Советы психолога: как выбрать секцию или кружок для ребенка. Пять ошибок при выборе дополнительного образования для ребенка Как избежать разочарования

Советы психолога: как выбрать секцию или кружок для ребенка. Пять ошибок при выборе дополнительного образования для ребенка Как избежать разочарования

Судьбу ребенка зачастую определяют его родители, когда записывают своего малыша в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. И каждый взрослый в глубине души надеется и верит, что его чадо станет со временем самым умным, ловким, сильным…

Некоторым родителям удается воплотить свои собственные несбывшиеся планы и мечты по поводу спортивной, музыкальной, танцевальной карьеры через своего ребенка. Хорошо, если интересы родителей и детей находят точки соприкосновения. Нередки случаи, когда их интересы могут кардинально отличаться. Так что при выборе кружка или секции для своего сынишки или дочки, лучше исходить, в первую очередь, из его способностей, возможностей и интересов. Итак, предлагаю несколько простых рекомендаций по поводу того, как выбрать кружок или спортивную секцию для ребенка.

Интересы ребенка

При выборе кружка или секции для своего ребенка важно помнить, что самый лучший кружок для него — это тот, где ему интересно проводить время, куда он ходит не по принуждению, а по своему желанию. Поэтому перед тем, как записать его в какой-нибудь кружок или секцию, следует поинтересоваться мнением ребенка по этому поводу. Однако дети не всегда в состоянии правильно оценить ситуацию и принять осознанное решение. Иногда им кажется, что они вообще ничего не хотят, или им интересно и то, и другое, и третье. В данном случае можно попробовать записать ребенка в несколько кружков и секций или сводить его на пробные занятия в несколько кружков, чтобы он имел возможность ознакомиться с разными интересными видами деятельности и сделать свой собственный, осознанный выбор. Бывает и так, что ребенок выбирает такое увлечение, которое ему не по силам, только потому, что там занимается его лучший друг или одноклассник, на которого он хочет быть похожим.

Не исключено, что ребенок может потерять со временем интерес к своему увлечению и заняться чем-то другим. Родители могут лишь посоветовать, убедить, заинтересовать его чем-то, но настаивать на том, чтобы ребенок посещал определенные занятия ни в коем случае не нужно. Пользы от этого все равно будет мало.

Природные данные

Одним из важных факторов при выборе кружка или спортивной секции являются природные данные ребенка, которые закладываются буквально с рождения. И кому, как ни родителям они должны быть хорошо известны. Только оценивать природные задатки юного дарования следует максимально объективно. Оптимальный период для определения предрасположенности ребенка к определенному виду спорта или занятий особенно заметна в интервале от 5 до 7 лет, хотя в некоторые кружки и секции, например, гимнастику или танцы, малышей принимают лет с трех. Есть дети, которые просто созданы для того или иного вида спорта. Например, высоким детям сам Бог велел заниматься баскетболом или волейболом, где рост является очень важным фактором, однако не менее важные характеристики, необходимые для занятий этим видом спорта, – быстрота реакции и хорошая координация движений, что, в общем-то, нарабатывается во время тренировок.

Темперамент ребенка

Не менее важно при выборе спортивной секции учитывать и темперамент ребенка. Достаточно часто энергичных детей стремятся отдать заниматься спортом для того, чтобы направить их бьющую через край и сметающую все на своем пути энергию в организованное русло. Желание это вполне оправданно, вместе с тем не стоит забывать, что импульсивные и эмоциональные дети тяжелее адаптируются к индивидуальным видам спорта, в которых требуются терпеливость и старательность в многократных повторениях монотонных упражнений. К ним относятся теннис, гимнастика, фигурное катание. Другое дело – командные игры, где излишняя активность и энергия пойдут только на пользу.

Выбор секции

Выбор кружка или секции во многом определяет не только дальнейшую судьбу ребенка, но и предопределяет состояние его здоровья, физическую форму, формирует телосложение. Так, например, спортивные и танцевальные секции для детей выбирают обычно родители, которые хотят укрепить физическое здоровье своих малышей, развить их выносливость и ловкость. Танцевальные секции помогают развивать пластику, чувство ритма и координацию. Универсальная спортивная секция, которая подходит для детей любого возраста, - плавание, направленное на развитие всех групп мышц. Дети школьного возраста обычно проявляют интерес к активным командным видам спорта: футболу, волейболу, баскетболу и так далее.

Для детей с творческими задатками прекрасно подойдут кружки рисования, прикладных ремесел, театральные кружки, которые способствуют развитию у ребенка творческого мышления, любви к искусству. Театральные кружки научат детей грамотно и красиво говорить и двигаться, помогут развивать память, научат работать в команде.

Для развития мелкой моторики малышей подойдут кружки рукоделия (бисероплетение, вышивание, вязание), которые сегодня обретают популярность.

Для развития у детей аналитических способностей и логики лучше выбирать технические кружки. Особенно полезными будут такие кружки для мальчиков, которые испытывают недостаток «мужского влияния», как это бывает в семьях без отцов. Мужчина-педагог сможет стать примером для подражания, сможет привить мальчику любовь к своему делу.

Состояние здоровья

Еще одним очень важным критерием при выборе спортивной секции является состояние здоровья ребенка. При наличии у ребенка какого-либо врожденного или приобретенного заболевания, следует остановить свой выбор на таком виде спорта, занятия, которые направлены на профилактику заболевания.

Универсальным видом спорта, положительно влияющим на весь организм в целом является теннис. Он улучшает работу органов дыхания, формирует у ребенка глазомер, выдержку, внимание, а также развивает мелкую моторику рук и улучшает почерк.

Слабое здоровье ребенка не повод исключить спорт из его жизни. Болезненный ребенок как никто другой нуждается в физической активности.

Выбор педагога дополнительного образования

Одним из главных факторов успеха является взаимопонимание между ребенком и педагогом. Так что при выборе, для ребенка кружка или секции, тщательно подбирайте наставника, который будет общаться с обучающимся осторожно, тактично и с любовью к своему делу. Прежде чем записать своего ребенка на занятия, посмотрите, как они проводятся, обратите внимание на настроение детей. Всегда бросается в глаза, занимаются ли ребята с удовольствием, или наоборот – напряженно. Хороший педагог всегда позаботится о создании позитивной атмосферы во время занятия или тренировки. Бойтесь тренерского сюсюканья с воспитанниками, однако еще более опасайтесь хождения детей «по струнке».

Удачи Вам и вашему ребенку в выборе кружка.


А если у Вас возникают трудности с выбором, помните, Вы всегда можете обратиться к психологу Центра детского творчества за консультацией по данному вопросу.


Педагог-психолог

Моргунова К.А.

Как правильно выбрать кружок для ребёнка

Каждый любящий родитель хочет, чтобы его ребёнок развивался интеллектуально, духовно и физически. Но сразу встаёт вопрос: когда, как, и чем, занять своё чадо. Чем старше становится ребенок, тем актуальней перед родителями становится вопрос, в какую секцию отдавать ребенка, чтобы ему было интересно, и что именно принесет пользу для его развития. Некоторые родители ищут развивающие центры и школы для своих малышей, можно сказать с «пелёнок», другие считают, что ребёнку сначала нужно привыкнуть к школе, и лишь потом «нагружать» его кружками, секциями, студиями. И то и другое мнение верно лишь наполовину. Малышу сложно воспринимать большой объём информации, а школьнику, не приученному к каким-либо нагрузкам, даже уроки будут «непосильной ношей». Как же найти оптимальный вариант?
Первое - нужно выяснить, какие развивающие центры есть в вашем городе и каким разнообразием кружков и направлений деятельности могут они похвастаться(спортивные, музыкальные, изобразительные, театральные, танцевальные, языковые, др.). Вы определились с кружком? Тогда сходите туда, разведайте ситуацию на месте лично. Посмотрите на обстановку, поговорите с преподавателем, с детьми, которые там занимаются и с их родителями. Многие кружки и секции предлагают одно ознакомительное занятие бесплатно. Обязательно посетите его вместе с ребенком! Если ребенок останется доволен и Вы сами получили положительные эмоции от своей «разведки» - вперед! Возможно, Вы нашли именно то, что искали и то, что нужно Вашему ребенку! При этом заранее избавьтесь от радужных иллюзий и больших планов в отношении посещений этого кружка. Ведь Ваш ребенок еще маленький и его интересы и желания нестабильны! Третье- если вы хотите, чтобы ребенок достиг значительных успехов в какой-либо области, заниматься ему следует тем, к чему у него есть способности и, вдобавок, где ему интересно. Мудрые родители думают и о том, что ребенку пригодится в жизни. В частности, у девочек в связи с этим , у мальчиков - свой.

Выбор секции для дошкольника - это большая ответственность. Однако, не надо терзаться сомнениями, выбирая кружок или студию для дошкольника, в этом возрасте ребенок может посещать сразу несколько кружков, детских объединений (не более двух-трех), поскольку занятия для малышей не утомительны и построены в игровой форме. В последние годы также стали популярны «Школы раннего развития». В них ждут малышей от 3до 6 лет. Все они направлены на гармоничное развитие личности ребёнка, не требуют от него особых способностей и талантов, но помогают определить, к какому виду деятельности есть склонности у ребёнка.
Исходя из вышеизложенного, хочется пожелать родителям мудро подобрать режим занятий и отдыха вашего ребёнка. Нагрузка должна быть не более 4 - 8 часов в неделю (в зависимости от возраста ребенка), иначе в один прекрасный момент он категорично откажется от всего. Нужно чтобы у ребёнка осталось свободное время для игр со сверстниками, чтения любимых книг и пр..
Для начальных классов занятия в кружках - это также весело и познавательно. Обычно проводятся занятия в игровой форме, чтоб детям было интересно заниматься, задания не утомляли, а развивали. Какие способности развивают различные кружки, секции, детские объединения?

  • Математические способности быстро развиваются в шахматных секциях, секции техника и, как ни странно, музыкальных объединениях и студиях.
  • Занятия по музыке подойдут как для мальчиков, так и для девочек. Здесь усваивается не только математика, но и наращивается словарный запас. Занятия музыкой в детском возрасте способствует активному развитию музыкального слуха ребенка, формированию первых вокальных навыков, развитию речи, а также раскрытию множества других талантов, о которых Вы даже не подозревали!
  • Если вы хотите, чтобы ребенок развивался не только творчески, а и физически, тогда подойдут детские объединения физического воспитания. Они способствуют физическому развитию и координации движений, помогают выработать ребенку настойчивость в своих убеждениях, уверенность, умение защищать себя в любой ситуации, вырабатывается сила воли. К спортивным кружкам относятся: футбол, теннис, разные виды борьбы, плаванье, легкая атлетика и т. д. При выборе спортивной секции ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывайте состояние здоровья Вашего ребенка, нет ли у него каких-либо заболеваний, при которых занятия тем или иным видом спорта противопоказаны. Если здоровье у малыша в порядке, занятия спортом вам не запрещены, то можно рассматривать следующие секции:
    - групповые спортивные игры - футбол, баскетбол, волейбол, хоккей. - здесь ребенок будет учиться сплоченности, работе в команде, общению.
    - водные занятия будут способствовать укреплению иммунитета.
    - спортивная гимнастика поможет ребенку развить гибкость и терпение.
    - боевые искусства научат управлять своим телом.
  • Для девочек обычно очень интересны хореографические кружки, которые развивают двигательную активность, гибкость, пластичность, красивую осанку и очень помогают преодолеть усталость после сидения днем за партой в школе.
  • Для того, чтоб ребенок усвоил работу с художественными материалами, такими как: краски, гуашь, фломастеры, карандаши, цветная бумага, гербарий и мн. др. , ребенка стоит отдать в художественный кружек. Там ребенок научится творческому воспитанию и отношению к природе и окружающему миру.
  • Как хобби, можно ребенку порекомендовать заняться в вокальной студии, для развития чувства ритма, музыкального слуха и уверенности в себе.
  • Очень хорошо ребенка психологически развивают театральные кружки: хорошо преодолевается страх перед публикой, развивается воображение и самовыражение. Работая в коллективе, дети развивают коммуникативные способности, речь, мимику, а также в процессе творческой деятельности развивается личность ребенка.
  • Девочки часто увлекаются бисероплетением, наверно обращали внимание на школьную моду: разноцветные браслетики из бисера на руках. Этому учат детские объединения прикладного творчества. Эти кружки обязательно разовьют у девочки терпение, усидчивость, различные творческие способности и зрительную координацию, прививается отличный эстетический вкус, чувство прекрасного что очень понадобится в будущем.
  • Дошкольные кружки общего воспитания детей дошкольного возраста помогают приобрести навыки общения, развить заложенные природой способности и приобрести новые знания, необходимые в ближайшем школьном будущем.

Важные моменты, которые следует учитывать

при выборе дополнительных занятий:

  • Во-первых, следует определить конечную цель занятий в данном кружке - вы хотите максимально развить у своего ребенка некоторые способности или просто организовать его досуг и дать возможность эмоциональной разгрузки? Какой бы ни была Ваша цель - выбор тематики кружка очень важен, старайтесь выбирать кружок вместе с ребенком, ориентируясь на его предпочтения и способности, наблюдая за его манерой поведения. Если занятия в кружке будет приносить ребенку удовольствие, то и уставать от них он практически не будет. Неплохо было бы поинтересоваться, где занимаются друзья ребенка по школе, по двору. Ему будет комфортнее, если и внешкольные занятия будут проходить в его привычном круге общения.
  • Во-вторых, в большинстве случаев ребенку вполне хватит дополнительных занятий по 2час 3 раза в неделю: более интенсивные нагрузки требуют высокой выносливости, да и разные дети реагируют на нагрузку по-разному. Есть кто ходит в 5 секций одновременно и требует добавки, всегда весел и активен, а есть дети, для которых и два занятия в неделю - много.
  • В-третьих, не стремитесь заполнить кружками абсолютно все свободное время: у ребенка должно оставаться личное время, которое он сможет занять так, как ему хочется. Расписание занятий в кружке - тоже немаловажный фактор. Рекомендую это согласовать с расписанием уроков ребенка. Выбирайте дни, когда уроков меньше, либо они не такие сложные, чтобы ребенок не был излишне уставшим, иначе посещение кружка может стать для него непосильной дополнительной нагрузкой, а не удовольствием. Хорошо, если занятия в кружке возможны в выходной день, только не выбирайте такое расписание, когда занятия будут только по выходным дням, то есть два выходных будут заняты посещением кружка. Оставьте хотя бы один из выходных полностью свободным для своего ребенка. Ведь ему обязательно нужен отдых.
  • В-четвертых, если дополнительные занятия - это не спортивная секция, то обязательно выделите время на подвижные игры на воздухе. Занятия в спортивных секциях дают, пожалуй, наиболее адекватную нагрузку на организм. При этом интенсивно развивается скелетная мускулатура и дыхательная система, совершенствуется координация движений, оттачиваются навыки владения собственным телом, сердце получает столь нужную ему тренировку. Кроме телесной пользы физкультура и спорт оказывают влияние на становление психики человека: целеустремленность, способность переносить неудобства и контролировать свои желания - вот те качества, в достижении которых спорт может стать главным помощником.
  • В-пятых, если ребенку трудно определиться, то пусть он походит в разные кружки, чтобы почувствовать собственную тягу к чему-либо. От вас, мамы и папы, требуется терпение и поддержка Можно сходить на первые занятия кружков и секций для детей вместе с сыном или дочерью и попробовать затем разобраться - хочет заниматься этим ребенок или нет? И что ему дадут эти занятия? В поисках подходящего занятия, не бойтесь менять кружки. Ищите то, что понравится и подойдет именно вашему ребенку. И если ребенок разочаруется - не надо его ругать и упрекать, просто вместе обсудите - почему так вышло и, что именно ему не понравилось.
  • В-шестых, если вы решили выбрать какую-то секцию, то нужно учесть то, что в дальнейшем ребенок будет самостоятельно посещать занятия, поэтому, важно, чтобы секция находилась не далеко от дома. Самым лучшим вариантом было бы расположение кружка возле школы, а еще лучше, в школе. Посещение пусть самого распрекрасного клуба на другом конце города вряд ли хорошая идея. Дорога отнимет слишком много времени и будет очень утомительна для ребенка.
  • В-седьмых, выбирая ту или иную секцию, обратите внимание на характер ребенка, его темперамент, ведь кому-то нравиться рисовать, а кому-то играть в шашки. В идеале, выбирая ребенку кружок, неплохо было бы посоветоваться с психологом, чтобы определить потребности ребенка, учитывая его характер, темперамент, психологические особенности.

Если ребенок флегматик - спокойный, уравновешенный человечек, склонен к долгому сидению и увлечению одним делом. Такой ребенок, не способен к быстрому и скоростному реагированию, на ситуацию и поэтому нужно выбирать занятия с максимальной продолжительностью. Для мальчишек подойдет: виды спорта, где нужно добиваться упорства и выдержки - это легкая и тяжелая атлетика, фехтование, верховая езда. Для девочек, дольше всего подойдет аэробика, легкая атлетика, танцы.

Так же, универсальным занятие как для девочек и мальчиков подойдет, музыка и рисование.

Если ребенок меланхолик- его темперамент требует бережного обращения, он раним и впечатлителен, слишком эмоционален. Для таких детей не подойдут соревновательные виды спорта. Для мальчиков, можно подобрать кружки, развивающие строительные и конструкторские способности ребенка. Для девочек- занятие в театральной группе, в них такие дети приобретут уверенность в себе, они избавиться от страха публичных выступлений.

Если ребенок холерик- это маленький почемучка, вечно задающий вопросы обо всем на свете, он не может усидеть на месте, очень стремительный и может в одну минуту заняться 100 делами одновременно, но быстро теряет интерес к ним. К выбору спортивного кружка нужно подойти с осторожностью и выбирать те, где есть соревновательная определяющая и много азарта: стрельба, плавание.

Если ребенок сангвиник- очень послушный и покладистый, помогает родителям и близким. Но есть и негативное в таком поведении - очень забывчив и не способен распланировать время. Для мальчишек подойдут виды спорта, требующие командной игры, девочкам - танцы, гимнастика и плавание. Иностранные языки, кружок журналистики или фотографии - лучший выбор для такого ребенка. Если Вы определились с выбором кружка ребенку, то не забудьте спросить мнение ребенка.

Важно знать и некоторые особенности поведения ребенка, влияющие на выбор кружка:

1. Ребенок активен, без стеснения высказывает собственное мнение и рвется в драку, чтобы его доказать? Его раздражает проигрыш, который зависит еще от кого-то? Для маленького индивидуалиста стоит выбрать вид спорта или кружок, где ребенок сможет добиваться индивидуальных высоких результатов, и все внимание тренера или преподавателя будет безраздельно посвящено ему. Любой одиночный вид спорта или кружок, позволяющий прийти к конечной цели, рассчитывая исключительно на собственные силы, выработает в ребенке ответственность, упорство и целеустремленность.

2. Ребенок дружелюбен, с одинаковой радостью выбирает как активную, так и пассивную роль в игре, и главное для него - не победа, а участие? В данном случае стоит выбрать кружок для ребенка, развивающий общение внутри социума. Любые командные виды спорта или кружки станут для такого ребенка незаменимым опытом и разовьют такие замечательные качества, как сопереживание, дружелюбие и стремление к коллективной победе.

3. Ребенок в любой игре «примеряет» на себя роль лидера, имеет возможность сплотить вокруг себя сверстников и увлечь их общей целью? Выбрать кружок для ребенка, одаренного такими способностями, следует, исходя из наличия в данном кружке или виде спорта места капитана команды, командира группы, ответственного за стенд или помощника педагога. Рано или поздно такой ребенок займет в маленьком социуме лидирующую позицию, главное, чтобы данный кружок предполагал ее наличие. В этом случае можно не сомневаться, что маленький лидер в дальнейшем станет прекрасным организатором, обладающим ответственностью, трудолюбием и коммуникабельностью.

4. Ребенок тих, застенчив, соглашается с любой ролью, которую подбирают для него сверстники и рад уже тому, что его просто приняли в игру? Это самый трудный вариант. С одной стороны, родители могут пытаться развить в ребенке «бойцовские» качества, отдавая его в боевые спортивные секции или кружки, где преподаватель попробует «вскрыть» раковину, в которую прячется ребенок. В некоторой степени это может оказаться полезным и научит ребенка отстаивать собственное мнение вне зависимости от одобрения окружающих. Однако выбирать кружок для ребенка, имеющего такой характер, следует особо осторожно. Здесь главное - не переусердствовать. Качества бойца пригодятся ребенку в его дальнейшей жизни, но такой выбор может войти в конфликт с внутренним миром малыша и вызвать агрессивное неприятие навязываемого кружка, что приведет к еще большему закрытию «внутри себя» и потере контакта с окружающими.

5. Легковозбудимым, а также гиперактивным деткам подойдут такие занятия, как вышивание, бисероплетение или лепка. Они помогут развить пространственное мышление, вкус и мелкую моторику.

  • В - восьмых, Здоровье вашего ребенка также играет важную роль при выборе секции, поэтому, если у вашего малыша отменное здоровье, то перед вами открыты все двери кружков, если же у вас есть какие-то ограничения, то и здесь переживать не стоит, ведь и для вашего ребенка обязательно что-то найдется.
  • В- девятых, немаловажно разузнать и о дополнительных тратах, которые вы можете понести во время посещения ребенком того или иного занятия. Этими тратами могут быть покупка костюмов на выступление, покупка инвентаря, оплата поездок в другие города и регионы и тому подобное. Вы должны знать, что вас будет ожидать, чтобы не оказаться в неловкой ситуации.
  • В - десятых, есть родители, которые говорят, что дополнительные посещения кружков не нужны, они ничего не могут дать ребенку, это только лишняя трата денег, однако это не так. Если родители правильно выберут секцию и ребенок с радостью будет на нее ходить, то он получит новые ощущения, приобретет новых друзей, проявит себя, во время занятий раскроется потенциал у ребенка, ребенок научится планировать свое время.

О кружках можно говорить бесконечно, каждый из них направлен на развитие ребенка, на его самоутверждение в жизни, на организацию досуга. Если у ребенка есть способности, их обязательно нужно развивать. Задача родителей состоит в том, чтобы открыть перед малышом безграничные просторы жизни, дать возможность «найти себя», не мешая ему оформить выбор, который ребенок сделает исключительно самостоятельно. И согласитесь, лучше, если чадо будет большую часть свободного времени посвящать полезному увлекательному хобби, нежели просмотру телевизора или игре на компьютере.

Многие годовалые-полуторагодовалые дети посещают развивающие занятия . Там малыши общаются, играют, получают знания, набираются опыта. Как правило, в таких центрах внимание уделяется всестороннему развитию малышей.

Чем старше становится ребенок, тем серьезнее, познавательнее и объемнее ему требуются занятия. К тому же занимают еще и много времени. Поэтому приходится выбирать одно-два-три направления дальнейшей деятельности ребенка. При этом по возможности нужно учитывать желания, интересы и склонности ребенка. Так, подвижному ребенку подойдет плавание или танцы, а любителю рисовать – кружок по изобразительной деятельности.

Ребенку для смены видов деятельности нужно не более трех кружков с противоположным уклоном, например, музыка или рисование (эстетическое развитие), футбол или плавание (физическое развитие), английский язык и шахматы (интеллектуальное развитие). Такие разносторонние занятия дадут ребенку возможность более полноценно развиваться, а их контраст поможет в дальнейшем понять, каком направление ближе ребенку.

Если, посетив несколько раз кружок, ваш малыш категорически отказывается туда ходить, не настаивайте. Возможно, это не его призвание или что-то ему там не нравится. В любом случае такое насильное «затаскивание» на кружки никому не доставит удовольствия: ни вам, ни ребенку.

Итак, собираясь отдать ребенка на кружки, большинство родителей преследуют следующие цели :

Развитие ребенка;
- Организация досуга;
- Расширение круга общения;
- Смена обстановки;

Воспитание самостоятельности и ответственности.

Занятия рисованием (с 3 лет)

Занятия рисованием развивают творческие способности, воображение, эмоциональность, мышление, внимательность, мелкую моторику, координацию рук, вкус, и, конечно же, художественные навыки. У ребенка вырабатывается усидчивость, терпеливость, умение сосредотачиваться.

Занятия лепкой (с 3 лет)

Занятия по лепке из пластилина, теста, глины совершенствуют мелкую моторику, глазомер, усидчивость, умение доводить начатую работу до конца, знакомят со свойствами пластических масс, формируют интерес к работе с пластилином, помогают освоить приемы лепки.

Занятия музыкой (с 3 лет)

Занятия музыкой прививают любовь к пению, развивают чувство ритма, слух и голос. Во время занятий у детей развивается внимание и вырабатывается навык слаженности действий. Выступления на концертах учат детей держать себя перед родителями и помогут им стать увереннее в себе.

Театральные занятия (с 4 лет)

На занятиях театральной деятельностью дети раскрепощаются, раскрываются и преображаются. Дети учатся выражать свои мысли и чувства, красиво говорить, плавно двигаться. Развивается память, эмоциональность и умение лучше понимать других людей. Ребенок начинает получать удовольствие от выступления на сцене.

Занятия английским языком (с 4 лет)

На занятиях английским языком дети заучивают английские песни и стихи, знакомятся с основами языка и правилами произношения, приобретают навыки разговорной речи.

Занятия шахматами и шашками (с 5 лет)

Дети знакомятся с правилами игры в шашки и шахматы, приобретают навыки игры, учатся решать шахматные задачи. Игра в шашки и шахматы развивает логическое мышление и повышает уровень интеллекта.

Живой уголок (с 4 лет)

На занятиях в живом кружке у детей воспитывается любовь и бережное отношение к природе. Дети учатся ухаживать за растениями и животными, наблюдать и исследовать окружающий мир. Многие дети обретают здесь четвероногих и пернатых друзей. Этот кружок особенно подойдет тем деткам, у которых нет возможности содержать животных дома.

Конечно, с посещением кружков связаны и некоторые трудности для родителей и дете: затрата дополнительного времени, сил и, конечно же, денежных средств.

Дошкольный возраст настолько благоприятен для достижения знаний и получения навыков, что мамы и папы стремятся заполнить практически все свободное время детей секциями, кружками и курсами.

Преследуя благородную цель воспитания и образования, родители не задумываются, а полезен ли такой подход? Не навредит ли высокий темп обучения малышу? Как разобраться, куда отдать ребенка, не перегрузив его большим количеством информации?

Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим тему важности и необходимости дополнительных занятий в жизни дошкольника.

Проблема выбора кружков и секций

Выбор образовательного центра строится на базе предложений, которые представлены в населенном пункте и проблемы не возникает, если вариантов немного. Но для больших городов вопрос подбора стоит остро.

Новые школы, курсы и развивающие клубы по интересам для детей до 7-ми лет появляются постоянно. Обещая невиданные успехи при обучении по новым методикам с использованием всевозможных подходов, такие школы зазывают рекламой неопытных и жаждущих обучить мам и пап.

Взрослым порою сложно определиться, какой кружок выбрать малышу и они совершают главную ошибку -выбирают непосильное количество дополнительных занятий.

И вот этот бедный, еще не познавший мир ребенок, живет в бешеном темпе, глотая воздух в перерывах между секцией и школой иностранного языка, не имея возможности просто порезвиться со сверстниками. Он еще не пошел в школу, а живет по графику взрослого человека в состоянии постоянного стресса и загруженности.

Он еще не понимает, зачем ему это, но не может протестовать. Ведь это делается во благо и для него, чтобы обеспечить развитие, успех и т. д.

Что из этого получается в итоге?

К сожалению, родители сталкиваются с ситуацией, когда повзрослев, талантливый ребенок при первой возможности отказывается от всего. Ему надоедает жить в таком темпе еще в дошкольном периоде.

Дети, перегруженные в раннем возрасте, имеют также сложности с выбором хобби, профессии.

Как бы ни хотелось воспользоваться благоприятным для развития временем в жизни крохи, нужно подходить к этому рационально и четко оценивать возможности. Именно из-за перегруженности детей и негативного влияния на их поведение появляется большое количество противников раннего научения, которые требуют не лишать ребенка детства.

Выбирайте необходимое, опираясь на возраст и желание, четко следуйте нормам нагрузки и обсуждайте с малышом все нюансы. Среди всего многообразия вариантов попробуйте выбрать необходимые в вашем случае.

Какие бывают кружки по интересам

Чтобы разобраться в вопросе выбора дополнительных занятий, в первую очередь стоит разделить их на виды. По основному направлению деятельности они подразделяются:

  • Спортивные. Направлены на физическое здоровье и развитие возможностей организма;
  • Обучающие. Кружки и школы, в которых идет научение счету, письму, языкам;
  • Творческие. Развивают потенциал (кружки рисования, лепка, рукоделие, музыка);
  • Развивающие. Комплексные занятия, включающие в себя отдельные части других видов.

Каждый тип направлен на получение определенных навыков и закрепление новых знаний из выбранной области.

Спортивные секции

Чаще всего представлены тренировками по выбранному виду спорта, используются для детей от 3 лет и старше.

Подразделяются на 2 типа:

  • Профессиональные школы;
  • Любительские занятия.

Выбор может основываться на нескольких критериях:

  • Желание ребенка. Он заинтересован в определенной секции;
  • Необходимость. Некоторым детям по состоянию здоровья врачи советуют заниматься определенным видом спорта. Такими рекомендациями лучше не пренебрегать. Например, доказано, что посещение бассейна снижает частоту простудных заболеваний;
  • Ярко выраженные способности, которые малыш не против развивать. Обычно этот критерий приводит в профессиональные спортивные школы;
  • Пожелание родителей. Самый сложный и спорный тип выбора.

Некоторые взрослые заставляют посещать секцию, так как они считают это важным.

Выбирая занятия спортом для ребенка, надо четко понимать, каким критерием вы руководствуетесь. Успех и польза будет только в том случае, если кроха будет заинтересован. Посещение спортивной секции с осознанным желанием - неоспоримая польза.

Среди основных положительных моментов можно выделить:

  • Физическую активность. Она необходима для развития организма и ума. Это особенно актуально для городских детей, которым в большей степени свойственна гиподинамия;
  • Коммуникация. Занятия для малышей дошкольного возраста проводятся в группах, что позволяет получать необходимый опыт коммуникации и социализации. Для детей, обучающихся дома - это несомненный плюс;
  • Спортивные навыки. Дети учатся владеть телом и получают необходимые навыки координации движений;
  • Формирование настойчивости и концентрации. Чтобы выполнить задание тренера или педагога нужно собраться и проанализировать требуемые действия.

Посещение спортивных секций, направленных на профессиональное обучение, может иметь и негативные последствия. Психологи подчеркивают, что предлагать крохе высокие нагрузки в раннем возрасте целесообразно, если это призвание. В остальных случаях возможны проблемы с самоопределением в жизни.

Программа профессиональных школ настроена на победный результат, а детям, которые не обладают необходимыми природными дарованиями сложно достигнуть установленной планки.

Если выбранный путь не является их призванием, а другие варианты в погоне за мечтой были не раскрыты, то понимание того, куда двигаться дальше будет отсутствовать.

Как избежать разочарования

Послушайте мнения специалистов, которые будут оценивать вашего маленького спортсмена. Уже в дошкольном возрасте в большинстве случаев можно увидеть есть ли у ребенка врожденный талант.

Если он не проявляет незаурядных способностей, то, не прекращая тренировки, лучше предложить другие варианты. Познакомьте его с творческими видами человеческой деятельности. Дайте возможность иметь выбор, каким путем идти.

Обучающие кружки и языковые школы

Кто не хочет, чтобы ребенок рано научился писать, считать и читать? Чтобы с трехлетнего возраста начал говорить на двух или трех иностранных языках. Это желание родителей часто превращается в неразумное посещение большого количества кружков и школ для детей младшего возраста.

Как не ошибиться при подборе таких школ?

Очень просто. Нужно оценить познания ребенка и его возможности. Рассказав и показав выгоды, понять, хочет ли он их посещать или нет.

Все дети разные, и нельзя подводить их к единому знаменателю, поголовно обучая определенным навыкам в одном возрасте. Например, один малыш с легкостью начнет читать в 4 года, а другой - только в 6 лет. Это не говорит об умственных способностях. Просто каждый имеет свою скорость формирования базовых знаний.

Задача родителя дошкольника − развивать кроху в соответствии с его физическими и психологическими особенностями.

Если чадо желает постигать предложенные ему кружки или школу, то будет положительный эффект на развитии. А при стойком отрицании выбранного родителями курса можно получить негативные последствия.

Если малыш с радостью посещает развивающий кружок, то при условии качественных занятий есть следующие плюсы:

  • Обучение необходимым навыкам. В зависимости от выбранного направления ребенок получает материал и усваивает его. Если родители сомневаются в своих педагогических способностях, то для них это хороший вариант научить;
  • Системные знания. Научение в образовательных центрах ведется по определенной программе, которая предлагает запоминать крохе информацию в правильной последовательности;
  • Коммуникация. Как и в спортивных секциях обучение в кружках и школах ведется в группах, что дает возможность общаться со сверстниками.

Хорошо, если полученные знания будут закрепляться в обычной жизни. Важно, чтобы родители понимали, как помочь усвоить предложенный объем новой информации.

  • Если вы обучаете ребенка иностранным языкам, то дайте возможность практиковать;
  • Научив читать, предоставьте интересную литературу.

Малыши запоминают только то, что используют в жизни. Если полученные навыки будут использоваться лишь на занятиях, то они могут быстро исчезнуть, а нагрузка не будет иметь нужного эффекта.

Творческие кружки

Разнообразие вариантов обучения для выражения внутреннего мира поражает. Оно ведется по разным методикам и направлениям, раскрывая потенциал и выстраивая понимание искусства и творчества.

В зависимости от характера и желания это могут быть кружки:

  • Пения и танцев;
  • Музыки;
  • Рисования, аппликации, лепки;
  • Рукоделия и моделирования;
  • Театрального искусства и ораторского мастерства.

Подход к выбору направления деятельности лучше выстраивать на ознакомлении и сравнении. Прежде чем посещать постоянно один вид, лучше дать понимание обо всех возможных вариантах. Пусть маленький творец посетит различные мастер-классы, познакомится с несколькими видами выражения собственного «Я» и определится с тем, который походит.

Дети дошкольного возраста часто меняют предпочтения, поэтому даже, если кроха сделает выбор в сторону определенного направления, будьте готовыми, что через некоторое время он от него откажется. Не стоит этому противиться. Дайте возможность искать себя и найти подходящее.

Если малыш посещает творческие занятия по собственному желанию, то получает следующие плюсы:

  • Раскрытие творческого потенциала;
  • Общение со сверстниками;
  • Формирование эстетического вкуса;
  • Психологическая стабильность.

Большинство видов творчества подразумевает под собой развитие и необходимых для учебы в школе навыков и умений.

Развивающие кружки

В большинстве этот вид образования ребенка рассчитан на детей от 1 года до 4 лет и подразумевает обучение вместе с мамой.

Малышу предлагается изучать окружающий мир, собственные физические способности. Обучение состоит из разнообразных типов деятельности и направлены на текущий интерес.

  • Общее развитие. В силу получения дополнительного опыта дети развиваются быстрее;
  • Приучение к работе с другими людьми. Научение в присутствии мамы позволяет минимизировать стресс от смены обстановки и кроха привыкает принимать знания от новых людей;
  • Раннее раскрытие заложенных способностей. Разнообразные направления деятельности помогают раскрывать потенциал.

Наличие у каждого вида занятий явных плюсов часто подталкивает родителей на необдуманные шаги и загрузку малышей большим количеством кружков. Но все ли просто в этом вопросе?

Роль кружков по интересам в развитии детей

Дополнительные занятия в жизни крохи имеют разную степень важности. Это зависит от того, посещает он детский сад или обучается дома мамой.

Ребенок не посещает детский сад:

  • Кружки предоставляют возможность получать необходимые навыки социализации в обществе, учиться работать в группе со сверстниками и слушать взрослых;
  • Образовательные и развивающие занятия приходят на помощь родителям в сферах, где они сомневаются в своих педагогических способностях и навыках. Например, если родители не уверены, что смогут качественно научить ребенка иностранному языку, прибегают к помощи языковых школ;
  • Принцип подбора для дополнительного образования детей, обучающихся дома, строится на поиске недостающих элементов и развитии дополнительных навыков.

Для детей, посещающих ДОУ, поиск идет по-другому:

  • Имея опыт общения со сверстниками, получая необходимый объем знаний от воспитателя, чаще выбираются кружки и секции для раскрытия определенных навыков, к которым склонен ребенок.

Посещение спортивных секций для обоих типов обучения подбирается на основе желания малыша и необходимости. Иногда это стремление укрепить здоровье или скорректировать характер.

Например, если ребенок склонен к проявлению агрессии по отношению к другим детям, хорошо отдать его в секцию борьбы или рукопашного боя, которые корректируют эти проявления.

Немаловажную роль играют и амбиции родителей, их отношение к общим стандартам обучения.

Подбор нужно выстраивать исходя из личности чада, его особенностей восприятия и психологических характеристик. Прежде чем выбирать большое количество разных направлений деятельности, лучше ознакомиться с рекомендациями по правильной организации дополнительных занятий.

Перед заботливыми родителями открывается многообразие кружков и секций по видам детских интересов, что зачастую сбивает их с толку, когда они пытаются определиться: как выбрать для ребёнка лучший кружок или спортивную секцию?

Первый вопрос, на который родители должны дать ответ, прежде чем выбрать направление занятий своего чада: зачем они решили это сделать..

1. Кружки и секции для общего развития

Так поступают чаще всего, когда ребенок четко не может решить, чем он хочет заниматься, что интересует его больше всего, а родители не желают (и правильно делают!) «давить» на своего отпрыска. В таком случае ребенок посещает несколько разных кружков одновременно или чередует их в соответствии со своими актуальными интересами на данный момент. Плюс этого похода в том, что в таком поиске ученик может, попробовав разные виды деятельности, найти себя в чём-то одном, проявив талант в той или иной области.

2. Цель – достижения!

Так родители часто реализуют свои несбывшиеся мечты, например - если все свое детство мама бредила танцами, но не посещала танцевальную студию, она запросто может склонять к этому свою дочурку, а когда у школьника есть способности к изучению языков, ему вполне по силам углублённое изучение разных языков (не только популярного английского), так что родители могут запланировать занятия с репетиром по немецкому или французскому языку.

Чтобы подрастающий член общества добился значительного успеха, занятия должны быть регулярными. Нужно быть готовым к тому, что обучение будет отнимать много времени и сил.

3. Решение детских проблем

Третья цель – для преодоления личных особенностей или трудностей ребенка. Так, если школьник имеет слабое здоровье, его записывают на плаванье или в другую спортивную секцию; если у него проблемы с дикцией, отправляют в театральную студию или иной творческий кружок, что не исключает индивидуальные занятия с логопедом, конечно. Такой мотив может перерасти в первый или второй тип в зависимости от отношения ребенка к занятиям.

После предстоит решить, где найти подходящий кружок. Первую цель могут реализовать школьные секции, центры детского творчества, где занятия построены на проектном принципе. Если родители решили вести своего ребенка к публичной деятельности, стоит отдать предпочтение развивающей школе:

  • музыкальной, спортивной или художественной.

Когда цель – преодоление трудностей, то сначала нужно проконсультироваться со специалистом, чтобы не навредить ребенку, а потом, согласно рекомендациям профессионала (врача, психолога, специалиста узкого профиля), выбирать подходящий кружок или секцию.

Последний шаг – запись в выбранную секцию или кружок, но перед тем как записывать туда ребенка, эксперты рекомендуют родителям самим посетить выбранное заведение. Для этого существуют дни открытых дверей, где можно пообщаться с руководителями, педагогами, воспитанниками и их родителями. Это поможет сложить целостную картину и принять окончательное решение.

Надеемся, советы, представленные здесь экспертами, помогут вам сориентироваться с выбором.

© 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии