Как успокоить новорожденного ребенка когда он плачет. Как успокоить грудничка когда он плачет Как успокоить новорожденного когда

Как успокоить новорожденного ребенка когда он плачет. Как успокоить грудничка когда он плачет Как успокоить новорожденного когда

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Детские слезы вызывают у родителей разные чувства - от жалости и сочувствия до раздражения и беспомощности.

сайт рассказывает, как в разных ситуациях успокоить малыша, сохранив и собственное спокойствие.

Детские слезы могут быть вызваны разными причинами: ребенок ушибся, его обидели, он испугался или требует немедленно купить ему игрушку. В каждой ситуации выбирайте подходящий способ, но помните: отмахиваться от чувств ребенка нельзя, а объятия необходимы.

1. Переключите внимание

Отвлекать внимание плачущего ребенка можно разными способами, главное, увлечь его интересной темой, чтобы он забыл о слезах.

  • Держите в кармане или сумке интересный предмет , которого ребенок никогда не видел до этого: новую забавную ручку или мелкую игрушку, которая может «заговорить» с плачущим ребенком - утешить его или рассказать сказку.
  • Задайте сложный вопрос , который требует внимания ребенка и его взаимодействия со взрослым: «Ого, а что это за необычная машина по улице едет? Поможешь мне определить, какая это марка?»

2. Создайте ритуал

Если плач вызван не какой-то серьезной причиной, а капризами или нежеланием что-то делать, можно придумать забавный ритуал избавления от слез, например включать фен, который будет «сушить слезы» или «сдувать капризы», или давать «лекарство от плохого настроения » - лакомство, которое ребенок любит и которое недоступно просто так.

3. Проговаривайте чувства

Когда ребенок плачет, он испытывает неподдельные эмоции, которые по силе не отличаются от наших. Когда мы говорим «прекрати капризничать» или «нечего реветь из-за пустяков», мы отказываемся замечать чувства ребенка и оставляем его наедине со своими переживаниями.

Вместо этого постарайтесь помочь малышу понять, что он испытывает. Повернитесь к нему лицом, присядьте рядом, обнимите или возьмите на руки и поясните его чувства . Юлия Гиппенрейтер в своей книге «Общаться с ребенком. Как?» приводит в пример такой диалог:

Сын: «Он отнял мою машинку!»

Папа: «Ты очень огорчен и рассержен на него».

Так вы показываете, что настроились на эмоциональную волну ребенка, слышите и принимаете его огорчение.

4. Остановите плач объятиями

Если ребенок не слышит слов и впал в истерику, да еще и в общественном месте, сложно оставаться спокойным. Но сделать это необходимо. Не кричите на ребенка, не требуйте успокоиться - это ни к чему не приведет. Вместо этого нужно предпринять несколько простых шагов:

  • Крепко прижмите к себе ребенка.
  • Не задавайте вопросов, так как слова дают дополнительную нагрузку на детский мозг, который и так перегружен. Лучше просто помолчать.
  • Дышите глубоко и ровно.
  • В такт дыханию покачивайте и поглаживайте ребенка.
  • Дайте выплакаться.
  • Через некоторое время начните тихонько приговаривать утешительные слова.
  • Умойте ребенка, дайте попить.
  • Обсудите ситуацию только тогда, когда ребенок успокоится.

Как предотвратить капризы

Иногда слезы и истерики можно предотвратить, просто не делая того, что их вызывает, и установив простые правила общения с ребенком.

  • Соблюдайте режим дня . Часто спусковой кнопкой детских слез становится переутомление, голод или перевозбуждение от слишком активных, долгих и громких игр. Следите за тем, чтобы ребенок вовремя и в меру ел, пил, спал, гулял и общался.
  • Не запрещайте все подряд . Пусть ребенок четко знает, чего делать нельзя: переходить дорогу одному, трогать горячую плиту и т. д. Если в ответ на запреты ребенок плачет, обнимите его и помогите пережить «слезы тщетности» от того, что для него не все возможно. Остальное разрешайте.
  • Давайте право выбора . Вместо того чтобы заставлять ребенка делать то, чего он делать не хочет, предлагайте альтернативу. Например, если он отказывается убирать игрушки, можно спросить: «Под какую песенку будем прибираться - про слоненка или про елочку?»
  • Превратите скучное занятие в игру . Вместо мытья рук вы можете «купать машинку», а во время чистки зубов «разговаривать» с микробами, недовольными зубной пастой.
  • Не говорите «нет» . Замените резкий отказ другими словами: «возможно», «посмотрим», «немного позже», «при условии, что...»
  • Подождите пару минут . Если ребенок отказывается что-то делать, не настаивайте и повторите просьбу через некоторое время другими словами.

Почему младенцы плачут? Каждая мама, которая прислушалась к сигналам новорожденного, понимает, что плач не бывает просто так. Он мотивирован, а дети изначально не-капризны. Они пытаются до нас достучаться, а мы понимаем их или нет, вот в чем вопрос. Именно по этому для нас неприемлимо дать плачущему ребенку соску. Это же перекроет его разумное личико! А как тогда его понимать? Как правило, мы не занимаемся и отвлечением внимания. Ведь отвлекать его нужно от какой-то насущной потребности или нужды, а не проще ли просто ее удовлетворять. Дети не хотят "звездочку с небес", то что они хотят действительно нужно им для жизни и роста. А словарь этих "нужд" на самом деле очень прост.

Способ №1. Дать грудь по требованию

Когда младенец голоден он дает это понять легко и доступно. Он или принимается сосать свой кулачок или делает поисковые (чуть хрюкающие) движения носом, как будто надеется наткнуться на мамин сосок. При этом может надрывно вздыхать и что-то "прилепетывать", тапа "а-ха, а-ха, а-ха". Конечно я даю ему грудь, он ест и успокаивается. И не всегда только, когда он хочет есть, иногда, когда он устал, расстроен или встревожен. Потому что, помимо еды, грудь дает мощное успокоение, не только, кстати, младенцу, но и мне, что не маловажно, если я нервничаю.

У моих детей при длительном сосании сердечко начинает биться спокойнее, дыхание замедляется, тело расслабляется, на лицо не только удовольствие, но и глубокое расслабление. В некоторых книжках вы встретите советы, типа "не приучайте малыша по 40 минут висеть на груди, поел и хватит, выньте грудь, дайте соску" (см. доктора Комаровского). На вкус и цвет, конечно, все фломастеры разные. Я решила, что мои малыши соску есть не будут, и не только потому, что "это верный путь к резиновой женщине", но и потому что грудь мне им дать не жалко. Сосредоточенный на соске младенец внешне "тупеет", он находится в аутичном состоянии (я про состояние, а не про болезнь), он не здесь. Сосредоточенный на груди малыш весь растворяется в общении с мамой. Для мамы это может быть сложно (тогда способ не сработает), а может быть легко и радостно: это пауза в середине и конце дня, релаксация, время, когда она восстанавливает тонкую связь с малышом и даже время почитать в свое удовольствие, как ни странно ("Ему было так приятно, а мне ничего не стоило"). Я прочитала множество чудесных книг про младенцев и детей, пока кормила грудью. Читать беллетристику мне казалось как-то невежливо. А вот читать о детях - это было самое то. Так и становишься крепко подготовленной в вопросах естественного и осознанного родительства (это две немного разные традиции родительства, развившиеся в противовес простроенной на распорядках "норме"). А вообще-то, если с грудным кормлением все хорошо , то нет более халявного способа успокоить ребенка на свете. Ведь есть большая разница в том, чтобы ходить-качать и в том, чтобы удобно сидеть или лежать и кормить. Моя старшая дочка вообще не нуждалась в укачивании, но могла висеть на груди бесконечно. Какая же это была халява! При некоторой сноровке кормить грудью можно научиться днем не отрываясь от собственной еды, а ночью - почти не просыпаясь и не испытывая от этого сложностей. И ребенок получит вдоволь материнской любви.

Способ №2. Высаживать

Если вы никогда не высаживали , то удивитесь как много беспокойства у малышей первых трех месяцев вызвано "туалетными" делами. В этот период "дела" у них совершенно часто бывают не ритмичны. Малыш может 2 часа не писать на прогулке в слинге, зато прийдя домой вы получите пять пописов за полчаса. Он может не какать несколько ночей подряд, а потом устроить вам "веселую" ночь с покаками и "подготовкой" перед ними. Какать он может два раза в день, может шесть, а может десять и каждый раз к этому волнительно готовиться. Малыши могут беспокоиться и даже очень интенсивно рыдать перед пописами и пытаться сообщить вам, чтобы вы ему помогли. После пописа они могут порыдать, если были не поняты. Перед покаками они могут затихать, замирать и быть особенно сосредоточенными, а могут плакать, пытаясь сообщить вам, чтобы их распеленали-раздели-вытащили.


Высаживающая мама, отвечающая на это беспокойство действиями, уменьшает необходимость плача, вместо рыдания ребенок кряхтит, мама его понимает и он свои дела делает. Важно, что мама видит, чем каждый конкретный плач мотивирован: она не пытается звонить врачу и не считает ребенка капризным, она не пытается его припеленать или отвлечь. Бесполезно отвлекать внимание человека, который хочет в туалет. Можно, конечно, поговорить с ним, если вы вытаскиваете его из слинга или бежите до ближайших кустов (летом) или до дома (зимой). Дети (даже новорожденные) как-то понимают сообщение мамы "скоро будем" и терпят. Но в конечном счете, его надо не успокаивать, а высаживать. Если, кстати, ребенок зашелся в плаче, потому что его не поняли на счет туалета, то высаживать уже бесполезно. Надо успокоить другим способом (дать грудь) и ждать, пока сам расслабится. Важно, что мы не укачиваем в этом случае ребенка (это сбивает инстинкт), а даем удовлетворить потребность. Уж не знаю как вы в этом случае поступите с одноразовым подгузником, видимо, будете формировать устойчивый рефлекс игнорирования своих телесных импусов (писай под себя, не плачь). Первое время дети будут волноваться, потом привыкнут, конечно же. Просто вы не будете знать, когда он волнуется из-за туалета, а когда по другой причине.

Способ №3. Взять на руки (носить на руках, дать контакт тело к телу)

"Девять месяцев в мамке, девять - на мамке". Этот постулат естественного родительства построен на потребности малыша "не быть одному". Есть тому много причин, но я физиологически чувствую желание не отрывать моего ребенка от тела раньше времени. Для нас с ним предельно органично чувствовать дыхание и биение сердца друг друга, постоянно соприкасаться и находиться в непрерывающейся связи.

Конечно, речь идет о ношении "по требованию". Иногда малыш плачет, просто потому что потерялся , потерялся в слишком большом для него пространстве, в окружении, потерял маму. Мама должна быть рядом с точки зрения его выживания это оправданно. Конечно, "мамой" может быть другой ухаживающий член семьи - бабушка или папа. Ручки сменить можно, вопрос в том, чтобы они были родные и знакомые. И чтобы они постоянно были. У Дольника в "Непослушном дитя ноосферы" есть прекрасная байка на этот счет, которую я всегда вспоминаю, когда мне бывает сложно, если малыш "бдит" мое присутствие каждую минуту, "не отпускает" даже сходить в туалет или принять душ (в результате все это быстро научаешься делать, не спуская младенца с рук и это тоже способствует контакту и синхронизации). Представьте, что две мамы с малышами идут по первобытному лесу. Они положили своих малышей на землю и пошли в кусты "по делам". Один из малышей заорал сразу, другой - через полчаса. Как вы думаете, спрашивает ехидный Дольник, какой из них оставил свой след в эволюции? После этого бесхитростного вопроса ответ на который очевиден (в первобытном лесу того, кто молча лежал на земле полчаса, в эти же полчаса и съели) мне сразу становится легче. Мы, делает вывод Дольник, потомки тех людей, которые орали сразу. Я смотрю на своего ребенка и смеюсь: "Уж ты то точно оставишь свой след в эволюции". Грубо говоря, чем быстрее орет ребенок, когда он потерял маму, тем больше его импульс к жизни (выживанию). Конечно, со временем он научается находиться в спокойном состоянии в безопасной знакомой среде (например, на своем "коврике", у себя дома). Но требуется время, чтобы даже к этой среде привыкнуть. Как раз где-то 3-6 месяцев, а до этого времени безопасная для него среда - мама.

Способ №4. Носить в слинге

Бывает, что незнакомые люди, которые видят меня с малышом в слинге на улице, говорят: "Ваш малыш, наверное, никогда не плачет". К сожалению, иногда плачет. Но привычка к слингу с первых дней (я использую слинг с 9-10 дня после родов, когда активно приступаю к "хозяйственной" жизни дома и прогулкам, до этого обхожусь ношением на руках) приводит к тому, что слинг становится иногда самостоятельным способом успокоения , не сводимым к маминым ручкам.

Руки прекрасны, но во-первых, они устают, а во-вторых, они часто нужны маме свободными, особенно когда у нее есть еще один маленький (пусть и подросший) ребенок. Слинг как бы спеленывает малыша, создавая ему привычный "кокон" безопасности. В результате плачущий ребенок иногда затихает уже в процессе наматывания слинга. Это бывает в тех случаях, когда мне удалось во время (за шаг до расстройства) почувствовать его усталость и желание спать . Если она пропустила нужный момент оптимальной нагрузки и довела до истерики по причине гипервозбуждения, избытка впечатлений или усталости, то намотаться будет сложно, но сразу после намотки активные ритмичные движения мамы или ритмичная прогулка быстро успокоят малыша. Малыш до трех месяцев будет преимущественно спать в слинге, позднее он учится оттуда глазеть и бодрствовать. Все-таки с точки зрения "халявности" слинг на втором месте, он уступает только успокаиванию на груди. Ведь, в отличие от укачивания, он оставляет свободными руки и позволяет параллельно заниматься другими делами. Например, играть со старшим ребенком, гулять с ним, делать покупки или заниматься делами по хозяйству и даже (сидя на фитболе) работать за компьютером. Ношение в слинге также хорошее средство успокоить малыша в период коликов, поскольку он "сбрасывает" лишнее напряжение в области живота ребенка через контакт "тело к телу". В момент острых коликов кормление грудью может не работать и слинг реально спасает ситуацию.

Способ №5. Принять ванну или душ

Мы активно используем воду для снятия напряжения. И пассивно используем воду для снятия напряжения. Например, если в 6-ть или 7-мь утра зимой в Москве малыш поднял меня по своим большим "делам", а после этого волнуется и не засыпает: крутится и ни туда, ни сюда и грудь его не успокаивает и просто бодрствовать нормально не может, а я хочу спать (хоть убей), то я беру его на руки и тихо переползаю в горячую ванну. В ней зажигаю свечу или маленькую лампу, набираю приятную воду и лежу в ней вместе с малышом (он на мне на животе или на спине, ноги частично спущены в воду). Дремлю. Дожидаюсь, когда он за полчаса настучится ручками и ножками, доделает большие или маленькие дела (сливаю воду, конечно, если случились "большие") и переползаю в кровать, где выдаю грудь. После этого мне обеспечены еще 1-2 часа глубокого сна. Если малыш сделал тоже самое утром теплого весеннего дня на море, я завтракаю (пусть даже в 6-ть утра) и иду с ним гулять, чтобы вечером лечь пораньше и синхронизировать наши ритмы. То есть дело в моем комфорте, который я в любом случае передам малышу.

Если сама я спать не хочу и готова поупражняться физически, а малыш нервный, то я не лезу с ним в ванну, а просто набираю ее комфортной водой (30-36 градусов) и купаю его с проводками по типу "купаем малыша в большой ванне". Это дает ему отвлечение и нагрузку, после которой приходит крепкий сон. В этом случае малыш крайне редко в воду какает, поэтому воду можно несколько часов не сливать, а просто доливать горячей и купать его повторно, если нервозность возобновляется. Заплакал - если не проходит кормление и высаживание - в ванну - отдохнул - в ванну и т.д. Это для долгих зимних московских дней, когда прогулка не занимает центральную часть дня.

Способ №6. Укачать малыша ("Помоги мне уснуть!")

Мы специально не пишем про этот метод как первый, потому что укачивание не логично применять, если ребенок голоден, хочет писать или какать и даже в каждом случае, если он "потерялся" и хочет быть на руках у мамы. Это то, что нужно делать, если другие потребности "не видны", а ребенок нервничает и явно не хочет активно и спокойно бодрствовать, следовательно, устал. Результатом укачивания как правило является сон. Нам совсем не приходилось укачивать дочь, но малыши разные и с сыном нам пришлось поупражняться. Есть так много прекрасных способов укачивания, что мы хотим посвятить им отдельный пост. Здесь можем просто их перечислить. Самое оперативное - просто укачать на руках или на фитболе .

Мячик прекрасен, особенно он хорош для тех, кто укачивает не каждый день, а время от времени, например, для дедушек или бабушек. Укачивание на мячике не требует особого чутья к малышу, оно просто "берет ритмом". Я предпочитаю (по возможности, если малыш это принял) укачивать на гамаке , потому что это разгружает спину.

Муж (Саша) когда укачивает, танцует . Он берет динамичную музыку (типа "7-40") и не стесняясь включает ее громко, после чего от души скачет. Малыш засыпает к концу 2 или 3-ьей композиции. Держит он малыша вертикально "в лягушечке" на манер слинга. Я чаще всего танцую все-таки в слинге, поскольку не всегда после такого метода удается положить малыша, чтобы он выспался легче оставить его спать в слинге. Для нас очевидно, что укачивающий малыша взрослый, прежде всего укачивает себя, он переводит себя в измененное (ритмом) состояние сознания, в котором за счет своего тела (дыхания, расслабления, отключения сознания от повседневных проблем) "отключает" или расслабляет малыша. Если у мамы достаточно физической активности или есть возможность длительных прогулок, а также если она много находится на свежем воздухе, укачивание малышу обычно не требуется. Мы считаем, что укачивание более "востребовано" детьми, рожденными в городах в осенне-зимний период.

Укачивает также езда в машине . Нужно выбирать маршруты с монотонной ездой, желательно без пробок (иначе с раздраженным малышом можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда он не сможет поспать). Нужно приноровиться с выносом малыша из машины. Чаще всего мамы несут малыша вместе с креслом. Мне это не по силам (да и наша люлька в машине для этого тяжеловата), я вынимаю малыша из кресла и несу на руках. Для этого надо учесть фазы сна. Переносить можно на фазе глубокого сна, когда дыхание глубокое, а тело расслаблено. Если попробовать перенести на фазе быстрого сна (фазе сновидений, когда тело подергивается, малыш шевелится и попискивает), то он проснется. Поэтому, если я доехала до места на фазе быстрого сна, то еще колешу какое-то время по округе, дожидаюсь пока уснет крепко. Фазы сна чередуются примерно каждые 45 минут. То есть раз в 45 минут глубокого сна наступает короткая по продолжительности (7-10 минут) фаза быстрого сна. Если "поукачивать" на фазе быстрого сна, то можно спокойно отдыхать следующую фазу глубокого сна (не укачивая). Это же касается сна в слинге. Именно на фазе глубокого сна можно сварить суп, посмотреть кино или поработать за компьютером, в промежутках лучше подкачивать. Все это касается в большей степени подросшего младенца, поскольку в первые три месяца малыши и так спят большую часть дня их дневной сон "охранять" не обязательно. Еще важно, чтобы в какой-то из этих снов мама выбрала время отдохнуть сама, иначе к концу дня она выдохнется.

Способ №7. Успокоить маму

Ограничение метода ношения на руках заключается в том, что руки передают спокойствие спокойной мамы и нервозность нервной или злой. Это не повод, если мама расстроена, устала или зла, лишить малыша телесного контакта. Тогда он еще больше потеряется, поскольку все равно будет чувствовать дискомфорт мамы и тревожную обстановку.


Но это повод сместить внимание с волнения малыша на то, что происходит с мамой. Мы с мужем заметили интересный факт. Иногда, если я не могу успокоить ребенка (конечно, не в момент резкого крика, а в момент затяжной и утомляющей нервозности), то ребенку помогает, если муж делает мне массаж ног (малыш при этом лежит либо на мне, либо рядом). Смысл простой: можно расслабить маму и малыш автоматически расслабится. Регуляно отправлять маму в баню или бассейн, например (я это делаю с малышами). Устроить маме релакс в любой приемлемой форме. Мы используем метод Рэйки (для мамы), если чувствуем, что "градус нервозности" в доме зашкаливает. Это позволяет не только снизить волнение детей, но и избавить их от нежелательных в период младенчества болезней.

Способ №8. Согреть или "проветрить" малыша

Здесь речь об оптимальном температурном режиме и его регулировании. Малыш будет беспокоиться и даже плакать, если ему холодно или жарко. Это не повод держать вокруг него постоянный термостат с неизменными +26 градусами. Это приведет к низкой адаптивности. Мы стараемся дать малышу попробовать разное в первые месяцы жизни. Похолоднее - потеплее - дома в одежде - дома без одежды - на улице в разную погоду в слинге, на руках или коляске и т.д. Чтобы он подышал холодным и теплым воздухом. Мы даем пробовать и наблюдаем, что происходит. Например, кожа наших малышей четко реагирует на перегрев. Даже в +24 градуса дома она может давать потницу, если ребенок одет и вспотел в одежде. Кожа реагирует до того, как они начинают плакать. Поэтому на перегрев мы реагируем скорее по коже, чем по плачу. Наоборот, иногда ребенок может плакать, когда он мерзнет и "просит", чтобы его укутали. Одна наша знакомая рассказывала, что ее новорожденная дочка: "Плачет после купания, плавать кайфует, а потом, когда из полотенца разворачиваем вытирать, начинает плакать, холодно ей. Согреваем сразу ручки и ножки, ну и грудь успокаивает, но кроме как холодно другой причины вроде плача нету". Для нас решение очевидно - зачем такого ребенка из полотенца разворачивать? Завернули и на грудь, сама внутри полотенца высохнет. Если этой девочке не нравятся контрасты, зачем их ей устраивать. Некоторые малыши растираются с удовольствием, но удовольствие здесь первично.

Способ №9. Поговорить с малышом

С первого дня я заметила, что Никитка лучше успокаивается, если с ним говорить, смотря ему прямо в глаза. Намного лучше чем, например, от укачивания. "О чем ты с ним говоришь?" - спросили меня друзья и семейные. "Конечно, о прошлых жизнях," - сказала я - "прошу его, чтобы он побольше запомнил."

Ну, а еще с новорожденными можно и нужно говорить обо всем, объяснять им, что происходит. Говорить, что они находятся в своем доме, среди своей семьи. Рассказывать про эту семью. Не обязательно сюсюкать, но говорить адресно, смотря в глаза. Не в режиме "радио, которое вещает само по себе", а в режиме контакта. Они понимают, да и нам полезно приучаться относиться к ним по человечески. И они даже верят нам и успокаиваются.

Способ №10. Применить динамическую гимнастику, массаж или другую практику работы с телом

Скажем сразу, технично и развернуто динамическую гимнастику (автор которой Леонид Китаев) мы не применяли, поскольку он требует от мамы большой физической силы или целиком возложен на папу. Но, говоря это, мы конечно лукавим, потому что в терминологии Леонида Китаева любая подвижная практика для контакта с ребенком, в диапазоне движений, допустимых для родителя, это своего рода динамическая гимнастика.

Мне совсем не хотелось как-то крутить, подвешивать и подбрасывать своих малышей в новорожденный период и период до 3-х месяцев, может потому что они не страдали повышенным тонусом или коликами (что очень хорошо подобными практикаи снимается). Но вот мой сынишка дорос до 3,5 месяцев и 7 кг и стал таким крепким и сильным малышом, что я почувствовала, что его потребность в движении больше, чем его собственные возможности в движении и координации. Как это проявляется? Он не может лежать долго на спине (скучно), переворачивается, а ползти тоже еще не может и нервничает от этого, делая прыжковые раскачивающиеся движения всем телом, как будто хочет, но не может ползти вперед. В результате он совсем не может лежать вообще: 10-15 минут "отработал", "отпахал", как говорится, и снова на маму. Конечно, 3,5 месяца в норме рано для ползанья. Но этот конкретный малыш, сообразительный и очень подвижный, хоть и без тонуса, явно показывает, что ему хочется большего. Ну что ж, сынишка, тогда полетаем. Заодно мама подкачает трицепсы и бицепсы...

Способ №11. Скорректировать окружение

И, конечно, самое важное мы оставляем на десерт. По мимо оперативных потребностей, есть эмоциональный (и событийный) фон. Здесь, конечно, можно сказать и просто про среду обитания. Иногда, если ребенок заплакал, достаточно просто включить музыку (если она никогда не играет в доме) или выключить (если она играет в нем всегда). Но в общем то мы здесь говорим скорее о благоприятной или неблагоприятной обстановке в доме, событиях в жизни родителей и особенно мамы. И зачастую младенец - самое чувствительное существо в семье, поскольку врать (даже себе) он еще не может. И тогда он сигналит, что есть беда, из которой его (или маму) нужно вытащить. Например, иногда я провожу психологические консультации, когда мой ребенок находится у меня на руках (в слинге). И я замечаю, что малыш начинает "ругаться" и "нервничать", если с консультацией что-то не так. Грубо говоря, когда клиент (партнер) врет. Младенец - идеальный детектор лжи . Он не терпит мути в ситуациях и отношениях. Как только консультация проходит через "мутную" тему и наступает катарсис, малыш успокаивается и как правило засыпает. Можно судить по разному, место ли малышам на работе матери. Мы напишем об этом отдельно когда-нибудь и, веротно, довольно скоро. Но мне (Лена Павлова) приходится работать со своими детьми - снимать, монтировать, преподавать, консультировать, проводить платежи, писать посты или отчеты. И я привыкла доверять им. Если они нервничают, а их непосредственные потребности удовлетворены, я ищу причину в окружении. Они чутки к конфликтам в доме и будут тревожиться "перед тем как" взрослые заскандалят, а также "после того" как конфликт вроде бы исчерпан, а взрослые ходят раздраженные. А также накануне папиной премии на работе или перед тем как сломается машина. Не надо думать, что можно делать при младенце все что угодно, что он маленький и пока не понимает. Он понимает глубинный невербальный аспект, может быть понимает более точно, чем взрослые. Если вы поехали в гости в семью, где к вам относятся враждебно, не удивляйтесь, что вернувшись домой вы обнаружите малыша обсыпанного сыпью, например. Это понимание благоприятных и неблагоприятных мест особенно отчетливо видно в путешествиях, мы писали об этом. И, если в доверяете ребенку как партнеру и вычищаете муть вокруг себя, то, в конечном счете, сами станете здоровей и сохраните ребенку чуткость. Ведь возможности младенца избыточны и сохраняется то, что используется. Его чуйка пригодится ему в жизни, для нее есть много зон приложения в разных специальностях.

Способ №12. Скорректировать ритмы и распорядки

Как вы поняли мы, как и другие естественные родители, живем в режиме по требованию . Хочет грудь - получает. Хочет писать или какать - высаживают. Хочет спать - укладываем. Хочет "гулять" - даем бодрствовать, но не развлекаем, если дело происходит ночью (стучи ногами сколько хочешь, я буду спать рядышком) и составляем компанию, если дело происходит днем. Постепенно появляются некоторые ритмы, довольно гибкие. К трем месяцам формируется некоторый естественный аналог режима. Мы знаем, сколько раз в день наш малыш предпочитает кушать, какать, спать. Для того, чтобы этот ритм появился мы вместе с малышом проделали за это время большую работу по направлению друг к другу. Он сигналил нам всеми силами, когда его не понимали - плакал. А мы слушали. В мягкой или жесткой форме, это уже по своей чуткости или занятости. Если мы старались понимать, то он старался свои сигналы усиливать. Важно, что чем скорее наступала наша реакция на первые "просьбы", тем меньше ему надо было плакать. Оптимально действовать за шаг до того, как он заплачет и тогда ему не надо было привыкать плакать, чтобы достучаться до нас. Не расстраивайтесь, если он все-таки плакал. Малыши отличаются по уровню требовательности, возможно ваш - из требовательных. Если вы его слушаете, вы можете превратить его чуйку в то, что будет очень полезно ему потом, пригодится в жизни, даст приложение его тонкости и чуствительности.

Ссылки

  1. Уильям Сирз, Марта Сирз. Ваш малыш от рождения до двух лет.
  2. Жан Ледлофф. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип переемственности.

Индивидуальные консультации

Новорожденного или младенца до 1 месяца

Поводов для постоянного крика у грудного месячного младенца всегда бывает предостаточно , и далеко не всегда родители могут быстро определить, что именно его беспокоит.

Чаще всего малыши кричат, если нуждаются в пище или смене подгузника, но существует и ряд других причин.

Если малыш кричит долгое время не переставая и успокоить его не получается, важно прежде всего убедиться в том, что основные его потребности удовлетворены .

Также следует измерить температуру его тела, осмотреть уши (важно надавить на козелок: если у младенца развился отит, после нажатия он начнет кричать сильнее), проверить, нет ли коликов, определить, не нужно ли проветрить комнату.

Если же явных причин для младенческого крика нет, можно заподозрить нервное перевозбуждение.

Как успокоить перевозбужденного грудничка, если он постоянно плачет? Рекомендации по устранению нервного перевозбуждения у малышей меньше годовалого возраста:


Важно обратиться к врачу, если ребенка успокоить не получилось. Также посещение доктора необходимо, если младенец кричит без видимых причин регулярно.

Гиперактивного малыша

Родителям важно набраться терпения и подходить ко всем требованиям ребенка с рациональной точки зрения, а в случае необходимости обратиться к психологу.

Также капризы могут быть способом проверить, насколько можно надавить на родителей. Стандартная ситуация: истерика в магазине с игрушками. Если родитель, не выдержав воплей, сдастся и купит желаемое, ребенок поймет, что это работает, и потом опять закатит истерику.

Советы по успокоению в схожих ситуациях:

  • не меняйте своего решения. Стойте на своем, что бы ни происходило;
  • сохраняйте спокойствие. Агрессия, возможно, и поможет приглушить разовую истерику, но повлияет негативно на психику ребенка;
  • предложите замену. Напомните о том, что у ребенка есть дома чудесная новая игрушка, скажите, что поиграете с ним потом;
  • уйдите из поля зрения ребенка. Ребенку в истерике нужны зрители. Если никого не будет рядом, он успокоится;
  • отвлеките его. Хорошо работает с детьми младшего возраста. Покажите ему его собственную игрушку, поиграйте во что-нибудь.

Если, например, ребенок хочет пойти в детский сад в любимой легкой курточке, расскажите ему о том, что он простудится, потому что на улице похолодало.

Иногда может помочь наглядность: скажите, что соглашаетесь (обязательно акцентируйте внимание на том, что нужно было надеть теплую, потому что холодно), и оденьте его как обычно, а по дороге поинтересуйтесь пару раз, как он себя чувствует.

Если он будет жаловаться на дискомфорт, напомните ему о том, что нужно было надеть теплую куртку, но он не захотел. Разумеется, подобное нужно проводить в тех случаях, когда это явно не будет угрожать его здоровью.

Перед сном

Основные советы:

  1. За час-два до сна постарайтесь не допускать подвижные игры, просмотр мультфильмов, особенно длинных, фильмов, компьютерные игры. Подобные занятия могут спровоцировать возникновение перевозбуждения, и ребенку будет сложнее успокоиться.
  2. Соблюдайте режим дня. Если ребенок привык ложиться и вставать в одно и то же время, уложить его спать будет проще.
  3. Придумайте вечерние ритуалы. Этими ритуалами могут быть прием ванны (можно с травами), массаж, употребление определенной пищи, чтение сказок вслух.

Даже если в Вашей семье нет никаких вечерних ритуалов, чтение книги или ласковый массаж могут помочь ребенку успокоиться. Также важно не скандалить в присутствии ребенка, не повышать на него голос.

Как угомонить группу ребят?

В детском саду

Как воспитателю успокоить бешеных кричащих детей?

Орущую толпу детей в детском саду подчас сложно успокоить даже опытному воспитателю , поэтому часть воспитателей могут прибегать к некорректным методам успокоения (например, к громкому крику, оскорблениям).

  1. Следите за тем, чтобы дети были всегда заняты и находились под контролем. Если детям нечем заняться, а смены деятельности давно не было, они могут начать развлекать самих себя. Если воспитатель отошел на десять минут, оставив толпу детей с неопытным студентом, проходящим практику, это тоже может привести к тому, что дети начнут бегать и кричать: обычно группа, привыкшая к своему воспитателю и его манере работы, слушается его хорошо.
  2. Обратите на себя внимание. Говорите спокойным голосом, следите, чтобы он был твердым, не тихим и не слишком громким. Можно обратить на себя внимание при помощи музыкальных инструментов (ударьте в барабан, позвоните в колокольчик, заиграйте на дудочке). Сразу же в процессе предлагайте им поиграть и берите ситуацию под контроль.
  3. Смените деятельность детей, если она давно не менялась. К примеру, если затянуть с выходом на прогулку и слишком долго позволить детям играть самостоятельно, они могут начать бегать и кричать.

Избегайте проявлять агрессию, держите себя в руках. Если Вы — новый воспитатель, наберитесь терпения: потребуется время, чтобы дети начали к Вам прислушиваться.

В лагере

Дети в детском лагере более взрослые и уже имеют сформированные представления о том, что можно, а что нельзя, поэтому найти с ними общий язык порою проще, чем с детьми более младшего возраста.

Основные советы:

  1. Чтобы не терять контроль над детьми, важно следить, чтобы они всегда были заняты чем-то интересным. Чаще предлагайте им новые занятия. Важно учитывать возраст детей: то, что будет интересно детям в предподростковом возрасте, может показаться глупостью тинейджерам.
  2. Позвольте им какое-то время побеситься, чтобы сбросить внутреннее напряжение, но следите, чтобы игры не выходили за рамки адекватности.

    Важно вовремя самых бойких ребят, и тогда будет проще сохранять контроль.

  3. С самых первых часов общения с отрядом задайте нужный тон, определите правила. Следите, чтобы Ваш голос был сильным, но не громким и не агрессивным.
  4. Во время успокоения также можно использовать звуковые сигналы: у многих вожатых для этой цели висит свисток на шее. Если свистка нет, можно похлопать в ладоши, привлекая внимание.

Принимать решения всегда проще, исходя из ситуации, поэтому педагогам, включая воспитателей и вожатых, важно уметь подстраиваться под любые обстоятельства.

Как успокоить ребенка и прекратить истерики? Узнайте об этом из видео:

Ребёнок ещё в период нахождения в утробе устанавливает с матерью крепкую эмоциональную связь, которая помогает ему улавливать любое изменение её настроения.

Вот почему новорождённый чрезвычайно чувствителен к маминому состоянию. Рыдающий ребёнок может дополнительно занервничать, когда поймёт, что мать беспокоится, растеряна, ощущает беспомощность или раздражение.

Педиатры настоятельно советуют подходить к плачущему крохе в ровном настроении. Если это невозможно (не каждая женщина может оставаться спокойной в такой обстановке), лучше попросить о помощи мужа или другого близкого родственника, который излучает уверенность.

В отличие от детей постарше, новорождённый никогда не будет кричать без острой на то необходимости. У грудничкового плача всегда есть какая-либо причина, пусть даже она и не лежит на поверхности.

Крики и слёзы грудного ребенка игнорировать не стоит. Вопреки некоторым убеждениям, такой плач не несёт пользу для лёгких или закаливания характера.

Напротив, непрекращающийся рёв способен расшатать нервную систему крохи и подорвать его доверие к окружающему миру. Ещё одно нежелательное последствие продолжительных криков – грыжа пупка.

Прежде чем разбираться в том, как успокоить плачущего младенца, нужно установить источник детских слёз. Специалисты выделяют несколько главных причин:

Первоначально мамы ещё не умеют по характеру плача устанавливать, чего именно хочет карапуз. Но через некоторое время разные типы детского крика становятся различимыми, так как громкость, длительность и интонация в каждом случае будет существенно отличаться друг от друга.

Как понять причину криков?

Обычно ребёнок плачет из-за того, что проголодался, ощущает боль при коликах или его что-то (или кто-то) напугало. В подобных случаях новорождённый будет плакать очень громко, надрывно и не переставая.

Определить, что конкретно из вышеперечисленных факторов тревожит младенца в настоящий момент, помогут определённые характеристики и признаки.

  1. Голодный ребёнок плачет достаточно громко, интенсивно и продолжительное время. Если сразу не подойти к нему, то он начнёт будто захлёбываться. А после взятия на ручки он сразу же станет отыскивать сосок.
  2. Если причиной детского крика является боль, то можно услышать в нем жалобные нотки. Если же болевой синдром внезапный или резкий, ребёнок будет плакать заливисто и очень громко.
  3. Предпосылкой плача становится испуг? Тогда малыш кричит истерически, резко начиная и столь же неожиданно заканчивая. Обычно при виде мамы и ощущении тепла её тела он быстро успокаивается.

В остальных ситуациях ребёнок начинает звать родителей призывающими криками, то есть таким образом пытается обратить их внимание на свою проблему. Малыш немного плачет, потом прекращает, чтобы оценить родительскую реакцию.

Если же мать или отец игнорируют детские требования, то крики будут повторяться вновь и вновь через разные временные интервалы. Обычно ребёнок не успокаивается до тех пор, пока источник неудобства не будет устранён.

Если пока не получается определять причину по характеру плача, доверьтесь логическим умозаключениям. При устоявшемся режиме питания можно уже предполагать, когда грудничок голоден, а в каких ситуациях просто соскучился.

Пятишаговая система включает следующие приёмы, которые наверняка знакомы многим мамам.

  1. Тугое пеленание. «Скованный» по рукам и ногам ребёнок ощущает ту же тесноту, что и в матке. Это помогает вернуть ему ощущение безопасности и, следовательно, успокоить.
  2. «Белый шум». Многие новорождённые неплохо засыпают под монотонное гудение бытовых агрегатов. Такие звуки копируют шум работающих органов маминого организма. Можно включить фен или самому пошипеть над детским ухом.
  3. Положение на боку. Обычно дети лучше спят на спинке, но вот успокаиваются быстрее на боку или животике, когда их лицо смотрит немного вниз. Нужно положить кроху к себе на колени боком, поддерживая головку.
  4. Осторожное укачивание. Уложите ребёнка так, чтобы его головка покоилась на ваших ладонях, а лицо смотрело вниз. Трясти кроху нужно ритмично, несильно и не очень резко. Это напоминает ощущение, которое возникало при ходьбе матери.
  5. Сосание. Удовлетворение сосательного рефлекса – ещё один эффективный приём. Новорождённому дают или грудь, или пустышку, или даже свой чистый палец.

Харви Карп рассказывает, как успокоить ребёнка младше 3 месяцев, в том числе, и в видеофильме «Ваш счастливый малыш». На примере нескольких младенцев автор демонстрирует эффективность пятишаговой системы.

Как успокоить плачущего ребенка старше 3 месяцев?

Пятишаговая методика Карпа действительно помогает, однако эти приёмы уже неэффективны по отношению деток постарше. Чтобы успокоить, к примеру, 6-месячного младенца, нужно его отвлекать, а не пеленать, и применять другие способы.

Ещё один полезный совет – сделать обстановку детской комнаты более комфортной. Некоторые чувствительные дети устают от яркости освещения или чрезмерного количества ярких предметов.

Успокоение ребёнка перед сном

Многие мамочки жалуются, что крайне сложно успокоить малыша перед сном. Основная причина детского плача в вечернее время – банальное переутомление.

Судите сами, в течение дня ребёнок узнаёт много новой информации, встречается с различными знакомыми или чужими людьми. Событий множество, а нервная система не всегда с их обработкой справляется.

Если младенец кричит и плачет вечерами без видимой причины, скорее всего, он сильно устаёт. Это взрослые могут заснуть от утомления, ребёнок же перевозбуждается и, напротив, отказывается засыпать и плачет.

Если ваше чадо никак не хочет успокаиваться перед вечерним засыпанием, следует:

  • отказаться от излишней активности;
  • проветрить помещение и довести увлажнение до оптимальных показателей;
  • немного покачать ребёнка на ручках;
  • уложить и предоставить пустышку.

Добиться крепкого сна позволяет выполнение определённой очерёдности действий. К примеру, мама кормит ребёнка, купает в воде оптимальной температуры, укладывает в кроватку, читает книжку или поёт колыбельную. Обычно малыш после этого ритуала быстро засыпает.

Важно понимать, что вопрос успокоения новорождённого нужно решать индивидуально. Для одного ребёнка подойдёт укачивание, для другого – пеленание, третьего успокаивает только танец.

Задача родителей – изучить предпочтения своего чада и выбрать наиболее подходящий метод. Однако, следует помнить, что малыш имеет право плакать, протестуя таким образом против различных «неудобств». Ну а маме нужно быть рядом, демонстрируя свою любовь.

Совершенствуем ночной сон ребенка

Darcia Narvaez , https://www.psychologytoday.com/blog/moral-landscapes

"Мой малыш счастлив и спокоен только у меня на руках, стоит мне отложить его, он начинает плакать" .

"По ночам малыш просыпается каждый час, у меня уже просто нет сил ".

Подобные жалобы часто звучат из уст молодых родителей .

Большинство детей пробуждаются ночью и ожидают от родителей помощь в успокоении. По мере роста младенца сокращается количество его пробуждений в течение ночи и снижается потребность в получении помощи для погружения обратно в сон, но все это сохраняется в течение еще достаточно продолжительного периода времени. Недавнее исследование Weinraub et al. 2012 подтверждает, что ночные пробуждения являются нормой для младенцев . 66% малышей 6-месячного возраста просыпаются ночью, по крайней мере, один или два раза в неделю, а остальные - еще чаще. Некоторые дети в возрасте 12 месяцев могут плакать при пробуждении, даже если в предыдущие ночи они спокойно погружались обратно в сон.

Легкое погружение обратно в сон при помощи взрослого - одна из существенных ценностей для наших малышей, а также важная задача для родителей, нуждающихся в отдыхе. Взрослые, которые пытаются успокоить своих детей, могут получить ощутимую поддержку, опираясь на науку об уходе за малышом в ночное время. Она раскрывает важные знания об успокоении младенцев и рассказывает о том, почему определенные способы помогут в этом с наибольшей степенью вероятности.

Что важно знать об успокоении?

· Присутствие взрослого помогает успокоиться детям, пробуждающимся в плохом настроении. Младенцы (особенно в первые месяцы жизни) еще не способны регулировать свои эмоциональные состояния. Это одна из причин, почему в первые 2-3 месяца жизни эпизоды плача имеют тенденцию к учащению, а затем их частота снижается. Малыши могут плакать или беспокоиться по многим причинам, в том числе от голода, боли или других дискомфортных состояний, а, порой, просто в связи с потребностью в физическом контакте. Например, ношение ребенка на руках в течение 3-4 часов в день снижает общую продолжительность плача/беспокойного поведения младенца в возрасте 6 недель на 43% (Hunziker&Barr, 1988).

Беспокойство и плач - наиболее важные средства, с помощью которых ребенок может выражать свои потребности и желания. Нам не всегда удается определить конкретную причину такого поведения, но проявление видимых и слышимых признаков страдания, бесспорно, является важнейшей защитной и адаптивной функцией младенцев. Успокоение расстроенного малыша зависит от сенсорной информации, исходящей от заботящегося о нем взрослого - прикосновения, успокаивающий голос, запах, визуальный контакт, кормление грудью. Именно так это было задумано природой. Дети рассчитывают на тех, кто о них заботится: чтобы их успокоили и помогли справиться с другими факторами, расстраивающими или причиняющими им дискомфорт, например, боль, голод, или какое-то физическое или эмоциональное состояние, которое мы не можем точно определить. Присутствие взрослого и внимание к младенцу в момент его пробуждения и плача помогают ему быстрее погрузиться обратно в сон (Mao, Burnham, Goodlin-Jones, Gaylor, &Anders, 2004).

· Младенец учится самоуспокоению, получая помощь в успокоении извне. Взрослый содействует развитию способности - физиологически и эмоционально - самому себя успокаивать, помогая малышу успокоиться, не игнорируя его страдания. Это важнейшая помощь родителей детям (Davidov&Grusec, 2006; Stifter&Spinrad, 2002). Родители часто сомневаются в необходимости своего присутствия рядом с плачущим малышом, опасаясь, что это помешает развитию способности ребенка самостоятельно справляться со стрессом. Но следование такому подходу становится причиной повышенного беспокойства ребенка, он "липнет" к родителям, не отпуская их от себя ни на шаг. стресса и продолжительность периода бодрствования младенца. Это нисколько не способствует самостоятельному эмоциональному или физическому регулированию страданий и реакций ребенка. Напротив, для того, чтобы научиться спать, малышу необходимо заботливое руководящее участие родителей. Такие взаимоотношения помогают формированию у ребенка психической устойчивости и способности к саморегулированию, в случае возникновения проблем он сможет успокоить себя сам.

· Понимание причин проявления более сильного беспокойства у одних детей по сравнению с другими. Беспокойство после пробуждения является абсолютно нормальным поведением. Младенцы, испытывающие стресс, требуют внимания к себе, чтобы получить помощь в восстановлении чувства безопасности. Однако важно понимать, что способы оказания такой помощи для разных детей могут варьироваться. Поскольку некоторые младенцы плачут мало или не очень сильно, многие люди склонны ожидать такое же поведение от всех детей. Но малыши значительно отличаются друг от друга с точки зрения частоты и силы плача. Эти различия обусловлены многими факторами, включая темперамент, впечатления, ощущения и физиологическую зрелость. Таким образом, степень и продолжительность необходимости во внешнем регулировании (успокоении) варьируется для разных детей. Обеспечение внешнего регулирования для младенцев, которые чувствуют себя менее защищенными и, следовательно, более подвержены стрессу, на самом деле помогает , а не мешает им. Это способствует построению нервных проводящих путей, которые в конечном счете позволяют малышам самостоятельно справляться со стрессом и успокаивать себя (Cassidy, 1994; Stifter&Spinrad, 2002).

· Понимание и отслеживание момента, когда пробуждения становятся проблемой. Пробуждения являются нормальной составляющей детского сна и варьируются в зависимости от нескольких младенческих факторов:

1) способ кормления (грудь или бутылочка),

2) возраст,

3) отклонения в развитии,

4) индивидуальный уровень зрелости.

Ориентируясь на эти условия, каждой семье необходимо понимать, являются ли пробуждения проблемой для семьи. Пробуждения нельзя считать проблемой только лишь потому, что они происходят . Мнение о том, что пробуждения являются причиной "трудностей со сном", искажает актуальные знания о детском сне. Мы знаем, что несколько пробуждений во время ночного сна являются нормой для младенцев, особенно на грудном вскармливании. И, учитывая неврологическую незрелость человеческих младенцев при рождении, пробуждения служат основным защитным механизмом от опасности апноэ и обеспечивают насыщение организма кислородом. Кроме того, переходные и более продолжительные пробуждения помогают справиться с сердечно-легочными проблемами во время сна и восстановить естественный ритм сердцебиения (Mosko et al 1997a). Первые исследования синдрома внезапной детской смерти (СВДС) показали, что младенцы, которые чаще просыпаются ночью, менее подвержены риску смерти от СВДС, чем те, которые просыпаются значительно реже (см. обзор McKenna 1995 and Mosko et al 1997a and b).

К моменту, когда ребенок перерастает период основного риска СВДС, цикличность его пробуждений и снов приобретает более систематический характер, исследования показывают, что многие дети продолжают просыпаться ночью (Weinraubetal., 2012). Даже тогда ночные пробуждения целесообразно рассматривать как семейную проблему, а не "проблему со сном" ребенка. Если взрослого устраивают пробуждения годовалого ребенка 2 и более раз в течение ночи, проблемы нет!

Подведем итог: Плач при пробуждении является абсолютно нормальным поведением. Помощь плачущему младенцу в успокоении и утешении поддерживает развитие его способности к самостоятельному успокоению в будущем.

Естественные способы успокоения малыша

Первые 3 месяца жизни многим известны как "четвертый триместр беременности" , когда малышу необходима . Некоторые новорожденные легко адаптируются к новым условиям жизни, другие - сложнее. Многие способы, которыми родители инстинктивно пользуются для успокоения своих малышей, фактически воссоздают приятные, знакомые ощущения, ставшие привычными для ребенка за время его пребывания в утробе матери. Эти методы действительно хорошо работают для всех детей.

Воссоздание движения. Матка - пространство, находящееся в постоянном движении, поэтому танец, покачивания из стороны в сторону, быстрая ходьба, тряская езда на автомобиле, как правило, помогают малышам успокоиться.

В каких случаях не следует спать вместе с ребенком. Важно, чтобы родители воздерживались от совместного сна, если они не кормят грудью, а также, разумеется, если кто-либо из родителей находится под воздействием , наркотиков или того, что может нарушить естественность процесса возбуждения-торможения нервной системы. Дети должны спать на другой поверхности рядом с кроватью родителей, если:

1) взрослые, спящие рядом, чрезмерно сонливы,

2) есть вероятность, что маленькие дети будут искать способ и возможность попасть в кровать к родителям,

3) в кровати находится взрослый, который отказывается брать на себя ответственность за ребенка.

Следует избегать совместного сна в случае, если во время беременности, поскольку у младенца могут быть нарушены ритмы пробуждения, и это помешает эффективному обеспечению его максимальной безопасности в условиях совместного сна. То же самое справедливо и для маленьких недоношенных детей. Для них наиболее безопасной считается организация сна в приставной кроватке, а не в общей постели. И, наконец, весьма рискованно спать с младенцем на кушетке, диване или в кресле. Известно много случаев, когда дети задохнулись, оказавшись зажатыми между взрослым и какой-либо деталью мебели. Во всех вышеперечисленных случаях совместный сон на разных спальных поверхностях в одной комнате является более целесообразным вариантом, чем совместный сон в общей кровати.

Важный момент: где бы ни спал ребенок, он всегда должен лежать на спине. Более того, необходимо обеспечить расположение малыша вдали от мягкого постельного белья, подушек или игрушек, таким образом, чтобы ничто не препятствовало дыханию, и его голова не была покрыта какими-либо предметами, независимо от того, спит ли он рядом с родителями или отдельно от них.

Больше информации о безопасном совместном сне можно найти (и далее по ссылкам в конце статьи).

Грудное вскармливание. В дополнение к другим преимуществам грудного вскармливания для здоровья и когнитивного развития ребенка, оно является прекрасным способом успокоения. Кормление грудью обеспечивает контакт кожа к коже и тепло, удобно и выгодно для родителей, облегчая управление пробуждениями и помогая снизить депрессии (Fergerson, Jamieson, &Lindsay, 2002). Кроме того, матери, кормящие исключительно грудью, на самом деле больше спят и меньше устают в течение дня, по сравнению с теми, кто кормит исключительно искусственным питанием или смешанно (Kendall-Tackett, Cong, &Hale, 2011 ).

Прислушивайтесь к ребенку и доверяйте своим инстинктам. Младенцы прекрасно умеют общаться, а взрослые, как правило, мастерски подбирают наилучший способ реагирования. Умение укачивать ребенка или разговаривать с ним мягко и нежно заложено в нас от природы. Таким образом, успокоить малыша поможет внимательное отношение к нему и к своим чувствам. Родителям нужно научиться прислушиваться к себе и беречь безопасность и здоровье младенцев. Если ребенок плачет, находясь на руках у родителей, можно подобрать для него более комфортное положение, но не оставлять малыша одного. Если взрослый неподвижен, возможно, нужно начать двигаться; если уже находится в движении - попробовать начать укачивать. Доверяйте своим инстинктам, они подскажут наилучший способ для установления контакта с ребенком.

Примечание для родителей: Существует только один знаток вашего малыша - это вы. Иногда вы сможете легко найти способ успокоить ребенка; временами вам будет казаться, что способы, которые помогали раньше, перестали работать. Однако терпеливое отношение к ребенку и к себе самому поможет вам обоим учиться преодолевать трудности и совершенствоваться.

Что делать, если ритуалы продолжают вызывать стресс?

Возможно, пора что-то менять, если взрослый начинает задумываться: "Я уже достаточно долго утешаю малыша по ночам... Что можно предпринять, чтобы хотя бы иногда ночной сон был непрерывным?"

Да, отчасти эти изменения приходят со временем - как показало недавнее исследование Weinraub, у каждого малыша свои сроки. Есть и некоторые способы, которые родители могут использовать для мягкого продвижения в желаемом направлении вместе с ребенком. Мы поделимся некоторыми вариантами помощи детям для снижения потребности во внимании к ним в ночное время, если именно это необходимо для семейного благополучия. Данные подходы основаны на важнейших действиях для успокоения, описанных в настоящей статье:

· Прислушивайтесь, присматривайтесь к сигналам малыша;

· Обеспечьте малыша заботой и поддержкой;

· Помогайте малышу учиться самоуспокоению.

Библиография / Ссылки *

Cassidy, J. (1994). Emotion regulation : Influences of attachment relationships. Monographs of the Society for Research in Child Development , 59, 228-283.

Davidov, M. &Grusec, J.E. (2006). Untangling the links of parental responsiveness to distress and warmth to child outcomes.Child Development, 77, 44-58.

Fergerson, S.S., Jamieson, D.J., & Lindsay, M. (2002). Diagnosing postpartum depression: can we do better?American Journal of Obstetrics and Gynecology , 186, 899-902.

Hunziker, U.A., & Barr, R.G. (1986). Increased carrying reduces infant crying: A randomized controlled trial.Pediatrics, 77, 641-648.ftp://urstm.com/CharestJ/Articles.pdf/Hunziker%20U%201986.pdf

Kendall-Tackett, K.A., Cong, Z., & Hale, T.W. (2011). The effect of feeding method on sleep duration, maternal well-being, and postpartum depression. ClinicalLactation, 2(2), 22-26.

Mao, A., Burnham, M.M., Goodlin-Jones, B.L., Gaylor, E.E., & Anders T.F. (2004). A comparison of the sleep-wake patterns of cosleeping and solitary-sleeping infants.Child Psychiatry and Human Development, 35, 95-105.

McKenna, J.J. (1995).The Potential Benefits of Infant-Parent Co-Sleeping in Relation to SIDS Prevention , by In Torliey O. Rognum, Ed., SIDS in the 90s. Scandinavian Press, 1995.

Evolution and the Sudden Infant Death Syndrome (SIDS) Part II: Why Human Infants? Human Nature 1 (2).

McKenna, J.J., &Mosko, S. (1990).Evolution and the Sudden Infant Death Syndrome (SIDS), Part III: Parent-Infant Co-sleeping and Infant Arousal , Human Nature: 1(2).

McKenna, J.J., &Mosko, S. (2001).Mother-Infant Cosleeping: Toward a New Scientific Beginning , in R. Byard and H. Krous, eds., Sudden Infant Death Syndrome: Puzzles, Problems and Possibilities. London: Arnold Publishers.

Infant Arousals During Mother-Infant Bed Sharing: Implications for Infant Sleep and SIDS Research , Pediatrics 100 (2): 841-849.

Mosko, S., Richard, C., & McKenna, J. (1997).Maternal Sleep and Arousals During Bedsharing with Infants , Sleep 201(2): 142-150.

Stifter, C.A. &Spinrad, T.L. (2002). The effect of excessive crying on the development of emotion regulation.Infancy, 3, 133-152.

Weinraub, M., Bender, R.H., Friedman, S.L., Susman, E.J., Knoke, B., Bradley, R., Houts, R., Williams, J. (2012). Patterns ofdevelopmental change in infants’ nighttime sleep awakenings from 6 through 36 months of age. Developmental Psychology, 48, 1501-1528.

*Примечание: Многие ссылки доступны для скачивания в виде статей и в разделе FAQ на сайте www.cosleeping.nd.edu , где представлена детальная информация о безопасности совместного сна и обсуждаются противоречивые мнения по этой теме.

© 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии