.)
Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.
- Зачем засевать поля? (Зерно.)
- Зачем сажать? (Картофель.)
- Зачем опрыскивать? (Яблоня.)
- Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?
- Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?
- Зачем делать еженедельную уборку квартиры?
- Зачем ухаживать за своим телом?

Игры для детей 5-7 лет

Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель . Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры:
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь - не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.
Мытье горшка.
Укладывание камушков на дно горшка.
Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
Насыпание в горшок поверх песка немного земли.
Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.
Срезание загнивших корней.
Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.
Уплотнение земли.
Установка горшка с растением на поддон.
Полив растения под корень.

Игра «Назови профессию».

Цель . Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.
Ход игры:
Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.
Трактор - тракторист.
Машина - шофер.
Экскаватор - экскаваторщик.
Комбайн - комбайнер.
Подъемный кран - крановщик.
Поезд - машинист.
Корабль - капитан.
Самолет -летчик (пилот).
Космический корабль - космонавт.
Пожарная машина -пожарный.
Бульдозер - бульдозерист.
Гоночная машина -гонщик (пилот).
И т.д.

Игра «Угадай профессию».

Цель . Расширять представления детей о профессиях.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.
Кролик - кроликовод.
Теленок - телятница.
Овца - овцевод.
Олень - оленевод.
Виноград - виноградарь.
Чай - чаевод.
Хлеб - хлебороб.
Сад - садовод.
Цветы - цветовод.
Пчела - пчеловод.
Поле - полевод.
Гаечный ключ - слесарь.
Ведро и швабра-уборщица.
Билет - кондуктор.
Касса - кассир.
Рубанок - столяр.
Краска и кисть -маляр.
Мастерок - штукатур.
Кульман - инженер.
Молот и наковальня - кузнец.
Огнетушитель - пожарный.
Шприц - медсестра.
Электропила - лесоруб.
Рыбацкая сеть -рыбак.
Зубоврачебное кресло - стоматолог.
Доильный аппарат -доярка.
И т.д.

Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С.Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества.

Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убежден в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №16 «Дюймовочка»

«Использование

дидактических игр

дошкольников»

Воспитатели:

Кириллова И.В.

Батыршина Н.Н.

Использование дидактических игр

в трудовом воспитании дошкольников
"Самое большое богатство, которое отец может

оставить сыну в наследство, научить его трудиться".

К. Д. Ушинский
У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Игры, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносятэлемент творчества в действия детей.

Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых являются:


  • сюжетно – ролевая игра.

  • театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

  • дидактическая игра.
Дидактическая игра – игра обучающая.

Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка.

Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребенка; формирует правильное произношение, развивает связную речь.

Основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых , с бытом людей.

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:


  1. Игры с предметами

  2. Настольно – печатные игры

  3. Словесные игры

Зачем засевать поля? (Зерно.)

Зачем сажать? (Картофель.)

Зачем опрыскивать? (Яблоня.)

Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?

Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?

Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

Зачем ухаживать за своим телом?


Игры для детей 5-7 лет
Игра «Угадайте, что я делаю?»

Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.

Дети угадывают действия.
Игра «Что сначала, что потом?»

Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.

Мытье горшка.

Укладывание камушков на дно горшка.

Насыпание в горшок песка (высота 1 см).

Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.

Срезание загнивших корней.

Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.

Уплотнение земли.

Установка горшка с растением на поддон.

Полив растения под корень.


Игра «Назови профессию».

Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Ход игры:

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Трактор - тракторист.

Машина - шофер.

Экскаватор - экскаваторщик.

Комбайн - комбайнер.

Подъемный кран - крановщик.

Поезд - машинист.

Корабль - капитан.

Самолет -летчик (пилот).

Космический корабль - космонавт.

Пожарная машина -пожарный.

Бульдозер - бульдозерист.

Гоночная машина -гонщик (пилот).

И т.д.
Игра «Угадай профессию».

Цель. Расширять представления детей о профессиях.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик - кроликовод.

Теленок - телятница.

Овца - овцевод.

Олень - оленевод.

Виноград - виноградарь.

Чай - чаевод.

Хлеб - хлебороб.

Сад - садовод.

Цветы - цветовод.

Пчела - пчеловод.

Поле - полевод.

Гаечный ключ - слесарь.

Ведро и швабра-уборщица.

Билет - кондуктор.

Касса - кассир.

Рубанок - столяр.

Краска и кисть -маляр.

Мастерок - штукатур.

Кульман - инженер.

Молот и наковальня - кузнец.

Огнетушитель - пожарный.

Шприц - медсестра.

Электропила - лесоруб.

Рыбацкая сеть -рыбак.

Зубоврачебное кресло - стоматолог.

Доильный аппарат -доярка.

И т.д.
Игра «Кому без них не обойтись?»

Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

Этот возраст относится к переходному от раннего детства к дошкольному. Он осложнен «кризисом трех лет». В этот период у ребенка резко обостряется стремление к самостоятельности. Однако недостаток жизненного опыта, сознательного понимания действительности, развития высших способностей, приводит к тому, что самостоятельно ребенок себя реализовать не может.

Его стремление к независимости выражается в повышении капризности, упрямстве, непослушании. Все вместе это вызывает напряжение и ребенка, и его родителей. Возникает много конфликтов. Ребенок в этот период требует повышенного внимания и понимания со стороны взрослых и одновременно ощущения самостоятельности в своих действиях.

Решение этих проблем в определенной степени осуществляется продуманным игровым взаимодействием. Игра позволит ребенку уточнить представления об окружающем мире, разовьет умственные способности, обогатит его чувства. Выполняемые по ходу игры действия способствуют развитию настойчивости, упорства, дисциплинируют характер, формируют терпение.

Кроме общих задач и функций игры в этот период особенно должны быть направлены на развитие мото-рики ребенка, словарного запаса, формирования основных навыков ухода за собой (одеться, умыться, прибрать игрушки и т.д.).

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

☺ Игра на воспроизведение известных предметов

Вам понадобятся несколько картинок достаточно большого размера и несколько более мелких квадратиков. Дайте ребенку внимательно рассмотреть все картины. С помощью квадратиков закройте одну картину а затем начинайте по очереди в разных местах снимать квадратики. После открытия каждого очередного «кусочка» основной картины попросите ребенка угадать, что за картина спрятана под квадратиками. Кто из детей раньше угадает, что за картина «спрятана», тот и выиграл.

☺ Игра «Кошки-мышки»

Вариант для маленьких детей заключается в общей веселой беготне всех детей («мышек») за одним взрослым («кошкой»). В результате все «мышки» должны поймать «кошку».

☺ Игра «Руси-лебеди»

Это тоже активная моторная игра, развивающая координацию детей. Все дети изображают «гусей-лебедей», машут, как крыльями, ручками и «перелетают» с одного места на другое, по указанию взрослого. («Теперь мы полетели на стульчики! Кто быстрее? А теперь — на диван» и т.д.). Игра сопровождается приговоркой.

— Гуси-Гуси!

— Га-га-га! — отвечают дети.

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Так идите же сюда! (на диван! И т. д.)

Лучше, когда эта и предыдущая игры проводятся на свежем воздухе.

☺ Игра «Зоопарк»

Данная игра направлена на развитие речи ребенка восприятия звуков, внимания и памяти. Дети встают е круг. Взрослый говорит, что они будут разными зверушками, которые живут в зоопарке. Он «идет по зоопарку» и останавливается перед конкретным ребенком. Задаче ребенка — «перевоплотиться» в соответствующего зверя. Покричать, как зверь (утка крякает, медведь рычит, лисичка тявкает, дятел стучит и т.д.) или изобразить егс движениями (зайчик прыгает, сорока — летает, тигр — бежит и т.д.). Взрослый должен помогать детям в игре. Например, вначале детям можно рассказать о животных, попробовать их изобразить, а затем уже «идти в зоопарк».

☺ Игра «Шоколадка»

Дети делятся на команды — по 3 человека, но команды должны составлять равное число участников. Каждой команде выдается одна небольшая шоколадка. По знаку ведущего первый игрок разворачивает шоколадку, откусывает от нее кусочек и передает следующему игроку. Следующий откусывает еще кусочек и передает следующему. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее съесть всю шоколадку и чтобы каждому обязательно досталось по кусочку.

☺ Игра «Веселый Там-Там»

Всем игрокам раздаются барабаны, коробки или другие предметы, которые являются «там-тамами». У взрослого ведущего тоже свой «там-там». Взрослый руками на своем «там-таме» отбивает какой-нибудь простой ритм. Например, та-та, та-та. Дети вместе на своих «тамтамах» должны повторить. И так далее. Игра вызывает у детей много веселья, формирует первичные навыки совместного действия и развивает слуховое восприятие, чувство ритма.

«Трудовые» игры для детей 3-4 лет

Научными исследованиями установлено, что трудовые игры, т.е. игры, в которых осваиваются элементарные трудовые навыки, благотворно влияют одновременно и на физическое, и на психическое развитие ребенка: повышается работоспособность и деятельность всего организма, совершенствуется нервная система.

Трудовые действия укрепляют мышцы ребенка, содействуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности. В трудовой деятельности малыш узнает много нового, интересного для него о предметах и материалах, которые использует. Например, ребенок на практике убеждается, что слепить пирожок можно только из мокрого песка, что в деревянную дощечку можно вбить гвоздик, что бумага легко сгибается, рвется и т.д.

Мать, наблюдая за трехлетним ребенком, может заметить, что, если ему предложить вытереть тряпкой стол, он будет без конца повторять это движение. Это происходит потому, что он, овладевая процессом трудового движения, получает много радости.

В этих играх детям предлагается что-то полезное делать вместе со взрослыми.

— Давай вместе уберем кубики.

— Давай размешаем чай.

— Помоги мне готовить кашу — подержи ложку.

— Вытри стол.

Все действия ребенка, которые соответствуют трудовым, надо поощрять и вводить в игровое поведение.

Трудовое воспитание в детском саду

«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных
профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями
должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.

«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.

«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.

«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.

«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т.д.

Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетцицу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи).
Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

Игра «Угадай, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры. Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В в центр круга выходит ребёнок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем, Поглядим и угадаем.
Ребёнок имитирует трудовые действия не только движениями, нои (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, рубит дрова, трёт на тёрке и т.д.
Дети угадывают действия.

Игра «Что сначала, что потом?»
Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.
1 Опрокинуть горшок, из него вынимают растение.
2 Мытьё горшка.
3 Укладывание камушков на дно горшка.
4 Насыпание в горшок песка (высота 1 см).
5 Насыпание в горшок поверш песка немного земли.
6 Отряхивание палочкой старой земли с корней растений.
7 Срезание загнивших корней.
8 Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землёй.
9 Уплотнение земли.
10 Установка горшка с растением на поддон.
11 Полив растения под корень.

© 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии