Как развивать в себе креативное мышление. Какие занятия развивают у малышей креативность мышления и творческие способности? Меняйте привычное мышление на нестандартное

Как развивать в себе креативное мышление. Какие занятия развивают у малышей креативность мышления и творческие способности? Меняйте привычное мышление на нестандартное

19.08.2023

Для современного человека умение креативно мыслить и подходить к выполнению задания творчески - превосходный навык. В наше время, сотрудник, имеющий в своём арсенале ассортимент идей и нестандартных решений - невероятно ценная находка. Однако для того, чтобы воспитать и развить данное умение, нужно зародить семя творчества ещё в детстве.

В этой статье вы узнаете, как вовремя заметить и развить креативность ребёнка, как воспитывать в нём критический подход и нестандартное мышление, и с помощью каких упражнений этого достичь.

Что такое креативность и творческое мышление?

Под творческим мышлением мы понимаем способность подходить к решению любого вопроса новаторски и оригинально, не привязываясь к стандартным схемам. Это неординарность и поиск альтернативы, выход за рамки привычных границ, индивидуальное видение той или иной ситуации или проблемы.

Говоря о креативности, можно с уверенностью утверждать, - это высший степень творческого мышления человека, которое реализуется в качественно новый продукт.

Американский психолог Абрахам Маслоу говорил, что креативность свойственна нам врождённо, но тем не менее, мы можем потерять её в ходе социальной практики или сложившихся системах воспитания и образования.

Именно поэтому очень важно проследить творческий потенциал ребёнка и развивать в нём креативность уже с малых лет.

Знания и навыки, которые мы приобретаем в первые годы жизни, определяют наше будущее. Это заложенный фундамент, на котором в следствии строятся все наши достижения как в личной жизни, так и в профессии. Отлично, что современные родители стремятся всячески развивать своих детей и уделять достаточно внимания не только физическому и интеллектуальному развитию, но и творческим способностям. Мы подготовили список полезных советов для вас!

Не бойтесь оставлять ребёнка наедине с собой и позволяйте самостоятельно делать выбор

Данный совет относиться к досугу ребёнка. Когда вы позволяете ему выбирать, какими игрушками играть, рисовать или лепить из глины, читать или петь детское караоке, развязывать головоломки или строить замок из кубиков. Уже с самых малых лет позволяйте ребёнку самостоятельно выбирать, чем он хочет заниматься. Не мешайте, когда заметите, что он тянет ножницы для вырезания снежинок, даже если после этого надо будет собирать мелкие обрезки бумаги по всему дому.

Это правило не касается дисциплины. Ваш малыш должен понимать, что он может сам выбрать занятие и вы поддержите её при любом выборе, но тем не менее обязательство убрать за собой разбросанные машинки или краски с кисточками и пролитой на пол водой никто не отменял.

Сведите просмотр телевизора и игры в планшете до минимума

Если же вместо творческого занятия ребёнок ноет, чтобы вы включили мультики, постарайтесь объединить приятное с полезным.

К примеру:

  • договоритесь, что после просмотра он попытается нарисовать любимого героя;
  • установите правило краткого пересказа - это пересказ главной идеи мультфильма, сказки или сочинения;
  • при просмотре телешоу, дайте задание по окончанию спародировать актёра или певицу;
  • задавайте наводящие вопросы, когда смотрите фильм вместе, чтобы ребёнок учился анализировать информацию, которую воспринимает;
  • спрашивайте у него, каким на его мнение может оказаться финал.

Кроме этого, оставляйте в поле зрения ребёнка материалы, с которыми он может работать и создавать что-то новое своими руками: пластилин, карандаши, кубики, конструктор.

Учитесь рифмовать: сочинять вместе весело и увлекательно

Правила игры очень просты. С вас слово - с ребёнка рифма. Упражняйтесь сначала на одном слове, потом на словосочетании и вскоре диктуйте целую строку.

На пример:

  1. Собачка - морячка; пилот - бегемот.
  2. Красная машина - проколола шины. Синий лимузин - в Киеве один.
  3. Сегодня ветра нет совсем - и я на пляже фрукты ем.

Игра «Как найти выход» - поиск вариантов и решений

Играйте в ситуации. Это воображаемые условия, в которые вы ставите друг друга поочерёдно. У каждой заданной ситуации должна быть проблема, которую необходимо решить. Кто подберёт больше решений - тот найдёт выход.

Допустим:

Ситуация №1. Ребёнок играет на улице и порезал пальчик. Что делать? Какие действия будут первостепенные, а какие последуют позже? Как найти рациональный выход и справиться с возникшей проблемой?

Ситуация №2. Вам надо узнать который час, но ни часов ни мобильного при себе нет. Что вы будете делать? Подберите максимальное количество решений задачи.

Развивайте умение видеть позитив в негативных ситуациях

Учите ребёнка концентрировать внимание на позитиве и оптимистически настраивать себя на любое начинание. Самое, казалось бы, неприятное, что с нами случается, тоже имеет некоторые плюсы: болеете дома - зато, много читаете и смотрите интересные фильмы; запланировали пикник и грянул дождь - заварите чай, включите релаксирующую музыку и готовьте любимые вкусности.

Задавайте примеры ситуаций из его жизни и пусть ребёнок ищет положительные стороны.

На пример:

Ребёнок потерял дневник или рюкзак… Это хорошо или плохо?

Организуйте музыкальную викторину

Используйте музыкальные произведения разных стилей. Поочерёдно включайте классику, народную музыку, звуки природы, песни, ориентированы на школьный возраст. Спрашивайте, что чувствует ребёнок при прослушивании? О чем эта музыка? Что хотел донести композитор до слушателя?

Список книг для развития творческого мышления

Если ребёнок уже более взрослый, много чем заинтересован и активно ищет себя, мы предлагаем список полезных книг, которые развивают творческое мышление и креативность:

«Кради как художник» Остин Клеон

Увлекательная книга с лично подобранными фотографиями автора, которые вдохновляют и объясняют путь к творческой реализации своих идей. Как разумно перенимать опыт у более креативных и успешных людей, извлекать полезное для себя и развивать в себе нестандартный подход к работе.

«Гениальность на заказ» Марк Леви

Книга, в которой автор делится уникальной системой создания гениальных идей. Если вам нужен по-настоящему мощный толчок, вдохновение и мотивация, узнайте больше об авторской технике создания качественного и нового - фрирайтинге. Здесь вы найдёте 6 секретов эффективного фрирайтинга и 15 принципов для улучшения работы в целом.

«Взлом креатива» Майкл Микалко

Эксперт по креативности Майкл Микалко приводит примеры нестандартных решений и подходов. В этой книге автор анализирует стратегии успешных креативных людей и делиться с аудиторией, как достичь желаемого результата в жизни и бизнесе.

«Рисовый штурм» Майкл Микалко

Ещё одна книга превосходного автора о том, как вырывать летающие в воздухе идеи и реализовывать их в масштабные проекты. Примеры креативных прорывов и большое количество упражнений помогут вам вдохновиться и развить в себе творческое мышление.

«Как люди думают» Дмитрий Чернышев

Думающие люди изменяют собственную жизнь и мир вокруг себя. Автор книги Дмитрий Чернышев с уверенностью утверждает, что наше с вами мышление - это несомненно творчество. С помощью этой книги вы сможете включать свой мозг на полную: впечатляющие факты, истории и головоломки, задания и решения. Думайте творчески!

Верьте в свою индивидуальность и воспитывайте ребёнка с уважением к его личности!

Главное в воспитании маленького креативного человечка - не мешать креативить. Уважайте выбор своего ребёнка, поддерживайте его интересы и желание всесторонне развиваться. Когда ребёнок видит, что вы умеете увлечённо что-то создавать, он отлично учится на вашем примере. Креативная деятельность и творческое мышление развивается, когда мы чётко осознаем свою индивидуальность и даём себе шанс. Приходите на познавательные курсы и тренинги от школы «Шалений равлик»! Мы всегда вам рады!


Хотите, чтобы интернет обращал внимание на то, что вы делаете? Тогда старайтесь подходить к задачам творчески. Неважно, о чем именно идет речь, оригинальным и необычным может быть абсолютно все - и , и пост в блоге, и заметка в соцсетях.

Правда, иногда попытка сделать что-нибудь необыкновенное оборачивается настоящим провалом. В голове пусто, как ни старайся: ни одной стоящей мысли, ни малейшей зацепки, вот буквально ничегошеньки. Полный ноль. Дырка от бублика.

Если честно, у нас тоже такое бывает. Вот поэтому мы решили узнать, можно ли «разбудить» мозги и заставить их работать? Оказывается, можно! Мы, по крайне мере, нашли целых семь способов.


Устали? Поработайте!

В состоянии усталости сложно заниматься аналитической работой, но оно идеально подходит для решения творческих задач. Когда наш мозг переутомлен, ему трудно фильтровать информацию и концентрироваться на какой-то одной задаче. Обрывки мыслей скачут в голове и наталкивают вас на неожиданные решения. Вы находите ответы на вопросы и понимаете, что делать дальше. Отсюда вывод: в первой половине рабочего дня нужно заниматься тем, что требует высокой концентрации внимания, а творческие задачи лучше откладывать на вечер - тогда справиться с ними будет гораздо легче.


Займитесь спортом

Да, мы прекрасно понимаем, что никто не хочет делать зарядку по утрам. Тем не менее физические нагрузки и способность к творчеству связаны между собой очень тесно. В 2005 году психологи проводили эксперимент на выявление творческого потенциала. Участников эксперимента делили на две группы и давали им тесты. Единственное различие заключалось в том, что первая группа выполняла тесты после зарядки, а вторая - нет. Угадайте, чьи результаты были лучше?

Посидите в шумном месте

Нас всех испортили библиотеки. Мы привыкли считать, что работать можно только в абсолютной тишине. С одной стороны, это действительно так: тишина помогает сконцентрироваться. С другой стороны, есть исследования, которые доказывают , что легкий фоновый шум - никакая не помеха. Когда вы сидите на веранде кафе или в другом общественном месте, шум стимулирует абстрактное мышление, жизненно необходимое для решения творческих задач, и повышает вашу креативность.


Выключите яркий свет

Оказывается, в темноте мы все гораздо более творческие люди, чем на свету. Разумеется, речь идет не о том, чтобы работать впотьмах, а лишь о том, чтобы слегка приглушить свет. В полумраке вы чувствуете себя раскованно, не «застреваете» на очевидных вещах, лучше понимаете суть задачи и находите неожиданное, порой смелое решение. Звучит, может, как фантастика, но есть серьезные исследования , которым можно доверять.

Устройте небольшой беспорядок

Как вы уже поняли, для наших задач годится все, что помогает «раскочегарить» мозг. Сюда же относится и легкий - рабочий – беспорядок. В непринужденной обстановке творить гораздо легче, чем в идеально прибранной комнате, где все разложено по полочкам. Не зря писатель Эжен Савицкая однажды сказал: «Милый бардак лучше безжизненного порядка». Главное - не увлекайтесь, а то в итоге не найдете даже собственную клавиатуру.


Придумайте ограничения

Этот совет может показаться не самым логичным, но ограничения полезны для творчества. Мы привыкли думать, что чем больше свободы, тем смелее наши идеи, но не всегда это так. Когда нас сдерживают определенные факторы, мозг активизируется, пытаясь решить задачу наилучшим образом, перестает лениться, ищет и находит выход. Попробуйте сознательно ограничить себя: поставьте четкие сроки, остановитесь на единственной цели, выберите определенную тему или сократите бюджет. Креативность возрастет в разы, вот увидите.

Специалисты утверждают, что легче всего адаптируются к переменам креативные личности, умеющие творчески мыслить. Кроме творческой составляющей таким людям присущи нестандартность мышления и чувство юмора, развитое воображение и фантазия. Такие качества помогут им добиться успеха в любом деле.

Как развить творческие способности?

Креативность не передается по наследству. В каждом маленьком человечке внутри заложено желание творить. Причем творчество проявляется не только в рисовании или музыке, но и в математике, физике, химии и любой другой науке.

Чтобы ребенок вырос и творческой личностью, важно:

  1. Наполнить мир малыша предметами, позволяющими воплощать идеи и фантазии . Например, конструктор, большой кукольный гардероб, наборы для рукоделия и другие всевозможные материалы в зависимости от увлечений ребенка.
  2. Поддерживать его во всех начинаниях, вдохновлять на новые идеи , посещая выставки и концерты, обращать его внимание на работы других детей, чтобы он видел, что не только взрослые делают красивые вещи.
  3. Устраивать персональные выставки поделок и рисунков , вывешивая их на видном месте в доме, чтобы ребенок ощутил значимость своей работы.
  4. Не мешать малышу думать самому и принимать собственное решение .

И самое главное – поощрять любопытство ребенка, отвечать на его вопросы, объяснять, задавать наводящие вопросы, и ни в коем случае не критиковать маленького творца!

Какие игры и упражнения помогут развить креативность?

На развитие воображения и креативности направлены разнообразные словесные игры, упражнения на выдумывание историй, сравнение и обобщение. Например, в игре «Строители» маленькие дети строят дом из кубиков.

Во время процесса можно задать им вопросы:

  • Кто будет жить в домике?
  • Чем они будут заниматься?
  • Какая мебель будет в доме?
  • Для чего она нужна?

Подойдут и другие упражнения, способствующие развитию воображения и фантазии.

Архитектор

Дети становятся архитекторами. Им нужно нарисовать проект дома с учетом пожеланий клиента . А вот вкусы у будущего хозяина какие-то странные – он написал несколько слов и предложил архитекторам самим отразить эти слова в проекте. К примеру, предложил в интерьере дома или прилегающей территории «спрятать» слова: чашка чая, перо, мозаика и кубик.

Дети подключают фантазию и рисуют, кто на что горазд. Один изобразит фонтан в виде чашки с водой цвета чая, деревья в форме перьев, мозаичные стены у дома и мебель из кубиков. Другой сделает стулья в виде чашек, из мозаики выложит пол, из кубиков соорудит колонны, а перьями украсит дверные проемы. Фантазия третьего будет отличаться. Чем больше свободы предоставить детям, тем интереснее получатся их проекты .

Найди связь

Маленьким детям предлагают найти связь между изображениями на нескольких картинках и описать ее . Например, яблоки растут на дереве, огурец и помидор можно встретить в одном месте – на огороде, изображенные овощи одинакового цвета.

Вариант посложнее – у детей по одной карточке, остальные лежат на столе рубашкой вверх. Ведущий переворачивает одну картинку. Ребенок, который быстрее всех смог связать открывшийся рисунок со своим, получает ее в свою коллекцию. Далее игра продолжается.

Более сложная игра – ассоциативный ряд. Малыш выкладывает несколько карточек в ряд, составляя по ходу выкладывания картинок логичное предложение. Например, выложив картинки с изображениями автобуса, детьми, деревом и яблоками, он может сказать: «Дети поехали на автобусе в сад за яблоками».

Детям пяти лет можно пытаться составлять рассказ. В ряд выкладывают несколько картинок, по которым нужно придумать несколько предложений. Например, «В дупле большого дуба жила белка. Она любила грызть орехи и скакать по деревьям. Однажды она встретила зайца…»

Эта игра подойдет даже для самых маленьких ребят, которые любят наблюдать за окружающей природой . Рассматривая причудливые облака, трещинки на дороге, лужи после дождя, можно найти столько интересного! Если погодные условия не позволяют выйти на улицу, то можно поиграть дома, посадив на бумагу кляксы и пятна с помощью ручек и фломастеров.

Постепенно упражнение усложняется: дети становятся представителями разных профессий, которые ищут «свои» предметы. Например, доктор может увидеть шприц или халат, а строитель – кирпич.

Немного другое упражнение – поиск в окружающих объектах . Например, на что похож воздушный шар? На большой клубок пушистых ниток, мяч, солнышко. Можно задать другой вопрос: «Что похоже на лимон?». Может, рядом находится пудреница такой формы или какая-то игрушка.

Словесные игры

Игра в слова имеет множество вариаций:

  • Придумать предмету 10 слов – описаний.
  • Придумать 10 слов, которые не подходят какому-то объекту.
  • Назвать 10 слов на определенную букву.
  • Отгадать слово по его определению.
  • Придумать предмету другое название в зависимости от цвета, предназначения, формы.

Еще один вариант словесной игры для детей пяти лет – «Откуда это взялось и как сюда попало?». Детям предлагают ответить на эти вопросы по отношению к одному предмету. Важное условие – ответы должны быть разными и могут быть очень фантастическими. Например, яблоко принес журавль из волшебного сада.

Что делать?

Еще одно интересное упражнение – разбор жизненных ситуаций, когда что-то случилось. Например, сломался каблук, а мастерской рядом нет.

Рассматриваются все возможные варианты:

  1. Пойти босиком.
  2. Приклеить его с помощью жевательной резинки.
  3. Перемотать платочком, скотчем.
  4. Оторвать его и пойти без каблука.

Подходящими будут даже безумные варианты. Главное, чтобы они соответствовали поставленной цели . Еще несколько ситуаций: опоздали на автобус, вырвали сумочку из рук, пошел дождь, а зонтика нет.

Ролевые игры

В игре с ребенком можно заменять реальными предметами воображаемые : веником – скакуна быстрого, карандашом – волшебную палочку, пустой коробкой из картона – летающий корабль. Причем маленьким детям (3 года) важно, чтобы было определенное сходство с замещаемым объектом. Дети постарше будут увлеченно играть даже при небольшом намеке на похожесть. Таким образом, ребенок постепенно учится манипулировать воображаемыми предметами.

Различные наборы «Доктор», «Магазин», «Чаепитие» помогают тренировать социальные навыки и умения малыша: он учится правильно вести себя в определенных ситуациях. Позволяют эти наборы тренировать воображение, ведь всю ситуацию дети продумывают сами, стараясь создать определенный образ и манипулировать им определенное время.

Развивать творческую активность, фантазию и самостоятельность помогут домашние спектакли .

Важно при этом привлекать детей не только к исполнению ролей, но также созданию декораций и пошиву костюмов. Для малышей подойдут простые сказки, с минимальным набором слов. Детям постарше можно предложить сочинить сказку самому.

Более простой вариант . Костюмы можно нарисовать или распечатать на бумаге, вырезать, приклеить на бумажное колечко по размеру пальца. Так как актерами будут пальчики, то ребенок сможет сыграть в спектакле сразу несколько ролей.

Является ключом к успеху, пожалуй, во всех областях жизни. Оно открывает широкие возможности для самореализации. Как развивать творческое мышление?

Хобби держит мозг в тонусе

…Старший сын вернулся из армии и пока отдыхает дома. Наблюдаю, как он мечется от компьютеру к гитаре - это два его увлечения, две больших любви. Как только что-то не получается с новой программой, сын берет в руки гитару. А вскоре у него появляется нужное решение, и он возвращается к компьютеру. Со вдохновением, воодушевлением. А мне радостно: в детстве мы сумели разглядеть в моем мальчике именно то, что ему по душе, помочь развить творческие способности, данные от природы.

Как важно поддержать в ребенке то, что в него уже заложила матушка-природа! Но часто бывает так: ребенку нравится рисовать - а его отправляют в музыкальную школу или в спортивную секцию. Или он спортивен и энергичен, а его заставляют часами заучивать нудные гаммы… На мой взгляд, если родители не знают, как искать и развивать творческие способности ребенка, то важно хотя бы не мешать: дать право сыну или дочери ходить на кружки, которые они выберут сами, бросать их и искать другие. Со временем обязательно найдется то, что по душе!

Я придерживаюсь мнения, что каждый человек уникален и талантлив, что мнение об особой породе творческих людей - всего лишь миф. Это доказывают едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет. И не только детям, но и взрослым полезно искать занятия, которые им понравятся. Никогда не поздно начать петь, рисовать, играть в футбол, летать или шить.

Любое творческое занятие! - держат мозг в тонусе, а чередование различных видов деятельности, переключая внимание, позволяет найти ответы в самых неожиданных местах. Исследования показывают,что более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались и другими видами искусства - живописью, театром или танцем.

Куда двигаться, развивая креативность

Однако наши увлечения, хобби – не единственное, что может помочь развить креативность и нестандартное мышление. Специалисты предлагают множество методик и специальных приемов. В основном, они сводятся к одному из четырех направлений .

1. Систематизация алгоритмов решения. В этом направлении наиболее популярной методикой является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она основана на теории Генриха Альтшуллера. Он заявил, что неэффективно ждать музу. Проанализировав более 400 тысяч изобретений в разных областях, ученый пришел к выводу, что 90% задач можно решить по одному из 40 алгоритмов, важно лишь правильно определить тип задачи.

2. Систематизация творческого процесса. Эта модель делит процесс рождения идеи на несколько шагов: сбор доступных данных (что имеем?), постановка задачи (что нужно сделать?), соотнесение данных и задачи (есть ли возможность сделать?) и генерация нескольких решений (как это можно сделать? ). Из известных методик – «Шесть шляп» Эдварда де Боно.

3. Активизация креативности в нестандартных ситуациях. Сторонники этой модели считают: чем более слаженно работают правое и левое полушария, тем легче и быстрее человек генерирует новые идеи. Творческие способности активизируются, если человек занимается соответствующей деятельностью (рисует, музицирует и т.д.) либо действует в иной среде, в нестандартной ситуации, в форс-мажорных обстоятельствах. Таким образом развиваются способности переключаться от творчества к логике, и наоборот.

4. Развитие креативности у групп людей. Генерировать решения проблем слаженной командой, при этом в равной степени задействовать каждого участника – основные задачи направления. Эта модель использует три вышеописанные методики развития творческих способностей. Используются также различные импровизации, когда команда учится «потоковому творчеству» (способности постоянно фонтанировать идеями). Модель перспективна для коллективов, в которых работают большие «креативные» отделы.

Методики и техники, развивающие творческое мышление

Рассмотрим подробнее наиболее популярные методики и техники, которые развивают креативность (их я подсмотрела на просторах интернета).

1. (Эдвард де Боно). Помогает упорядочить творческий процесс. Мысленно надеваем одну из шести цветных шляп: белая – значит, беспристрастно анализируем цифры и факты; чёрная – ищем негатив; желтая шляпа позволяет искать позитивные стороны проблемы. Надев зелёную, генерируем новые идеи, а красную – позволяем себе эмоциональные реакции. В синей подведем итоги.

2. Ментальные карты (Тони Бьюзен). Метод основан на том, что креативность тесно связана с памятью: укрепляя память, мы развиваем творческие способности. В процессе создания ментальной карты иной раз приходят оригинальные, неожиданные решения поставленных задач. В центре листа пишем ключевое понятие. Рисуем «ветви» и записываем на них ассоциации, которые приходят в голову, или оформляем их в виде рисунков, вырезок из журналов, символов.

3. Мозговой штурм (автор метода Алекс Осборн). Каждый участник выдвигает любые, даже самые безумные идеи. Затем участники дружно пытаются их развивать. После этого полученные решения анализируются. Мозговой штурм также можно проводить письменно (брейнрайтинг): идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, и каждый вносит свои соображения.

4. Синектика (Уильям Гордон).Основной источник креативности - в поиске аналогий. Выбираем объект и рисуем таблицу для его аналогий. Первый столбец: записываем все прямые аналогии. Второй столбец: записываем непрямые аналогии (например, отрицание признаков первого столбца). Сопоставляем цель, объект и непрямые аналогии. Пример: объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объёмный карандаш, её отрицание - плоский карандаш. Результатом будет, например, карандаш-закладка.

5. Морфологический анализ (Фриц Цвикки). Объект или идею разделим на компоненты, выберем из них несколько существенных характеристик. Теперь попробуем изменить их и соединить снова. В результате получим что-то совершенно иное. Пример: нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Изменим классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

6. Старый, известный, тем не менее, очень действенный метод. Утром, как только проснулись, берем блокнот, ручку и начинаем писать (именно от руки!). Пишем то, что приходит в голову, стараясь особо не думать. Норма утреннего письма - 3 тетрадные страницы, или 750 слов.

7. А что, если бы?.. (К. Станиславский). Знаменитый режиссер заставлял начинающих актёров задавать себе этот вопрос. Метод отлично развивает фантазию и является, по сути, спусковым механизмом творческого процесса. Например: «А что, если бы историю в книге рассказывали картинками?» Так появился комикс. Можно задавать себе даже странные вопросы. Например: «А что, если бы моим начальником был Гулливер?»

8. Дробление слова . Помогает избавляться от узкого, шаблонного мышления, включать фантазию. Очень простая техника родом из детства, но действенная: два любых слова соединяем в одно и пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Например, ванна + унитаз = ваннитаз.

9. Метод Торренса. Метод основан на дудлах (однотипных каракулях), которые потом превращаем в рисунки. На листе бумаги чертим в ряд символы: круг, два круга… гвоздь, крест, квадрат и т. д.. Затем включаем фантазию и рисуем: круг может стать щитом, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом, столом или картиной…

10. Метод фокальных объектов. Хорош, когда мыслительный процесс движется по инерции. Суть: ищем связи между основной идеей и случайными объектами. Например, из произвольной страницы книги (сообщения по телевизору, из газеты и пр.) выхватываем взглядом 3–5 слов и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем.

11. Две случайности . Техника отлично тренирует мозг. Возьмем толковый словарь, ткнем пальцем в любые страницы и выберем два случайных понятия. Сопоставим их, попытаемся найти что-то общее между ними, а затем придумаем какую-нибудь историю.

12. Непрямые стратегии (Брайан Ино и Питер Шмидт). Метод выводит уставший мозг из творческого ступора. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Их можно сделать самим и или воспользоваться подсказками онлайн. Советы на карточках довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут увидеть разные решения проблемы.

13. Аналогии Гордона. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий. Он делил аналогии на 4 группы: прямая – ищем аналогию объекту в окружающем мире; символическая – ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта; фантастическая – придумываем аналогию, не ограничиваясь объективной реальностью; личная – мысленно встаем на место объекта и смотрим на ситуацию его глазами (например, как живётся ручке, которой мы пишем).

14. Безумный архитектор. Выберем 10 любых слов. Затем нарисуем дом. При этом представляем, что нам, как архитектору, заказали проект дома и заказчик предъявил десять обязательных требований, которые идут от выбранных слов. Например, «апельсин» - крыша дома будет оранжевой, «тарелка» - сделаем круглые окна в ванной и т.д. Во время рисования представляем, как бы это выглядело в реальной жизни.

15. 10+10. Выберем любое слово-существительное. Напишем 5 прилагательных, которые, на наш взгляд, ему больше всего подходят. Например, «карандаш» - красный, деревянный, гладкий, дорогой, любимый. А теперь попробуем написать еще 5 прилагательных, но которые совсем не подходят. Как правило, это сделать сложнее.

Регулярность и упорство - и каждый, в любом возрасте, может развить творческое мышление. Чего я с удовольствием и желаю всем, кто читает эту страничку!

Многим современным людям интересно, как развить творческое мышление. Подобные навыки могут быть очень полезными для полноценной жизнедеятельности человека.

Для этого создаётся специальная литература, комплексы упражнений, электронные приложения и даже курсы, где ученики выбирают подходящего для себя преподавателя.

Существует мнение, что нереально обучить человека мыслить творчески, если эта функция не заложена в нём генетически. Однако это не совсем так. Конечно, на формирование творческого мышления влияют врождённые способности, однако, они не являются базовыми.

Обучать взрослых людей проще за счёт полезного багажа в виде жизненного опыта. Подумав, можно проследить интересную закономерность: большинство мастеров искусства и науки добились главных высот уже в зрелом возрасте, когда их навыки были отточены не только знаниями, но и постоянной практикой.

Главное знать, какие методы творческого мышления помогут воплотить мечты в реальность.

Реальная история о том, как на практике можно использовать методы творческого мышления

Семья Андрея не раз сталкивалась с проблемой непонимания. Потому многие, даже рутинные проблемы, решались спорами и ссорами. Не всегда получалось прийти к решению, которое устраивало всех членов семьи.

Существенных изменений получилось достигнуть, как только Андрей (глава семьи; 48 лет) увлекся идеей развития своего креативного мышления. Ему пришлось потратить немало времени на изучение соответствующей литературы. Сдаваться мужчина не собирался, потому сразу начал выполнять упражнения для развития творческого мышления.

Представители семьи делились на две команды. Одна группа разрабатывала пути решения появившейся проблемы, а другая – старалась развить каждую из идей, пока все не приходили к выбору подходящего варианта.

Со временем ссор в семье стало меньше, так как проблемы не накапливались, а решались совместными усилиями. Каждый мог проявить свою сообразительность и оригинальность.

Что такое творческое мышление и креативность?

Психологи дают разные определения понятиям «творческое мышление» и «креативность». Но в каждой формулировке есть две главные характеристики:

  • это способ мышления;
  • это процесс, что ведет к созданию чего-то нового и уникального.

Практически все методы развития творческого мышления под конечной целью подразумевают формирования оригинальной идеи, которая позволяет раскрыть хотя бы часть потенциала человека.

«У людей есть один чудесный недостаток – мы неспособны делать идеальные копии.»

(Остин Клеон из книги «Кради как художник»)

Условия, необходимые для развития творческого мышления

Ученые не один год занимались изучением влияния окружающих факторов на формирование креативной личности. Творческое мышление и особенности его развития напрямую зависят от средств обучения человека, а также воспитания.

Специалистов начали интересовать методы активизации творческого мышления. Со временем они выделили список способов стимуляции мозговой деятельности в нужном русле.

Известный психолог В.Н.Дружинин в своих трудах описал условия развития творческого мышления.

  1. Отсутствие установленного, стандартизированного образца поведения.
  2. Наличие положительного образца оригинального (креативного) поведения. Чем больше дети общаются с творческими взрослыми, тем выше вероятность формирования ребенка как изобретательной личности.
  3. Создания оптимальных условий для активной творческой деятельности.
  4. Подкрепление выбранного поведения со стороны социума.

Базовые методы развития творческого мышления основываются на вышеуказанных условиях.


Что нужно делать для развития креативности?

Различные способы развития творческого мышления базируются на нескольких основных рекомендациях. В современном мире совершенствоваться довольно легко.

  1. Попробуйте отказаться от стереотипов! Опора на существующие традиции не приводит к успеху.
  2. Старайтесь расширять свой кругозор всеми возможными способами: путешествия, чтение художественной и/или научной литературы, изучение иностранных языков, различные хобби.
  3. Решайте повседневные проблемы, импровизируя. Отходите от привычных действий, отдавайте предпочтения новым подходам.
  4. Знакомьтесь с новыми людьми. Чем больше знакомств, тем больше знаний и опыта можно перенять от других.
  5. Выполняйте упражнения для развития творческого мышления.

Книги для развития творческого мышления

Научиться мыслить творчески реально! Чем больше усилий приложит человек к работе над собой, тем быстрее достигнет желанных высот.

Существует масса книг и учебников, предназначенных для мотивации и обучения читателей. Такая литература идеально подойдёт активным людям, для которых развитие творческого мышления стало важной жизненной целью.

Среди огромного количества полезных литературных источников можно выделить несколько отличных книг.

  • Остин Клеон «Кради как художник. 10 уроков творческого самовыражения»

Автор пытается донести мысль о том, что элементы творчества – это часть тех вещей, которые находятся вокруг нас. Не нужно быть гением, чтобы стать креативной личностью, достаточно просто быть собой и развивать все свои навыки.

Также Клеон описывает эффективные методы активизации творческого мышления.

  • Майкл Микалко «Рисовый штурм»

Эксперт по креативности рассказывает, как научиться производить только оригинальные и полезные идеи. Сотни необычных задач-головоломок, выполнение которых поможет самостоятельно генерировать толковые идеи в будущем.

  • Марк Леви «Гениальность на заказ»

Леви говорит, что пора отказываться от привычных методов решения задач, нужно учиться думать и действовать нестандартно.

Фрирайтинг – необычная технология развития творческого мышления, придуманная автором для создания оригинальных идей.

  • Эстанислао Бахрах «Гибкий ум»

Обязательное условие – сильное желание и стремление к саморазвитию.

  • Братья Маклеод «Создай свою вселенную»

Книга порадует не только полезным текстом, но и забавными иллюстрациями к ситуациям, что описываются братьями. Авторы разбирают некоторые приемы развития творческого мышления. Для этого они подобрали интересные задания, которые помогут раскрыть потенциал каждого читателя.


10 эффективных упражнений

Задачи на творческое мышление созданы для того, чтобы помочь людям развить свои скрытые или не до конца проявленные таланты. Не стоит думать, что заученные фразы из книг об эволюции креативности дадут стопроцентный результат. Как правило, теория – это только часть от целого комплекса методов по саморазвитию.

Полноценное формирование творческого мышления не столько зависит от изученной информации по данной теме, сколько от практики. Потому выполнять специальные упражнения – обязательная составляющая целостного процесса развития.

  1. «Место отдыха»

Во время рабочего дня сделайте себе 15-минутную паузу. Примите удобное положение, расслабьтесь и подумайте об идеальном месте для отдыха. Куда бы вы убежали, чтобы привести свои мысли в порядок? Возьмите листок и постарайтесь написать все мысли, которые приходят в голову.

  1. «Письмо в прошлое»

Вспомните себя в 8-10-12 лет. Проследите, какие существенные изменения произошли с вами за время взросления. Напишите письмо-совет себе ребенку.

  1. «Пустой стакан»

Как много вы можете сказать о пустом стакане? Создайте небольшой рассказ о нем. В качестве наглядного помощника поставьте посудину на стол и параллельно записывайте мысли.

  1. «Я никогда не…»

Составьте список из 50 вещей (поступков), которые вы никогда не сделаете. Подумайте почему. Что бы вас остановило?

  1. «Жизнь в 150 словах»

Представьте персонажа по имени Иван Булочкин (имя по желанию можно придумать самостоятельно). Придумайте ему жизнь (внешность, возраст, профессию, хобби, характер, семью, привычки). Хотели бы вы подружиться с таким человеком?

  1. «Монолог»

Попробуйте написать монолог от лица какого-то неживого предмета (свежесрезанный цветок, старая потёртая сумка, махровое одеяло, упавший листок, библиотечная книга).

  1. «Жалоба носка»

Вообразите ситуацию: мужской полосатый носок попал по ошибке в холодильник, который полностью забит продуктами. Возмущенный предмет одежды начинает жаловаться. Что бы он сказал? Запишите свои мысли.

  1. «Последние деньги»

Подумайте о своём кошельке. Представьте, что там осталось всего 500 рублей, а до зарплаты еще целая неделя. Необходимо поразмыслить и перечислить 10 вещей, которые вы бы купили на последние деньги.

  1. «Меню для любимого врага»

У вас есть возможность накормить «вкусностями» своего врага. Возьмите листок бумаги и составьте полное меню на один день (завтрак, обед, полдник, ужин).

  1. «Правила для домашнего питомца»

Представьте, что вашу собаку, кота, хомяка или другого любимца можно надрессировать обычным списком правил. Напишите инструкцию по поведению в вашем доме. Что бы вы хотели сказать своему питомцу?

Упражнения на развитие творческого мышления полезно проводить хотя бы 2-3 раза в неделю, чтобы прослеживался желаемый эффект. Обязательно доводите каждое задание до конца, не бросайте, выполнив лишь небольшую часть.

Любая технология творческого мышления включает в себя целый комплекс интересных и необычных задач, над которыми иногда долго приходится ломать голову.

Выводы

Очень важно знать, что такое творческое мышление, как развивать его в условиях повседневной жизни. Каждый, кто уже занимается саморазвитием, заслуживает высшей похвалы. Чем больше человек над собой работает, тем больше возможностей сможет открыть для себя в будущем.

Современная технология творческого мышления позволяет выбрать оптимальный вариант для каждого. Проверить уровень своих навыков можно специальными тестами. Их можно найти в интренете в свободном доступе или же обратиться в обучающие учреждения, которые помогут подобрать подходящий курс.

© 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии