Методические разработки педагогов центра для родителей. Тест для родителей: проверьте, какая самооценка у вашего ребенка Тест для родителей для определения самооценки ребенка

Методические разработки педагогов центра для родителей. Тест для родителей: проверьте, какая самооценка у вашего ребенка Тест для родителей для определения самооценки ребенка

Представление о себе - оценка своих возможностей, качеств, места среди других людей - начинает формироваться в раннем детстве. Она напрямую зависит от семейной атмосферы, в которой растет ребенок. Так, у вечно недовольных родителей, занятых, в основном, собственными проблемами, дети обычно имеют . В любящей семье, где малыша холят и лелеют, умиляются каждому шагу и бесконечно хвалят, у ребенка, напротив, часто формируется завышенная самооценка. И та, и другая крайность может плохо повлиять на качество жизни в будущем. Неуверенному в себе человеку трудно добиться успеха, признания. Ну а тот, кто слишком высоко себя ценит, часто сталкивается с проблемами в личных взаимоотношениях.

С трехлетнего возраста самооценка ребенка начинает складываться, с одной стороны, под воздействием похвалы, оценок взрослыми его достижений. С другой, - на нее влияет осознание своей самостоятельности. Ребенок пробует разные виды деятельности, и многое у него получается (). Для формирования собственного «я» малыша это важно - личный опыт успеха и признание достижений взрослыми. В этом возрасте он часто произносит: «Смотри, как я умею», ожидая одобрения со стороны родителей. Интересно, что для возраста 3–4 лет нормой считается завышенная самооценка, но, становясь старше, ребенок должен учиться более реально оценивать себя.

Родителям дошкольников полезно знать, как ребенок воспринимает себя, чтобы иметь возможность скорректировать его представления. Пройдет немного времени, и он выйдет в «большую жизнь» - отправится в школу, где адекватная самооценка ему понадобится. Не только для того, чтобы наладить отношения, но и чтобы без страха включиться в учебу.

«Говорящие» признаки в поведении

Ребенок с заниженной самооценкой
✔ тревожен, не уверен в себе, обидчив, плаксив;
✔ недоверчив и всегда ожидает худшего, настроен на неудачу;
✔ стремится к уединению;
✔ нерешителен, боится, что не справится с новыми видами деятельности;
✔ плохо адаптируется к незнакомым условиям;
✔ переоценивает чужие достижения и не замечает своих успехов.

Малыш с адекватной самооценкой
✔ обычно не сомневается в себе;
✔ способен попросить окружающих о помощи;
✔ умеет принимать решения;
✔ может признавать ошибки в своей работе, поступках;
✔ не стесняется своих чувств;
✔ принимает себя и других такими, какие они есть.

Ребенок, с завышенной самооценкой
✔ считает, что он во всем прав;
✔ стремится управлять другими детьми;
✔ видит чужие слабости и ошибки, не замечая своих;
✔ старается обратить на себя внимание;
✔ агрессивен, когда не получает желаемого;
✔ не умеет быть благодарным.

Важные принципы

Что помогает сформировать и поддержать адекватную самооценку?

Ответственность . Не оберегайте ребенка от повседневных дел, но и не перегружайте. Только выполняя посильные задачи, он сможет почувствовать себя умелым и полезным.

Инициатива. Поощряйте ее: если сын или дочь хотят вам помочь, позвольте, даже если результат не слишком устроит. Ребенок сотворил странный кулинарный «шедевр»? В следующий раз выйдет лучше, а сейчас пусть получит удовольствие от проделанной работы и похвалу.

Ошибки. Не стесняйтесь демонстрировать собственные промахи: ошибаются все - и взрослые тоже. Показывайте разумное отношения к успехам и неудачам: «У меня что-то не получилось, но ничего, в следующий раз сделаю по-другому, и тогда у меня обязательно получится».

Анализ. Обсуждайте вместе с ребенком его неудачи, делая выводы. Важно проговаривать также и его достижения (обращая внимание на те способы и средства, которые помогли добиться желаемого). Так у ребенка будет развиваться умение планировать и оценивать собственные поступки.

Сравнение . Старайтесь сравнивать ребенка только с ним самим (тем, каким был вчера, будет завтра), но не с другими детьми. Для здоровой оценки своих возможностей нужно исходить из индивидуальных способностей и обстоятельств. Из-за привычки оглядываться на можно и потерять себя.

Оценка. Спрашивайте малыша, как бы он оценил себя, свой поступок или просто свой день. Можно даже ввести систему баллов или распечатать смайлики, яркие картинки («Превосходно», «Я молодец», «Упс!» и т.п.).

Похвала и наказание. Обращайте внимание на все поступки малыша и реагируйте на них соответственно: хвалите за хорошие и порицайте за плохие. Важно отделять поступок от личности. Ругайте за конкретные поступки, а не вообще (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»). Старайтесь принимать ребенка таким, какой он есть.

Поддержка. Сопереживайте, оказывайте помощь в исправлении ошибок, вдохновляйте на хорошие поступки, радуйтесь успехам. Покажите малышу, что признаете самые разные его чувства, даже когда не согласны с ним. Не оскорбляйте малыша, срывая на нем плохое настроение. Старайтесь выстроить доверительные отношения. Только так он сможет научиться уважать себя и других людей.

Тест: какая самооценка у ребенка?

Объясните малышу:

«Посмотри внимательно на лесенку. Если на ней расставить всех детей, то на самых верхних ступеньках (покажите три верхние) окажутся : послушные, добрые, сильные, здоровые, и чем выше, тем они лучше. На самых нижних ступеньках окажутся самые плохие, непослушные, злые и слабые дети, - чем ниже, тем они хуже. А вот на средней ступеньке (покажите ее) оказываются дети самые обычные, и не плохие, и не хорошие».

Задайте ребенку 2 вопроса:

  1. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?
    2. Как думаешь, на какую ступень тебя поставит мама? (Папа, бабушка, дедушка, воспитатель - кто-то очень близкий и важный).

Результаты теста

На какую ступеньку ребенок поставил себя? Это говорит об отношении к себе.

✓ Первая ступенька. Неадекватно завышенная самооценка. Если ребенок ставит себя на самый верх не раздумывая, говоря, что он «самый лучший», и при этом уверен, что и взрослые поместят его на ту же ступеньку, - у вас подрастает маленький воображала.

✓ Первая-вторая ступеньки. Высокая самооценка. После размышлений он ставит себя на высокие ступеньки, замечая, что все-таки иногда у него есть промахи («Я конечно очень хороший, но у меня не всегда получается помогать маме, потому что ленюсь»).

✓ Третья ступенька. Адекватная самооценка.
Малыш обдумывает задание и объясняет свой выбор, ссылаясь на реальные примеры и достижения. Значит, у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет анализировать свои поступки: «Я хороший, потому что я помогаю маме».

✓ Четвертая ступенька. Нестабильная самооценка.
«Я и ни хороший, и ни плохой, потому что бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика кричу)». Это говорит о проблемах во взаимоотношениях в семье или с другими значимыми взрослыми. У ребенка нет уверенности в собственных силах, не хватает поддержки. Он и сам не очень понимает, какой же он, - и не может поставить себе оценку.

✓ Пятая-шестая ступеньки. Заниженная самооценка
Малыш помещает себя вниз и аргументирует примерно так: «Я всегда делаю все плохо», «в садике и дома на меня всегда ругаются». Часто такая оценка носит ситуативный характер (поссорился с кем-то, не получается какое-то дело), - важно повторить тестирование в другой день.

✓ Седьмая ступенька. Низкая самооценка.
Он уверен: «Я плохой». Часто это связано с целым комплексом негативных воздействий (в семье, саду). Ребенок чувствует себя ненужным, нет людей, которые безусловно поддерживают, а ведь это как раз задача родителей.

Кстати!

Ребенка постарше (начиная с 6 лет) можно протестировать по самым разным сферам его жизни, предложив оценить себя в спорте, в учебе, в поведении и т.п.

На какую ступеньку, по мнению малыша, его поставит значимый взрослый? Это расскажет об отношениях с ним

Для нормального, комфортного самоощущения малыша (а оно связано с чувством защищенности), важно, чтобы он был уверен: кто-то из взрослых поставит его на самую высокую ступеньку.

Вот пример благоприятного расклада: ребенок ставит себя на вторую или третью ступеньку, а мама (или папа), по его мнению, помещает его на самую высокую. Аргументы такие: «Я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня отправит наверх, потому что очень любит». Ответы такого типа свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует поддержку и полное приятие, а это необходимое условие для нормального развития.

Если разница в оценках (своей и взрослого) составляет более одной-двух ступеней, это говорит о трудностях во взаимоотношениях. У ребенка может развиться гиперответственность, он будет стремиться доказать свою значимость и пытаться соответствовать высоким ожиданиям. А это часто приводит к обесцениванию собственных достижений и агрессии к взрослому, если не удается добиться его похвалы. Малышу явно нужно уделять больше внимания.

Важно!

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности часто отказываются проходить тест, отвечая на вопросы: «Не знаю». Предложите ребенку оценить не себя, а свои игрушки. Возьмите несколько разного пола: с одной малыш ассоциирует себя, с другими - важных взрослых.

  • Актуальные советы девушкам, которые не могут забеременеть!

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

«Как корабль назовут, так он поплывет» - гласит народная мудрость. Так и ребенок: в добрых, заботливых руках расцветает, а в нетерпеливых, грубых - вянет. Секрет кроется в неправильно сформировавшейся самооценке.

Самооценка бывает адекватной , то есть совпадающей с действительным положением вещей, и неадекватной.

Дети с адекватной самооценкой имеют четкое представление о своих возможностях - физических и интеллектуальных. Успех для них - это стимул идти дальше и браться за более сложные задачи, а неудачи воспринимать спокойно. Такие дети активны, находчивы, любознательны, знают свои способности.

Неадекватная самооценка бывает завышенной и заниженной .

Как у детей, так и у взрослых чаще встречается заниженная самооценка . Такие люди не уверены в своих силах, что формирует богатую почву для развития обидчивости и тревожности. При успешном завершении дела ребенок искренне полагает, что это просто удача. Его преследуют сомнения при начале любого дела, страх перед трудностями. В результате он становится мнительным, пассивным. Таким детям свойственна эмоциональная отстраненность, необщительность, поэтому они тяжело заводят знакомства и вливаются в новый коллектив. Иногда это способствует плохой успеваемости. Попав под влияние лидера, они легко подаются манипулированию.

В подростковом возрасте низкая самооценка у мальчиков и девочек принимает разные формы. Если мальчики винят в своих проблемах других и прикрывают неуверенность в себе агрессивным поведением, то у девочек это выражается в неприятии себя, комплексах: «Я некрасивая», «У меня плохая фигура», «Мой нос неправильной формы».

Детей с завышенной самооценкой выдает самоуверенность, нетерпимость к окружающим, заносчивость, провоцирующая частые конфликты. Чрезмерное самомнение толкает их к победе зачастую любой ценой. Неудачи воспринимаются ими как несправедливость или следствие плохого настроения, но никогда как нехватка способностей. Они не боятся брать на себя ответственность, если это входит в их интересы, проявляют рвение и энтузиазм к новым делам. Как правило, их эгоистичность и высокомерие помогают им влиять на окружающих людей.

По результатам исследований ученых Кентукского университета, проведенных в 1987 году, взрослые люди с завышенной самооценкой быстрее разрывают союз и отправляются на поиски нового партнера, не берегут то, что имеют.

Возрастные особенности самооценки

Дети приходят в мир с высшей степенью эгоизма ― эгоцентризмом. Его пик - это период с 2 до 4 лет. В этом возрасте дети оценивают себя сквозь призму мнения взрослых. Чуть позже на самооценку начинает влиять положение, занимаемое ребенком в группе (садике, на детской площадке), так сказать статус малыша. Например, дети с высокой самооценкой пользуются популярностью, сразу выделяются в коллективе. Они общительны, открыты, играют в любые игры, примеряя на себя разнообразные роли, проще знакомятся и устанавливают дружеские связи.

Но уже в начальных классах ребенок перестает ставить себя чересчур высоко, поскольку уже имеет сформировавшееся представление о своих поступках, значимости в коллективе и характере. Он более реально оценивает свой позитивный и негативный опыт. Если же у ребенка старше 8 лет налицо признаки эгоцентризма, конфликтности и агрессии, стоит задуматься о его завышенной самооценке.

В школе на самооценку ребенка влияет успеваемость и мнение учителей. Плохие оценки повышают детскую тревожность, подавляют интерес к учебной деятельности, и, как результат, снижается самооценка. Как бы родители ни ориентировали ребенка на успехи в школе, основным для ребенка должно оставаться их мнение. В дальнейшем именно родительская установка на самореализацию сможет стать ключом к счастливой жизни.

Как проверить самооценку ребенка

Проверить самооценку можно примерно после 6 лет, когда ребенок уже пытается оценивать свои и чужие возможности, дает характеристику поступкам окружающих людей, продумывает свои действия.

На листе бумаги проводятся несколько вертикальных линий, которые обозначаются сверху и снизу: умный - неумный, здоровый - нездоровый, сильный - слабый и т. д. Таких шкал может быть много или всего две в зависимости от возможностей ребенка оценивать себя. Отмечается середина каждой шкалы.

Задание. Ребенку предлагается отметить, где, по его мнению, его место на каждой шкале. По окончании задания следует предложить ему другим карандашом отметить, где ему хотелось бы оказаться.

Значение. Если первая отметка у детей до 8 лет находится на уровне от середины до самого верха, это означает завышенную самооценку, свойственную детям в этом возрасте. Не надо стесняться спросить, почему ребенок так высоко себя оценивает. Второй показатель должен быть выше первого - ребенок должен стремиться к лучшему в будущем.

Для детей старше 8 лет первый показатель на середине шкалы будет свидетельствовать об адекватной самооценке, а выше середины ― о завышенной.

Если ребенок в любом возрасте видит себя ниже середины, это свидетельствует о заниженной самооценке.

Самооценка ребенка

Что такое самооценка ?

Это то , как человек оценивает себя , свои возможности , поступки . Мы постоянно сравниваем себя с другими , и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе , о своих возможностях и способностях , чертах своего характера и человеческих качествах . Так постепенно складывается наша самооценка . Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих . Неадекватная (заниженная или завышенная ) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию .

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве . Часто мы слышим : "Ты уже такой большой , а завязывать шнурки (есть кашу , читать , др .) так и не научился !" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок , в первую очередь , и складывается мнение ребенка о себе ; это потом , в школьном возрасте , он научится сам оценивать свои возможности , успехи и неудачи . Именно в семье ребенок узнает , любят ли его, принимают ли таким , каков он есть , сопутствует ли ему успех или неудача .

Как проявляется уровень самооценки в поведении ?

Активность , находчивость , бодрость , чувство юмора , общительность , желание идти на контакт - вот те качества , которые свойственны детям с адекватной самооценкой . Они охотно участвуют в играх , не обижаются , если оказываются проигравшими .

Пассивность , мнительность , повышенная ранимость , обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой . Они не хотят участвовать в играх , потому что боятся оказаться хуже других , а если участвуют в них, то часто обижаются . Иногда дети , которым дается негативная оценка в семье , стремятся компенсировать это в общении со сверстниками . Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу , если это им не удается .

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других . Часто от такого ребенка можно услышать : "Я - самый лучший (сильный , красивый ). Вы все должны меня слушать ". Он часто бывает агрессивен с теми детьми , которые тоже хотят быть лидерами .

Это, конечно , очень краткие описания . Но , может быть , кто-то из вас, дорогие родители , узнал своего ребенка ?

ТЕСТ «ЛЕСЕНКА » (тест «Десять ступенек »)

Хотите проверить , какая самооценка у вашего малыша ? Это легко сделать с помощью теста "Лесенка " . Его используют с 3-х лет.

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек . Теперь покажите ее ребенку и объясните , что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые , завистливые и т.д.) мальчики и девочки , на второй ступеньке - чуть получше , на третьей еще лучше и так далее . А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие , добрые ) мальчики и девочки . Важно , чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках , поэтому можно его об этом переспросить . А теперь спросите , на какой ступеньке стоял бы он сам ? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку . Вот вы и выполнили задание , остается сделать выводы .

  • Если ребенок ставит себя на первую , 2-ю, 3-ю ступеньки снизу , то у него заниженная самооценка .
  • Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная ) .
  • А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена .

Но для детей-дошколят завышенной считается самооценка , если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку .

Что же делать , если самооценка Вашего ребенка неадекватна (сильно завышена или занижена )? Уровень самооценки может изменяться , особенно в дошкольном возрасте . Каждое наше обращение к ребенку , каждая оценка его деятельности , реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе . То есть , мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку .

Советы родителям , заинтересованным в формировании адекватной самооценки

  • Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы , но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой , сам польет цветок , получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу . Не нужно ставить перед ним непосильные задачи , для выполнения которых он еще просто не дорос .
  • Не перехваливайте ребенка , но и не забывайте поощрять , когда он этого заслуживает . Если малыш давно умеет сам есть ложкой , не нужно каждый раз за это хвалить , но если у него получилось поесть аккуратно , не размазав кашу по всему столу , обязательно отметьте это достижение .
  • Поощряйте в ребенку инициативу .
  • Не забывайте ,что малыш внимательно наблюдает за Вами . Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам . Сравните : "У мамы не получился пирог , ну ничего , в следующий раз положим больше муки " / "Ужас ! Пирог не получился ! Никогда больше не буду печь !"
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми . Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра ).
  • Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь !

Игры , которые помогут Вам лучше узнать своего ребенка , сформировать и поддержать у него адекватную самооценку

"Имя"

Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь , или оставить свое . Спросите , почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел , чтобы его называли по-другому . Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку малыша . Ведь часто отказ от своего имени означает , что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше , xем он есть сейчас .

"Проигрывание ситуаций "

Ребенку предлагаются ситуации , в которых он должен изображать самого себя . Ситуации могут быть разными , придуманными или взятыми из жизни ребенка . Прочие роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети . Иногда полезно меняться ролями . Примеры ситуаций :

-- Ты участвовал в соревновании и занял первое место , а твой друг был почти последним . Он очень расстроился , помоги ему успокоиться .

-- Мама принесла 3 апельсина , тебе и сестре (брату ), как ты поделишь их ? Почему ?

-- Ребята из твоей группы в д/с играют в интересную игру , а ты опоздал , игра уже началась . Попроси , чтобы тебя приняли в игру . Что будешь делать , если дети не захотят принять тебя ? (Эта игра поможет вашему ребенку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни .)

"Жмурки "

Не удивляйтесь , эта старая , всем известная игра очень полезна : она поможет Вашему ребенку почуствовать себя в роли лидера , что может , в случае успеха , значительно воздействовать на самооценку . Можно играть в классические "Жмурки " (с завязанными глазами "жмурка " ищет детей по голосу и отгадывает на ощупь , кто это); можно дать в руки детям колокольчик и т.д.

"Зеркало "

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми . Ребенок смотрится в "зеркало ", которое повторяет все его движения , жесты , мимику . "Зеркалом " может быть родитель или другой ребенок . Можно изображать не себя , а кого-нибудь другого , "Зеркало " должно отгадать , потом поменяйтесь ролями . Игра помогает ребенку открыться , почувствовать себя более свободно , раскованно .

Можно поиграть и в " Прятки ", и в "Магазин ", и просто надувать шары , кто быстрее . Главное ,чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать .

«Дети, что цветы, уход любят», - гласит народная мудрость. Действительно: в добрых, заботливых руках дитя расцветает, а в нетерпеливых, грубых - вянет. Секрет кроется в его сформировавшейся самооценке: адекватной, завышенной или заниженной.

Личностная самооценка напрямую зависит от самоуважения, и это важное условие для полноценного развития ребенка. То, как личность умеет оценить себя, оказывает влияние и на то, какое место она занимает в окружающем пространстве, и как успешно сумеет пойти по жизни.

Наши советы могут помочь родителям воспитать успешного ребенка с адекватной самооценкой.

Детская самооценка формируется благодаря похвале.

Поощрение и похвала - важные аспекты закладывания самооценки у ребенка. В раннем возрасте похвала - это единственный метод различия, что хорошо, а что плохо. Когда ребенок делает успехи, совершает правильные поступки и это поощряется взрослыми, то у него поднимается настроение и появляется отличный стимул для того, чтобы и впредь поступать таким же образом.

Детская самооценка и конструктивная критика.

Ребенок, желающий достичь определенной цели, всегда просит поддержки и помощи у родителей. Однако обычная похвала не может быть достаточным стимулом для дальнейшего успешного развития. Нужно применять конструктивную критику, которая отражает положительные моменты прилагаемых усилий и стараний ребенка, что способствует самосовершенствованию. С помощью конструктивной критики и похвалы, ребенок учится успешнее преодолевать возникающие трудности, кроме того, самооценка у него существенно возрастает. В первую очередь, отмечайте, что ребенок проделал хорошую работу, а затем подскажите, каким способом ее можно усовершенствовать или изменить к лучшему. Например, ребенку трех лет можно сказать: «Ты постарался, солнышко получилось круглое красивое, а если ты добавишь лучики, оно сможет светить ярче, и согреть больше людей». Ребенку 10 лет: «Я так благодарна тебе за твою заботу, ты помыл посуду и у меня больше времени для общения с тобой. В следующий раз попробуй разложить ее по местам» и др.

Детская самооценка без слова «но».

Обсуждая с ребенком проделанную работу или какой-то поступок, отражающий определенные отрицательные и положительные стороны, избегайте употребления слова «но». Это слово побуждает ребенка неосознанно выделять для себя только негативные стороны произошедшего. Образуется некая стена между сделанным и тем, что можно поправить. Например, можно сравнить два предложения, в которых вкладывается единый смысл, но для ребенка они звучат по-разному: «Прекрасно, что ты выполнил до конца все домашнее задание, но последнее упражнение сделано неправильно»; и «Хорошо, что ты выполнил всю домашнюю работу. Обрати внимание на последнее упражнение». В первом случае фраза указывает на то, что работа выполнена неправильно. А второе предложение отражает похвалу за сделанную домашнюю работу и пожелание внести исправления в неправильно выполненное задание. Согласитесь, второй вариант звучит более убедительно и не понижает самооценку ребенка.

Детская самооценка и самостоятельность.

Предоставляя ребенку самостоятельность, мы повышаем его самооценку. Не следует постоянно управлять действиями ребенка. Иначе он всегда будет ожидать ваших или чужих наставлений, так и не научившись принимать самостоятельные решения, не обретет уверенность. Проявить самостоятельность и выразить себя может даже маленький ребенок. Предоставить малышу возможность выбрать одежду или посоветоваться с ним, куда поставить его столик для рисования совсем не трудно для взрослых, и очень полезно для формирования адекватной самооценки ребенка.

Как проверить самооценку ребенка.

Проверить самооценку можно примерно после 6 лет: когда ребенок уже пытается оценить свои и чужие возможности; способен дать характеристику поступкам окружающих людей; может продумывать свои действия.

На листе бумаги проводятся несколько вертикальных линий, которые обозначают крайние проявления свойств: добрый - злой. Таких шкал может быть много или всего две в зависимости от возможностей ребенка оценивать себя. Отмечается середина каждой шкалы.

Например,

Сильный ! Добрый ! Веселый !

Слабый ! Злой ! Грустный !

Задание. На каждой шкале ребенку предлагается отметить как у него проявляются названные черты или свойства. По окончании задания следует предложить ему другим карандашом отметить, где ему хотелось бы сейчас оказаться.

Значение. Если первая отметка у детей до 8 лет находится на уровне от середины до самого верха, это означает завышенную самооценку, свойственную детям в этом возрасте. Не надо стесняться спросить, почему ребенок так себя оценивает. Второй показатель должен быть выше первого - ребенок должен стремиться к лучшему.

Для детей старше 8 лет первый показатель на середине шкалы будет свидетельствовать об адекватной самооценке, а выше середины о завышенной самооценке.

Если ребенок в любом возрасте видит себя ниже середины, это свидетельствует о заниженной самооценке.

Самый популярный вариант теста “Лесенка”, который родители могут использовать для диагностики самооценки своего ребёнка:

Стимульный материал: белый лист бумаги А4 с нарисованной лесенкой, состоящей из шести ступеней, простой карандаш или ручка.

Для детей дошкольного возраста понадобится фигурка человека, соответствующая полу ребёнка, участвующего в исследовании.

Инструкция для дошкольника:

“Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй - хорошие. На третьей - ни хорошие, ни плохие. На четвёртой - не очень хорошие дети. На пятой - плохие. На шестой сидят самые плохие дети”.

Попросите ребёнка повторить только что сказанное вами, чтобы убедиться, что он понял и запомнил значение ступеней. Затем объясните, что кукла, находящаяся у него в руках, это он сам. Попросите поставить её на ту ступеньку лесенки, где бы он хотел стоять.

Инструкция для младшего школьника:

“Посмотри на эту лесенку. На первой ступеньке сидят (стоят) самые хорошие и добрые дети. На второй - хорошие. На третьей - ни хорошие, ни плохие. На четвёртой сидят не очень хорошие дети. На пятой - плохие. На шестой сидят самые плохие дети. Возьми в руки карандаш (ручку) и нарисуй кружок на той ступеньке, на которую ты хочешь себя поставить”.

Методика Лесенка - интерпретация результатов:

После тестирования необходимо провести беседу с ребёнком. Попросить рассказать, почему он поставил себя на ту или иную ступень. Бывает, что дети неправильно понимают задание и из-за этого неверно выполняют его.

Кроме того, оценивание себя бывает ситуативным. Например, если незадолго до начала тестирования произошла ссора с другом, то ребенок может поставить себя на четвертую и пятую ступень просто потому, что считает в данный момент времени себя плохим (обидел друга).

  • Ребёнок поставил себя на первую ступень: завышенная самооценка. Для детей младшего школьного возраста и для дошкольников является нормой. Дошкольники часто ещё не способны адекватно оценивать себя и свои поступки. Дети же младшего школьного возраста оценивают себя подобным образом, исходя из своих достижений: “Я очень хороший, потому что получаю хорошие оценки”.
  • Ребёнок поставил себя на вторую ступень: адекватная самооценка.
  • Ребёнок поставил себя на третью ступень: адекватная самооценка.
  • Ребёнок поставил себя на четвёртую ступень: заниженная самооценка. Является крайним вариантом нормы. Здесь важно то, как ребёнок объясняет постановку себя на данную ступень.
  • Ребёнок поставил себя на пятую ступень: низкая самооценка.
  • Ребёнок поставил себя на шестую ступень: крайне низкая самооценка. Ребёнок находится в ситуации дезадаптации, наблюдаются личностные и эмоциональные проблемы.

Если результат теста “Лесенка” выявил заниженный, низкий или крайне низкий уровень самооценки вашего ребёнка, рекомендуем обратиться за консультацией к специалисту в случае невозможности самостоятельно скорректировать ситуацию.

Материал подготовлен специалистом по соц.работе Центра

Колышкиной Татьяной Валерьевной

Рассказывает эксперт национального ресурсного центра наставничества «МЕНТОРИ» «Рыбаков Фонда» Ольга Давыдова.

Адекватная самооценка - это то, от чего зависит успешность (и счастливый комфорт, что куда важнее) ребенка в учебе, хобби, общении со сверстниками, одноклассниками, друзьями и родителями.

Когда речь заходит о современном поколении, можно услышать две противоположные точки зрения. Первая: «Ох уж эти дети-интроверты, сидят дома и носу за дверь не кажут». Вторая: «Ох уж эта наглая молодежь, им бы корону с головы снять!»

Способ 1. Проверить, не созданы ли завышенные условия

Если ваш ребенок выказывает тревожные симптомы (высказывания в стиле «Я ничтожество», депрессии, скрытность, цинизм), для начала проанализируйте причину. Дело может быть банально в том, что ваши требования просто несоизмеримы с возможностями.

В 5-6 классе Оля была круглой отличницей и любимицей педагогов. Откровенная нелюбовь всего класса не мешала ей участвовать в конкурсах и яростно тянуть руку раньше всех, надоедая вопросами «А что дальше?». Тем не менее и сама Оля, и родители понимали, что позиция «лучшая» скорее ситуативная, а межличностные отношения, которые сложились в классе (доходило до драк с «выскочкой»), не доведут до добра. Олю перевели в гимназию соседнего города, программа которой отличалась повышенным уровнем сложности. И что вы думаете? В 7-м классе у Оли начались проблемы с самооценкой. А как вы хотели? 30 человек в классе, и все «гении», «выскочки» и активисты.

Подумайте, что, возможно, просто окружение вашего ребенка изменилось: вы перевели его в лицей , класс стал профильным - математическим, одноклассники поголовно ходят к репетитору по- английскому. У подростка может вполне справедливо возникнуть комплекс неполноценности. Не предъявляйте ему завышенных требований и никогда не сравнивайте с другими в его пользу. Проанализируйте ситуацию вместе.

Способ 2. Мнение ровесников

Для подростков мнение ровесников истина в высшей инстанции. Так что если «Катя, Вася и Марк сказали, что я выгляжу как идиотка», то ваше мнение вряд ли поможет исправить ситуацию. Увещевания в стиле «Ты кому больше веришь?» не помогут. Доверяет-то ваш ребенок вам, а вот верит молодежи вокруг. И ругать его за это не стоит. В случае если внешний вид действительно сильно влияет на самооценку вашего подростка, лучше пойти ему навстречу . Но только если он сможет аргументировать, почему зеленый цвет волос нужен именно ему, а не его одноклассникам.

Подумайте на семейном совете, что вам важнее: забитая девочка-подросток с убитой самооценкой или принципы, что драные джинсы или неформальная одежда - не для семьи Ивановых. Ребенок перерастет и цвет волос, и корсеты, и ушки на ободке.

Другой случай, если в школе имеет место реальная травля. За национальность, за смешные дефекты речи, за то, что отличница/худая/толстая, - выбор у детей жесток и специфичен. Присмотритесь к тем, с кем ваш подросток общается, и если вы выясните, что его низкая самооценка является результатом целенаправленной травли, то просто переводите его в другую школу. Психика у детей ломается очень просто, так что новый виток войны за справедливость можно отложить, лучше действовать.

Способ 3. Хвалите

Вы же любите, когда начальник вас хвалит? Пусть не дает повышения, пусть KPI не выполняются, так как безбожно завышены! Но одно маленькое «Умница!» и «Спасибо, ты настоящий лидер» заставляют вас улыбнуться и порадоваться за себя искренне. И ведь, заметьте, начальники не хвалят просто так - только за дела.

То же самое с подростком. За хорошее - хвалите, за недостойное - ругайте, чтобы не сбить ценностные ориентиры. Главное - никогда не переходите на личности, ведите речь только о поступках. Не «Саша, ты идиот», а «Саша, было очень неразумно забывать ключи дома». И не «Катя, не веди себя как дура!», а «Катя, тебе совсем не к лицу так убиваться из-за четверки».

«Ты не можешь, что ли?», «Даже Сашка из соседнего двора может, соберись!», «Разве так себя ведут девочки?»

Во-первых, любая гендерная привязка качеств «Ты же девочка, будь аккуратнее», «Ты же мальчик, будь сильнее» урон для самосознания ребенка. Аккуратным и сильным надо быть, потому что ты хороший человек, «мой любимый сын» и «я за тебя беспокоюсь».

Во-вторых, любое сравнение с другим ребенком/человеком наносит огромный удар по самооценке . Никогда не сравнивайте тех, кого любите, с другим объектом внимания. Если муж вам скажет: «Света, не сомневайся в себе, ты красавица, вот Катя, моя коллега, не сомневается же, всегда уверена и оттого притягивает взгляды!» - вряд ли это поднимет вам настроение. Что за Катя? При чем тут Катя? Почему я должна быть похожа на Катю?

Как это НАДО делать

В зависимости от возраста ребенка у вас есть две модели поведения: «Давай вместе» и «У тебя обязательно получится, давай попробуем еще раз, а если что, я тебе помогу».

Если ребенок не достаточно взрослый, вы можете попробовать преодолевать трудности вместе. Если же речь идет о подростке, то не стоит делать за своего сына или дочь то, что он или она могут сделать самостоятельно. Такая борьба с трудностями не пойдет на пользу самооценке, так как чувство удовлетворения от решения сложной задачи не придет. Вы можете подсказывать и направлять, но поддержка не должна быть избыточной.

Способ 5. Развивайте свой талант

У каждого человека есть талант, или, говоря языком предпринимателей, конкурентное преимущество. Можно бесконечно пытаться улучшить то, что не получается, - об этом речь шла в предыдущем пункте про преодоление трудностей. Но усиление «любимых» сторон - это ваш шанс получить уверенного в себе ребенка.

Итак, если ваш ребенок отлично рисует - отправьте его на курсы, а если любит футбол - запишите в команду и найдите хорошего тренера. Если вы сами хорошо шьете - начните делать авторские игрушки и делитесь успехами с друзьями. Если хорошо получаетесь на фото - отправляйтесь на городскую или студийную фотосессию Сходите на мастер-класс, научитесь делать что-то необычное: цветные капкейки, поделки из жести, шерстяные игрушки, что угодно!

4. Сходите в театр или в музей, обязательно в компании, чтобы потом обсудить увиденное. Попробуйте написать эссе по этой же теме.

5. Запишитесь в спортзал, начните бегать или занимайтесь дома. Ежедневная гордость за преодоленные трудности вам обеспечена.

6. Сделайте что-нибудь не характерное для вас: сходите в тир, постреляйте из лука, если же вы и так завидный «силовик», то отправляйтесь на бал - историческую реконструкцию.

7. Заведите себе хобби. Не временное увлечение, а любимое дело. Пишите стихи, рисуйте по номерам, готовьте каждую неделю блюда новой кухни. Коллекционирование тоже, конечно, хобби, но лучше, если оно будет созидательным, а не потребительским.

8. Чаще улыбайтесь. Наш мозг позитивно реагирует даже на «ненастоящую» улыбку.

9. Беседуйте с людьми, которые вас любят. Разговаривайте обо всем, что вас окружает, что произошло за день, что прочитано в книге. Организуйте пару раз в неделю семейные встречи и дискуссионный клуб.

10. Заведите «Тетрадь успехов» или несколько разных чек-листов с вызовами самому себе. Записывайте в тетрадь все, что получилось, даже если это какая-то мелочь. Листы же могут быть тематическими: «10 мест в родном городе, где я побывал», «30 новых слов, которые я выучил», «10 новых книг, которые надо прочитать», «5 вредных привычек, с которыми я борюсь». Банальная галочка рядом с рандомным пунктом повышает настроение, уж поверьте!

© 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии