Классный час по военно-патриотическому воспитанию "память". Программа тематических классных часов. Программа тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся начальных классов Классные часы на военно патриотическую тему

Классный час по военно-патриотическому воспитанию "память". Программа тематических классных часов. Программа тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся начальных классов Классные часы на военно патриотическую тему

11.04.2023

Программа

тематических классных часов

по гражданскому и патриотическому воспитанию

учащихся начальных классов

«Я – гражданин своей страны»

изобразительного искусства

МКОУ «Ильменская СОШ»

Пояснительная записка

Программа тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся начальных классов направлена на формирование человека высокой нравственной культуры, гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего свои эстетические взгляды и идеалы, человека как творца и созидателя.

Актуальность разработки данной программы обусловлена тем, что воспитание детей в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Поэтому работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является одним из приоритетных направлений.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Основной целью данной программы является воспитание человека, ориентированного на патриотические и общенациональные ценности, гражданина России и вместе с этим человека демократических убеждений и широкого взгляда на современный мир.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности школьников, анализировать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров. Кроме того, программа позволяет детям получать и дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам.

Программа предназначена для проведения систематических творческих классных часов в общеобразовательных учреждениях, используя различные формы:

    этические беседы;

    встречи с интересными людьми;

    игры-путешествия;

    музыкальные викторины;

    экскурсии.

Данная программа рассчитана на детей, обучающихся в 1-4 классах.

Задачи программы

    Развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

    Расширение знаний о родном крае, городе (селе), воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие.

    Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ.

    Воспитание у учащихся активной жизненной позиции.

    Воспитание у учащихся интернациональных чувств.

Основные направления программы:

    Историко-краеведческое;

    Экскурсионно-туристическое;

    Литературно-музыкальное;

    Физкультурно-оздоровительное;

    Экологическое;

    Трудовое;

    Семейное;

    Гражданско-патриотическое.

    Осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы.

    Формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.

    Воспитание потребности в изучении истории родного края, села.

    Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных поэтов и писателей.

    Воспитание музыкальной культуры.

    Формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания.

    Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости.

    Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от загрязнения, истребления редких растений, а также охрана и изучение природы родного края.

    Привитие трудовых навыков, потребности заботиться о чистоте.

    Изучение родословной, истории семьи.

    Поддержание традиций православной культуры.

    Осознание учащимися в процессе изучения школьных дисциплин патриотических чувств, идеалов.

Пути реализации программы:

Историко-краеведческое:

    «История моего села»;

    «Мои замечательные земляки»;

    «История школы, в которой я учусь»;

    «Мой родной край»;

    « Обычаи и традиции русского народа».

Экскурсионно-туристическое:

    «Красота природы моего края»;

    «Чем богат наш край»;

    Фотоконкурс «Любимый уголок»

    «Путешествие по планете Земля»;

    «Куда бы я поехал со своими друзьями».

Литературно-музыкальное:

    « Старинные хороводные игры и песни»;

    Конкурс чтецов «Нет в мире краше Родины нашей»;

    Конкурс военно-патриотической песни «Кто сказал, что надо бросить песни на войне!»;

    «Проводы зимы»;

    Чтение стихов местных поэтов.

Физкультурно-оздоровительное:

    Игра «Зарница»;

    Игра «Вперед, мальчишки!»;

    Дни здоровья.

Экологическое:

    Акция «Сбережем свой край»;

    Марш парков;

    Конкурс «Лечение без лекарств»;

    Викторина «Природа – наш дом»;

    Конкурс «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Трудовое:

    Операция «Школьной столовой – свои продукты»;

    Работа кружков «Умелые руки», «Природа и фантазия»;

    Изготовление сувениров ветеранам ВОв и воинам интернационалистам;

    Акция милосердия;

    «Труд – гражданская обязанность человека».

Семейное:

    « Моя родословная»;

    Фотовыставка «Так жили наши предки»;

    Конкурс «Мое участие в домашних делах»;

    Праздник «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать»;

    «Моя семья – мой талисман».

Гражданско-патриотическое:

    «Россия – многонациональная страна»;

    «Государственная символика РФ: флаг, герб, гимн»;

    Встреча с ветеранами ВОв и военнослужащими Российской Армии;

    Уроки мужества на базе школьного уголка боевой славы;

    Тематические классные часы: «Они сражались за Родину», «Воронежское сражение», «Подвиги земляков в годы ВОв»;

    Конкурс рисунков «О, Родина! Ты у меня одна».

Ожидаемые результаты программы.

В результате осуществления программы ожидается:

    Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.

    Повышение уровня знаний учащихся об истории и культурных особенностях своего региона.

    Формирование гражданской грамотности школьников.

    Понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Используемая литература:

1.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – Москва, 1971г.

2. Клинкова Л.Н. Гражданско-патриотическое воспитание. – Волгоград, 2008г.

3. Кононович В.Г., Дудецкая Г.В. Я – гражданин России. – Воронеж, 2007г.

Гражданско-правовое и патриотическое воспитание в начальной школе

Я - гражданин. Классный час-беседа для 2 класса

Цели: расширять знания детей о символике государства; способствовать формированию интереса к истории нашей страны.

Ход занятия

I. Введение в тему.

1. Вступительное слово учителя.

2. Игра «Камушки».

Учитель раздает каждому ученику разные камушки и предлагает рассмотреть их.

Расскажите о том, какие у вас камушки в руках?

Все камушки разные, как и люди, и у каждого свои достоинства.

Хотя все люди разные, но их объединяет то, что они живут в одной стране.

Каждый человек живет в какой-то стране.

Как называется страна, в которой мы живем?

Какой вам представляется наша страна?

Чтение стихотворения И. С. Никитина «Русь».

II. Основная часть занятия.

От кого зависит благополучие страны?

1. Исторические корни.

Много народов проживает на территории нашей страны. У каждого свой язык, свои обычаи, своя культура. Но все хотят быть счастливыми, достойными своей страны. Каждое государство имеет свои отличительные признаки. Официальной эмблемой, символом государства является герб и государственный флаг. Свои государственные гербы и флаги имеют все страны.

Современные герб и флаг России имеют глубокие исторические корни, тесную связь с народным искусством. В старину мир представлялся человеку одушевленным, наполненным живыми образами. Множество имен дали люди солнцу. Иногда солнце виделось огнем, как в костре или очаге, только горящим в небе. Так говорилось о нем в старинных русских песнях. Как огонь, солнце дарит тепло и свет. Люди сравнивали солнце с птицами: орлом, жар-птицею, или птицей павой. Ведь солнце парит в небе, как златокрылая птица. Лучи восходящего солнца напоминали петушиный гребень, а небо, окрашенное утренней зарей, - яркие красно-оранжевые перья. Люди верили, что крик петуха прогоняет ночную тьму и приветствует восход солнца.

Кто такой Петушок - Золотой Гребешок, известный всем по детской песенке-потешке, который будит нас утром? Просто птица или восход солнца?

Желая подчеркнуть красоту солнца, его сравнивали с молодой девушкой в сиянии лучей, проходящей по небосклону.

Красна девушка по небу ходит.

Встану я рано, бело да румяно.

Умоюсь росой, расчешу золотые косы.

Напоминало человеку солнце и добрую заботливую матушку. «Матушка Красное Солнышко» - величала солнце русская народная песня. А рождественские колядки изображали небесные светила как дружную семью.

Светел месяц -

То хозяин во дому,

Красно солнышко -

То хозяюшка,

Часты звездочки -

малы деточки.

От солнца многое зависело в крестьянской жизни, и предки русских людей - славяне - стали представлять себе солнце могущественным царем. Сказки и предания гласили, что обитает солнце на востоке, далеко за морем, в солнечном царстве. Все необычно в том волшебном царстве. Растут там сады с золотыми и серебряными деревьями.

У этой березы коренья булатные.

У этой березы кора позолочена,

У этой березы прутья серебрены,

На этих же прутьях листья камчатные.

(Камчатный - сшитый из блестящей яркой шелковой ткани.)

Даже трава в саду необыкновенная. Трава-мурава, трава шелкова. На каждой на травинке по цветочку цветет. На каждом на цветочке по жемчужине висит.

Посреди сада высится ослепительно сверкающий золотой дворец. Во дворце Царь-Солнце восседает на золотом престоле. Вот как народная песня описывает его лучи - волосы: «В три ряда его желты кудри завивались. Во первой-то раз завивались красным золотом. Уж в другой-то раз завивались чистым серебром. А в третий раз завивались скатным жемчугом». После престола стоят сестры Солнца - Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днем Царь-Солнце разъезжает по небесному своду на колеснице, запряженной орлами или крылатыми конями, птицами подобными. Народные предания говорят, что Заря Утренняя выводила солнечную колесницу на небо, Заря Вечерняя принимала ее.

2. Символика государства.

С течением времени забылись смысл и значение поэтических образов природы. Солнечную колесницу назвали двуглавым орлом. Увенчанный коронами, со скипетром и державой в лапах, двуглавый орел стал гербом России.

Герб - отличительный знак страны. Золотой двуглавый орел - символ России.

Зачем нужен герб?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости - туристы, предприниматели - приезжают из других государств, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе РФ.

Рассмотрим монеты.

Что изображено на монетах?

Как называются монеты, на которых изображен всадник?

Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке- копейке. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змею.

Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов. Кроме гербов стран, существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.

Золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

Флаг имеет свою историю.

Много веков назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток, конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села, городка. Потом стяги стали делать из ткани. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество воинам. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки). Так появилось слово «знамя».

В те времена и сейчас цвету придается особый смысл:

белый цвет означает мир и чистоту совести;

синий - небо, верность и правду;

красный - огонь и отвагу.

Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже - синий небосвод, а под ним - мир людей - красный цвет. Белый, синий и красный - цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине море», «белый свет», «весна - красна, красна - девица». Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки узоры на белой ткани.

Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду. Белый, синий и красный - цвета, которые отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами Государственного флага России.

Флаг и герб являются отличительными знаками государства. Они, построенные в соответствии с принятыми правилами, имеют строго определенные цвета и пропорции; символизируют единство и независимость страны. Древние стяги служили сплочению войска. Таково же назначение полковых знамен и знамен общественных объединений, организаций. Например, знамя Международного комитета объединяет спортсменов всего мира. Флаг является и знаком власти. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.

Гражданин - житель страны, который признает ее законы (правила поведения). Он любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости. Старается сделать ее сильной и богатой. Вы маленькие граждане большой страны, ее будущее. Званием гражданина России следует гордиться. За время учебы в школе вы многое узнаете о родной стране, ее прошлом и настоящем.

III. Итоги игры.

Домашнее задание (по желанию):

Придумайте и нарисуйте свою волшебную страну, которой нет еще на карте; дайте ей название. Можно нарисовать реки, горы, города и дать им название.

Придумайте и нарисуйте флаг и герб своей семьи.

« Формы и методы гражданско – патриотического

воспитания школьников»

Забирова Т.М.

Вступление

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа» . Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы».

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его

Причиной столь заметного падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе , второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников, третьей причиной называют ненормальную обстановку в семье. Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству.

По словам президента РФ Д. Медведева, гражданско-патриотическим воспитанием « нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.»

Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

· воспитание толерантности;

· формирование чувства гражданского долга;

· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Мне бы хотелось более подробно рассказать о направлениях, формах и методах гражданско-патриотического воспитания, основываясь на воспитательной работе, проводимой в течение трех лет со своим классом.

Основная часть

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

Усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

Использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы»:

    Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

    Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

    Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

    Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

    Военно – п атриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

    Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

    Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия :

В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

Функционирует система дополнительного образования;

Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

Развивается музейная работа;

Развивается школьное ученическое самоуправление;

Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир», танцевальный ансамбль, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру че­ловека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином сво­его Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые по­зволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые ком­петентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Культура общения», «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.

На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, проис­ходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания, краеведения, экономики по­зволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подрост­ки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражда­нина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).

Тематические классные часы;

Ведение курса обществознание с 6 по 11 класс;

Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;

Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;

Кружковая работа;

Проведение общешкольных мероприятий;

Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

Экскурсии по городам России;

Военно- спортивная игра «Зарница»;

Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.

Составляющими системы патриотического воспитания являются:

    формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,

    массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.

    деятельность средств массовой информации.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

    утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

    формирование ведущих интегративных качеств личности;

    воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;

    воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания проведен обзор и анализ по следующим направлениям:

    Изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).

    Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.

    В воспитательной деятельности классного коллектива определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.

    В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

Для работы с детьми в школе использую различные технологии : исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность.

Формы работы : д еловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Заключение

…чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Классный час на тему; «Что такое патриотизм?»

(для учащихся начальной школы)

ЦЕЛЬ: Организовать деятельность учащихся по формированию знаний по теме «Патриотизм. Что это такое»?

Задачи:

Убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества;

Расширить кругозор учащихся,

Учить самостоятельности, коллективизму.

Оборудование:

Презентации

1.Орг. Момент.

2.Сообщение темы и цели классного часа

Песня «С чего начинается Родина».

Вот мы с вами прослушали песню. О чем это песня?

Как вы понимаете слово «Родина»?

Молодцы! А теперь послушайте определение данного слова из «Толкового словаря» С. И. Ожегова: Родина – это исторически сложившаяся социально-экономическая, политическая и культурная среда, в которой родился человек, с которой связана история его народа.

Мы сегодня с вами поговорим о Родине, о его защите, о великом чувстве – патриотизме.

3. Работа по теме.

Вспомните строчки из какого-нибудь литературного произведения о Родине. Процитируйте их. Предлагаю вашему вниманию слова А.Н.Толстого: «Что такое Родина? Это весь народ, совершающий на данной площади своё историческое движение. Это прошлое народа, его настоящее и будущее. Это его своеобразная культура, его язык, его характер.

Значит что такое Родина? Молодцы все верно!

А теперь послушайте стихотворение «Не браните моё поколение» (Ковалёва Е.)

Не браните моё поколение -

Это ваших рядов пополнение,

И за моду его не судите,

С чистым сердцем к нему подойдите.

Дело вовсе не в том, как мы пляшем,

Дело в том, как мы сеем и пашем,

Как в болотах бредём по колено,

Это тоже моё поколение.

Вы правы, мы войны не видали,

А у вас ордена и медали,

Но на подвиг в любое мгновенье

Встанет грудью моё поколенье.

Впереди и награды и звания.

Мы, товарищи старшие, с вами,

Если надо, застынем в граните –

Поколенье моё не браните.

Какая главная мысль стихотворения? Да вы правы, в стихотворении говорится о том, что подрастающее поколение (мальчики,юноши, парни) могут в любое мгновенье встать на защиту родины.

Как вы думаете, как называется это чувство, которое тянет людей на подвиги за Родину, за свой народ. Да это чувство называется патриотизмом.

П А Т Р И О Т И З М (греч. Patris – родина, отечество) –

любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов.

Патриот:

Любить Родину,

Знать историю Отечества,

ПАТРИОТОМ НЕЛЬЗЯ РОДИТЬСЯ!

ПАТРИОТОМ НАДО СТАТЬ!

Наша страна богата патриотами, только их героизм помог нам победить Отечественную войну и Великую Отечественную войну (1941- 1945). Вот вам пример.

4. Подведение итогов.

Назовите, какими качествами должен обладать патриот? Давайте попробуем вместе поработать.

Патриот:

Любить Родину,

Знать историю Отечества,

Готовиться к защите Отечества

Истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты.

Что мы можем делать сейчас для Родины? Да, мы должны учиться хорошо, творить добрые дела, помогать тем, кто нуждается в твоей помощи.

А закончим наш классный час стихотворением

«Быть патриотом…» (Ковалёва Е.)

Быть патриотом,… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто поднять.

5. Конкурс рисунков по теме.

МОУ Богучарская средняя общеобразовательная школа№1

Программа

тематических классных часов

по гражданскому и патриотическому воспитанию

учащихся начальных классов

«Растим патриота и гражданина России!»

Кусурова Ирина Витальевна,

учитель начальных классов, ВКК.

Программа предназначена

для учащихся 1-4 классов.

Год разработки 2007.

Контактные телефоны

(8 47366) 2-16- 85

Богучар 2007 г

I. Пояснительная записка

В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006 – 2010 года дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания

С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя, утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»

Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

III. Цель и задачи Программы

Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач :

    Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

    Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

    Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

    Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

    Воспитание уважения к защитникам Отечества.

    Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

1 класс

«С чего начинается Родина?»

Цель:

Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.

Задачи:

1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.

2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.

3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

4. Сотрудничать с родителями.

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

«Знакомьтесь – это мы»

Конкурс газет, фотогазет, листовок

«День бабушек»

(Ко Дню пожилых людей)

Акция «Забота»

« На кого я хочу быть похожим»

Классный час - вернисаж

«Моя столица, моя Москва»

Заочное путешествие

«Поможем птичкам перезимовать»

Мастерская умельцев

«Наши папы – защитники Родины»

Утренник

« Наши мамы самые красивые»

Музыкально-поэтический классный час

« Дорога в космос»

Игра-путешествие

«Дом, который построим мы»

Защита проектов

2 класс

«Моя малая родина»

Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.

Задачи:

    Расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.

    Воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины.

    Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.

    Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

«На донском берегу»

Встреча с поэтом Г.И. Собко

«Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!»

Конкурс стихов и рисунков

«Золотая хохлома» (народные промыслы)

Утренник

«День освобождения Богучара»

Экскурсия в краеведческий музей

«Русские посиделки»

Фольклорный праздник

«Мы живем в России»

Заочное путешествие

«Песня – душа России»

Литературно-музыкальное состязание

«Папа, мама, я – дружная семья»

Игра-состязание

«За мирное детство – спасибо»

3 класс

«Россия – Родина моя».

Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

    Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.

    Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.

    Экологическое воспитание.

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

«Важные вопросы»

«Русский народный костюм»

Экскурсия в музей народного костюма и кукол

«Степь да степь кругом»

Конкурс чтецов

«Конституция – главный закон страны»

Устный журнал

«Преданья старины глубокой»

«Полководцы и герои»

Познавательная игра

«Наш земляк - М.Шолохов

Видеожурнал

«Земля - наш общий дом»

Экологический праздник.

«Этот День Победы»

Литературно-музыкальная композиция

4 класс

«Я - гражданин России».

Цель: Растить гражданина и патриота России.

Задачи:

    Воспитание гражданственности национального самосознания детей.

    Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.

    Создание условий для реализации полезных дел.

Месяц

Название

Форма проведения

Сентябрь

«Ваши права и обязанности, дети!»

Устный журнал

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

«Природа раскрывает тайны»

Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины

«Герб, флаг, гимн – символы России»

Видеожурнал

«Наш Пушкин»

Литературная конференция

«Герои Советского Союза – наши земляки»

Урок Мужества

«Бабушки и внуки»

Семейный праздник

«Великий праздник»

Встреча со священнослужителем

МайПрограмма

И тематические консультации... воспитания российских школьников. Программа воспитания и социализации учащихся начальной ... Киселёва Т.В. Я - гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию 1-4 классы . - М.: Вако, 2006. Соловьев...

  • Программа кружка «я гражданин россии» в 3 классе

    Программа

    ... часа за год. Результативность курса. К концу 3 класса учащиеся ... тематическое ... для 4 класса начальной школы в... Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию : 1 – 4 классы . – М.: ВАКОЛ, ... программы «Патриотическое воспитание ...

  • © 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии