Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Игры для развития мелкой моторики рук с рождения до года Игры для детей моторики мелкой своими руками

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Игры для развития мелкой моторики рук с рождения до года Игры для детей моторики мелкой своими руками

21.07.2022

Мелкая моторика способствует развитию речевого центра головного мозга – это научно доказанный факт. Поэтому игры для мелкой моторики являются оптимальным средством ускорения процесса формирования у ребенка речевого навыка. Помимо этого, игры для развития мелкой моторики позволяют научить ребенка первичным основам самообслуживания. Использовать подобные методики можно в домашних условиях без консультации с педагогами и педиатрами. На этой странице предлагаются простые и сложные занятия для мелкой моторики, предназначенные для домашних условий.

Старайтесь выбирать каждый день разные игры для развития мелкой моторики у детей, таким образом можно усиливать их благоприятное воздействие. Чередующиеся занятия для развития мелкой моторики также расширять кругозор малыша и обогатят его словарный запас.

Игры для развития мелкой моторики рук ребенку дошкольнику

Нанизывание. Принцип пирамидки - нечто с отверстием надо надеть или нанизать на палочку, веревочку, соломинку для сока, сухой прутик и т.п. Для игры на развитие мелкой моторики рук подойдет все, что можно нанизать: крупные пуговицы, бусины, макароны, баранки и сушки. Помню, как мой совсем еще маленький сын с удовольствием надевал сушку-баранку по очереди на пальчики, а потом с не меньшим удовольствием сгрызал игрушку!

Игрушки из бумаги. Игрушки из обычной бумаги - что может быть проще! Но пользы эти игры для мелкой моторики рук ребенку принесут не меньше, чем самые дорогие «развивалки» из магазина. Научите малыша мять небольшие листочки, скатывать их в шарики, складывать «гармошкой», сворачивать «улитками» или трубочками - все это замечательные упражнения для маленьких пальчиков, не требующие практически никаких затрат. А потом все эти «улитки», «шарики» и «гармошки» отлично используются в играх.

Вместе с малышом можно сделать объемный коллаж или аппликацию. Ваше сокровище с удовольствием будет рвать, скручивать и катать бумажные шарики, а вы приклеивайте их на лист бумаги в виде облаков или овечек, летящего снега или осыпающихся листьев. Сюжет картины зависит от фантазии вашей и малыша - сочиняйте сказку или историю, пока занимаетесь рукоделием.

Когда ребенок подрастет, научите его складывать из бумаги «лодочки», «самолетики» и другие игрушки оригами - инструкции во множестве можно найти в Интернете. Играя в эти игры на развитие мелкой моторики дошкольников, ваш малыш не только получит удовольствие от «бумажного» творчества, но и прекрасно разовьет пальчики.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук у детей

Угадайка. Для того чтобы организовать дидактические игры на мелкую моторику, возьмите пару детских носочков, в каждый положите небольшую игрушку (например, в один - шарик, а в другой - кубик или игрушки из киндер-сюрпризов). Предложите ребенку наощупь угадать, что «спряталось в носочке». Игра практически бесконечна, ведь прятать можно не только игрушки! Положите в носочки, к примеру, грецкий орех, кофейную ложечку, крышечку от пластиковой бутылки, прищепку. Оглядитесь, и вы увидите множество мелких вещиц, которые пригодятся для этой игры.

Я - волшебник! Принцип дидактической игры на развитие такой же, как в «Угадайке». Возьмите несколько парных игрушек или, например, два грецких ореха, две прищепки, две крышечки, два кусочка губки, два футляра от киндер-сюрпризов. Предметы могут быть любые, главное, что вы одинаковые наборы этих предметов поместите в две коробки (или в два бумажных пакета). Малыш не видит, что внутри, но он ведь «волшебник» и может вытащить из двух разных коробок одинаковые вещицы. Не глядя, одной рукой вытаскивает, к примеру, кусочек поролоновой губки из одной коробки. И, нащупывая точно такой же кусочек губки другой рукой во второй коробке, вытаскивает ее к удивлению «зрителей». Настоящий «волшебник»!

Игры с прищепками, способствующие развитию мелкой моторики

Игры, способствующие развитию мелкой моторики, можно проводить с самыми обычными бытовыми приспособлениями. Кстати, о прищепках. Удивительные подручные «тренажерчики»! Обычная бельевая прищепка (только попробуйте, чтобы не была очень тугая!) может стать и ушком зайчика, и иголками ежика, и лучиками солнышка. Надо просто вырезать достаточно крупные силуэты из картона (они, кстати, пригодятся еще не один раз!), и малыш с удовольствием будет делать ежику и елочке иголочки, солнышко украшать лучиками, а тучку - дождиком.

Прицепите к кусочку ткани несколько прищепок, и малыш с удовольствием будет их отцеплять. А если мама или папа прицепит несколько штук к своей одежде, ребенок с радостью поможет «снять репейник».

Более сложные игры для мелкой моторики с прищепками - прицепить их на натянутую веревочку. А потом на эту веревочку можно и рисунки развесить - вот вам и галерея первых шедевров ребенка!

Другой вариант использования прищепки для игры на мелкую моторику для детей - как пинцет или щипцы. С помощью прищепок можно захватывать и перекладывать различные предметы, особенно мягкие (кусочки ткани, шерстяные помпоны, кусочки толстых разноцветных нитей для вязания).

Еще развивающие игры для развития мелкой моторики кистей рук у детей

Игры, развивающие мелкую моторику, просты, могут использоваться в любом месте, не требуют дорогостоящего инвентаря. Еще больше вариантов для занятий можно найти далее на странице. Тут предложены игры, развивающие мелкую моторику рук и другие полезные навыки, например, художественный вкус, точность, ловкость, речь и т.д.

Мозаика. Мозаика - это развивающая игра для развития мелкой моторики, заключается в выкладывании любых узоров или изображений из мелких деталей. Это могут быть и покупные мозаики, и самодельные. Например, раскрашенная скорлупа от вареных яиц, небольшие геометрические фигуры (можно нарезать из цветной плотной бумаги или картона), даже кусочки продуктов - помните, печенье, нарезанные овощи, крупа, сухофрукты? Сначала ребенок учится просто выкладывать простейшие дорожки и домики, потом «рисунки» усложняются. А в дальнейшем самодельные мозаики можно наклеить на картон и получить «настоящую картину» (из скорлупы, из фасоли и сухого гороха, из гречки, пшена, риса). И даже вставить творение в рамочку и повесить на видное место!

Конструктор. Конструктор - это развивающие игры для детей для мелкой моторики, которые целесообразно сначала приобретать из крупных деталей: кубиков, пирамидок, цилиндров. Их легко складывать и разрушать. Потом величина деталей уменьшается, но зато самих деталей должно быть все больше. И здесь уже детали могут иметь крупные крепления, чтобы собирать конкретные изделия. Виды конструкторов самые разные - от пластмассового и деревянного до металлического и магнитного. Обратите внимание: крепления на деталях желательны разные, чтобы малыш учился их соединять различными способами. Сегодня, к примеру, строите деревянный домик из «бревнышек», на следующей неделе создаете космический корабль из трубочек с магнитными наконечниками. А еще через некоторое время скрепляете зубочистки пластилиновыми шариками - интересно, что у вас получится?

Шнуровки – это самые доступные и полезные развивающие игры для развития мелкой моторики рук, которые позволяют научиться малышу основам самообслуживания. Своими руками легко сделать для малыша «тренажер». Понадобится картон, дырокол, толстая нить и кусочек обычного скотча (липкой ленты). Из картона вырезаете фигуру любого предмета или животного (например, человечек в одежде, которую надо зашнуровать; или башмак; или листик дерева). А можете использовать те "Картонные фигуры, на которые прикрепляли прищепки. Теперь дыроколом проделываете отверстия. А из толстой нити или бечевки делаете шнур - один конец туго обматываете кусочком липкой ленты, чтобы край нити не распушился и малышу было удобнее шнуровать. Другой конец нити лучше завязать крупным узелком. Вот и готова шнуровка. Причем фигурки можно часто заменять; вырезать и проделать дырочки в куске картона совсем не сложно. А еще можно шнуровать ботинки папе, особенно новые. Но и старые, чисто вымытые, тоже подойдут.

Развивающие занятия с ребенком для мелкой моторики кистей рук

Пластилиновые занятия для мелкой моторики рук - прекрасная работа для детских пальчиков. Катание шариков, изготовление «червячков» и «стволов-веточек», лепка «лепешек», размазывание пластилина по дощечке в виде фона картинки - замечательная тренировка пальчиков малыша. Предлагаю два простых рецепта изготовления «домашнего пластилина», т.е. соленого теста. Для занятия для мелкой моторики у ребенка его обычно не красят (раскрашивают готовую поделку), но, если необходимо, можно подкрасить пищевыми красителями.

Первый вариант:

  • 1 стакан муки;
  • 1 стакан соли;
  • 1 столовая ложка растительного масла;
  • 1/2 стакана воды.

Вымесите тесто для развивающих занятий для мелкой моторики и в полиэтиленовом пакете отправьте в холодильник на 2 - 3 часа. Достанете уже готовый к употреблению домашний пластилин. Масса для лепки, которую не успели использовать, всегда хранится в герметично закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете в холодильнике.

Второй вариант:

  • 1/2 стакана муки;
  • 1/2 стакана соли (если «Экстра», то меньше);
  • 1 столовая ложка крахмала;
  • вода.

Сначала смешайте все «сухие» продукты, эту ответственную работу может выполнить и сам ребенок. Потом, добавляя понемногу воду, замесите крутое тесто. Такой «колобок», завернутый в полиэтиленовый пакет, может несколько дней храниться в холодильнике.

Самообслуживание. И это тоже игры с развитием мелкой моторики. Продеваем крупные пуговицы в петли, трещим липучками, застегивая и расстегивая сандалики, расчесываем волосы кукле и заплетаем ей косу, натягиваем и стягиваем гольфы и носочки… Все эти действия можно обыгрывать - например посоревноваться, кто быстрее наденет курточку и застегнет «молнию». Или пощелкать кнопками на кофточке, самому попасть пальчиками в перчатки - все эти навыки самообслуживания, освоенные в игре, помогут малышу чувствовать себя уверенным: «Я уже могу!»

Игры с карандашом, направленные на развитие мелкой моторики

Обводили – это игры, направленные на развитие мелкой моторики, делать это можно не только карандашом или фломастером. Для крох замечательные упражнения - просто обводить пальчиком (например, обвести пальцем перевернутую формочку в песочнице - получится «картинка»!). А вообще-то обводить можно все, что угодно. Вот, например, такая игра с карандашом для мелкой моторики: складываете лист бумаги (форма и размер не имеют значения, главное, чтобы лист был ненужным). Потом из середины произвольно вырываете кусочек и расправляете лист. Получившееся отверстие ребенок обводит на лист альбома, и начинается полет фантазии! Придумывается, что «это такое», и дорисовываются вокруг обведенной фигуры целые картины!

Каракули. Покажите малышу, как можно на листке бумаги нарисовать разные линии: прямые, кривые, ломаные, зигзагообразные. Он с удовольствием «поработает» и украсит лист своими каракульками. Когда рука ребенка будет держать карандаш уже уверенно, поиграйте в некоторые игры.

  1. По очереди с малышом на одном листе нарисуйте несколько разных линий, чтобы они пересекались. Получившиеся после пересечения «сектора» украсьте по-разному. Пусть ребенок один «кусочек» просто раскрасит любимым цветом, другой - сделает полосатым или «в крапинку» (нанесет короткие штрихи), третий - разукрасит крупными точками, четвертый - покроет закорючками и т.д.
  2. Дайте малышу лист бумаги, ватную палочку и немного краски. Пусть окунет ватную палочку в краску и «потыкает» лист, где хочет. Получится россыпь крупных точек. Покажите ребенку, что некоторые точки можно соединить. Получится какая-то фигура: рыбка, цветок, домик - это зависит от того, что «увидите» в точках вы, объясняя игру. А уж в следующий раз малыш сам начнет искать в «созвездии» точек что-то свое. И, думаю, не раз удивит родителей точечными шедеврами!
  3. Точно такая же игра, только точки малыш ставит цветными карандашами, двумя-тремя цветами. И, соединяя точки, найти можно уже несколько цветных фигур «одна в другой». А потом дать маме загадочный рисунок, пусть разбирается, кого или что нарисовало ее любимое сокровище. Синий кот и красное дерево? Или желтая лодочка и зеленый домик?
  4. Покажите малышу, как можно вести карандаш по бумаге, не отрывая грифеля от листа. Получается длинная-предлинная «дорога» - с поворотами, петлями, бегущая то в одну, то в другую сторону. По этой «дорожке» можно вести маленькую игрушку. Например, скажите, что зайчик убегал от лисы и «запутал следы», а лиса теперь бежит за хитрым зайцем. Теперь предложите малышу нарисовать свою «дорожку» - прекрасная игра на развитие мелкой моторики детских пальчиков!
  5. На таком принципе (длинные линии с поворотами и зигзагами) можно построить и первый лабиринт для малыша. Обычно детки, поняв правила, очень увлекаются, выводя по лабиринтам «ежика к грибочкам», «собачку к домику», «бабочку к цветку» и т.д. А героев лабиринта можно схематично нарисовать или использовать мелкие игрушки.

Другие занятия для развития мелкой моторики рук у детей

Рисование и отпечатки. Объем одной страницы не позволяет подробно рассказать про другие занятия для развития мелкой моторики рук, поэтому просто перечислю еще некоторые.

Занятие с ребенком рисованием для развития мелкой моторики может проходить с применением следующих средств:

  • пальчиковых красок;
  • кисточек;
  • ватных палочек;
  • губок для мытья посуды;
  • птичьих перышек;
  • старой зубной щетки…

Отпечатки небольшими предметами-штампиками:

  • крышками и донышками пластиковых бутылок, баночек и пластиковых стаканчиков;
  • спичечными коробками;
  • надрезанными и развернутыми в виде «лепестков» картонными трубочками и соломинками для сока;
  • кусочками твердых сырых овощей (картофель, морковь);
  • крупными фигурными пуговицами;
  • корковыми пробками;
  • собственными ладошками…

Отпечатки в ходе занятия по мелкой моторике рук для детей можно делать на бумаге, на ткани, на пластилине, на пасте для моделирования, на песке, на снегу…

Штемпельную подушечку легко сделать из губки для мытья посуды. Нанесите на поролоновую поверхность губки небольшое количество краски, распределите равномерно. Прикладывайте штампик к губке и делайте отпечатки!

Статья прочитана 2 498 раз(a).

Игры своими руками на развитие мелкой моторики у детей младшей группы

Формирование мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью развивающих игр.

Игры, сделанные своими руками, для детей раннего возраста

Седых Нина Павловна,воспитатель коррекционной группы МБДОУ "Детский сад №7" комбинированного типа, Пермский край, город Александровск.
Назначение: Данный материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми раннего возраста. Пригодится он и родителям малышей. Эти игры мы используем для работы с "особенными" детьми.Самое главное, что наши игры очень просты в изготовлении и в использовании.

Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга
И. И. Павлов

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный - желудка, большой - головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики целесообразно сочетать речевым сопровождением. Если будет совместно работать зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, то это дает возможность быстрее развивать речь, мелкую моторику пальцев рук, слуховое и зрительное внимание.


В общении с детьми мы используем различные потешки, поговорки, в стихотворной форме обыгрываем упражнения для развития мелкой моторики. Для этого у нас создана картотека пальчиковых игр, которая постоянно пополняется.


Ведь, только играя, ребенок полноценно развивается, особенно такие дети, которые посещают коррекционную группу. Именно они как никто нуждаются в развитии мелкой моторики рук, так как у большинства наблюдается речевое отставание или полное отсутствие таковой. Поэтому очень важно, чтобы в педагогическом процессе участвовали не только педагоги, но и родители ребенка. Для этого и был организован проект «Волшебство на кончиках пальцев». Мы попытались донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Всем детям хочется поиграть с предметами, которыми манипулируют взрослые.
Так можно придумывать игры, используя бытовые предметы, природный и бросовый материал.
Этим мы достигаем одновременно несколько целей: во-первых, экономия. Во-вторых, приятное времяпровождение с ребёнком. В-третьих, развитие. Оно начинается уже в процессе изготовления игры. Максимально потенциал развивающей игрушки раскрывается лишь в совместных играх взрослого и ребенка. Важно расширять кругозор ребенка за счет «переноса» и «распространения» знаний, полученных в игре с развивающей игрушкой на окружающий мир.
Начинать лучше со шнуровок, бусинок, разноцветных пробок. Очень нравятся детям игры с водой, песком, различными крупами. Можно использовать баночки, коробочки, цветные резинки, тесьму, шнурки, проволочки, счетные палочки и многое другое.
На первом этапе можно использовать самомассаж, для которого нужны специальные колечки, мячики с шипами, но прекрасно подойдут шишки, даже бигуди с шипами. Надо просто приделать ручку из проволоки и массажер готов. Можно сделать массаж рук кусочками льда, поглаживая по внутренней и внешней стороне ладони.
Я предлагаю сделать игрушку из обыкновенной картонной коробки.


По аналогии с игрой «Волшебный мешочек». Мы назвали ее «Волшебная свинка» . В ней находятся мелкие игрушки и предметы. Можно рассмотреть с ребенком их, ощупать один из предметов, назвать его и достать.
Можно сшить тактильные мешочки размером 7 на 5 сантиметров и наполнить их фасолью, горохом, крупами, ватой, целлофаном (по две с каждым из наполнителей).


Предложить ребенку:
Ощупать и определить, в какой ее части спрятались горошки;
Найти среди трех подушечек ту, которая набита крупой;
Найти среди четырех две с одинаковым содержанием.
Родители сделали для нас тактильные дощечки с различными структурными поверхностями.


Дети закрывают глаза, ощупывают структуру материала и находят пару с такими же свойствами. Можно ощупать дощечку с закрытыми глазами, а потом найти пару, открыв глаза. Со временем игра усложняется. Надо найти дощечку с определенным изображением.
Это уже другая игра, выполненная с помощью шнура, который наклеивается на картон. Можно использовать силуэты геометрических фигур, а картонки различных цветов.

Нравится нашим детям «Пальчиковый бассейн». Это тазик, заполненный различными крупами.


Дети с удовольствием трогают крупу, пропускают ее между пальцами. Можно предложить ребенку закрыть глаза и достать на ощупь какой-либо предмет определенной формы. Попросить малыша опустить в «пальчиковый бассейн» резиновый мячик с шипами, достать его и предложить «помочь ежику почисть иголки».
Очень нравятся нашим детям игры с песком и крупами.
Родители сделали нам удобный ящик для работы с песком, а для круп мы используем поднос и различные флакончики и стаканчики.


Сначала дети изучают структуру круп и песка.
Предлагается закрыть глаза и определить крупу на ощупь.
Насыпать на поднос тонким слоем крупу или песок и собрать крупу горкой, оставить на песке отпечатки ладоней или предметов.
Походить по крупе, оставляя следы.
Можно нарисовать волны, дождик, траву.
Ведь если рисунок не получится, то его легко смахнуть рукой. В играх по развитию мелкой моторики мы используем и цветной песок, специально окрашенный с помощью колеров.


Дети с удовольствием делают аппликации из цветного песка. Надо контур рисунка намазать клеем ПВА и ребенку остается сыпать песок определенного цвета, захватив его пальчиками. Опять же мы поднимаем самооценку ребенка. Рисунки получаются красивыми, а технология их исполнения очень несложная.


С таким же успехом дети играют с манкой.

Надо «покормит» птичек, провести дорожку от одного домика к другому. В играх с песком и крупами я использую музыку. Дети рисуют музыку. Придумывают истории и сказки.
Можно смешивать крупы и предлагать ребенку разложить их по структуре и цвету.
Из простой пластиковой бутылки я сделала забавных ежиков. Игру назвали «Накорми ежика» . Ребенок должен «кормить» ежика, зажимая фасоль кончиками пальцев. Можно смешать фасоль с бобами и кормить двух ежиков, сортируя бобы и фасоль.


Наибольший интерес представляют игры с водой . Дети с удовольствием мешают воду ложкой, ловят рыбу поварешкой и руками. Достают из воды различные предметы. Для игр с водой вам понадобятся тазики, пластиковые бутылки, воронку, мерные стаканчики, кувшинчик. Надо наполнить одну емкость водой и предложить ребенку переливать воду из одного стаканчика в другой до определенного уровня, из кувшина в стакан.


Из бутылки с узким горлышком в стакан, из стакана в бутылку через воронку, из одного блюдца с помощью губки в другую емкость. Я стараюсь, чтобы ребенок сам убирал за собой рабочее место и не боялся, что вода прольется.


Нами собрана коллекция природных материалов. Здесь и шишки, ракушки, камешки, каштаны, желуди. Засушены цветы, листья, веточки, которые используются в аппликации.
Наши родители придумывают игры из самых неожиданных материалов. Это трубочки от туалетной бумаги, различные коробочки от корпусов фломастеров и т.д. Эти игры мы назвали «Из трубок».


В играх пригодятся мячики, как простые, так и массажные, бусинки.


Все зависит от того, какой диаметр у нашей «трубки». Надо не только подобрать определенный мячик нужного размера, но и правильно сжав его, суметь прокатить по «трубке». Что нашим детям особенно нравится.
Надо всего один поднос, на который наклеены трубочки различного диаметра. Ребенок проталкивает различные мячики, бусинки в трубочки. Приклеив широкие трубки на потолочные плитки, дети устраивают гонки большими мячиками. Игру я назвала «Ралли».
Трубки от туалетной бумаги пригодились в игре «Спрячь мышку» .


В пластмассовом кубике прорезается круг. Затем вставляется трубка от туалетной бумаги и закрепляется скотчем. Родители сшили четыре забавных мышки разного цвета, чтобы мышки прятались в «норке», Надо проталкивать мышек определенного цвета в свой «домик», что дети с удовольствием и делают.
Самый популярный бросовый материал для производства игр – это пробки .




Можно накручивать, скручивать различные виды пробок.
«Накормить» головастика. Украшаем аппликацией непроливайки и дети «кормит» головастика.
Дополнить рисунок пробками определенного цвета, и получится законченная картина. Можно просто «рисовать» пробками.
Сделать из них бусы, дорожки.
В своей практике мы используем ленточки, шнурки, нитки.
Перед вами игра «Салют» .


Сделаны «султанчики» из разноцветных ленточек Дети должны не только « устроить» салют, но крутить палочки ладошками, а затем и пальцами. Интересна игра «Пчелка». С одной стороны простая «закрутка», а пчелка то летает. И к кому она первому «прилетит», тот и победил.


Игра «Улитка». Принцип тот же, но тянут дети одну улитку.
Из набора цветных канцелярских скрепок, шнурков, картинок можно сделать интересные игры из скрепок . Собрать скрепки в коробочку, надеть скрепки на шнурок или рисунок.


Очень просто сделать игру из счетных палочек и спичек. Выложить дорожки, заборчики, «нарисовать» солнышко, бабочку, геометрические фигуры.


Очень важными для развития мелкой моторики являются игры из бельевых прищепок. Очень сложно научить малыша открывать прищепку. Надо уметь повесить прищепку на веревку, зацепить прищепку за одежду, Закончить фигурки, найти прищепку определенного цвета. Надеть прищепки на кончики пальцев и изобразить пианино.


Дети нашей группы учатся считать на счетах, тоже сделанных своими руками. Можно не только вращать бусины, но и учить порядок счета.
Кусочки ваты можно с помощью пинцета перекладывать в формочки, находить силуэты на магнитной доске,


закручивать настоящие шурупы на болт, очень нравятся игры с бусинками и пуговками. Когда дети выкладывают узоры, украшают цветочками полянку, складывают бусы по цвету и форме.


Так же в создании игр используются резинки.

Предлагаем вашему вниманию детские игры, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей раннего и дошкольного возраста с использованием предметов и материалов, которые находятся в «шаговой» доступности. Это позволит не только сэкономить семейный бюджет, но и больше времени проводить с ребенком.

Игры для детей 0+

Массаж кисти и пальчиков. Для большего эффекта проводите массаж с потешками, например, «Сорока-ворона»;

Давайте ребёнку ощупывать предметы с разной текстурой, различного размера и температуры: кусочки льда, грецкий орех, колючий резиновый мячик, тёплую металлическую миску, меховую шапку и т д). Для стимуляции тактильных ощущений делайте .

Самодельные фоторамки с различными по фактуре материалами - отличный инструмент для массажа детских ладошек.

Привяжите к обручу разные кусочки ткани, ленты, помпоны и т. п. Игра вызывает хватательный рефлекс и побуждает малыша к активным действиям в положении лежа на животе. Эти движения укрепляют мышцы кистей и пальцев и способствуют развитию мелкой моторики.

Предложите нанизывать крупные макароны на соломинки/шпажки.


РЕКОМЕНДУЕМ

Научите ребёнка делать шарики и колбаски из пластилина, а затем расплющивать их пальцем, покажите, что на пластилине можно рисовать зубочисткой или специальными инструментами.

Поиграйте в пальчиковые игры или пальчиковый театр, например, по сказке Красная Шапочка (шаблон для пчати ).

В таз с водой поместите мелкие игрушки или любые мелкие предметы, предложите вылавливать их руками, ложкой или ситечком.

Игры для детей 4+

При помощи нитки и иголки сделайте бусы из рябины, мелких макарон, шариков фольги или настоящих бусин. Макароны можно предварительно окрасить.

Для развития мелкой моторики потренируйтесь сматывать пряжу в клубок или наматывать нитки на катушку.

Сделайте шнуровку своими руками (шаблоны ): вырежьте из картона контуры любого предмета (машинки, тучки, яблока), сделайте по контуру отверстия при помощи дырокола, привяжите к ушной палочке яркую толстую нитку и покажите, что нужно делать. Удивительно, но такие самодельные шнуровки интересуют детей в разы больше магазинных аналогов.

Продумайте меню таким образом, чтобы максимально привлечь ребёнка к приготовлению пищи: пусть он взбивает венчиком, почистит сваренные яйца, порежет банан и т д.

Потренируйтесь завязывать бантики, узлы разных видов, плести косички и зашнуровывать обувь.

Способствуют развитию мелкой моторики:

Игры со всевозможными пинцетами. Например, нужно разложить бусинки на подставке для мыла при помощи пинцета.
Игры с пипеткой. Предлагаем игру с блоками конструктора Лего. Задача для детей состоит в том, чтобы заполнить каждую лунку водой настолько, насколько возможно и не пролить ни капли.

Наклеивание мелких наклеек.

Работа с ножницами. Поиграйте в парикмахерскую.

Лепка. Идеи для занятий смотрите .

Игры с резиночками (для плетения браслетов). Как сделать развивающую игру «Математический планшет» смотрите .

Пазлы. Вы сами можете сделать простой и фотографий.

Мозаика. Особенно, детям понравится делать

Закручивание крышек. Например, нужно подобрать крышечки к баночкам.

Лего и прочие конструкторы с мелкими деталями.

Всевозможное переливание жидкостей и пересыпание сыпучих материалов из одной ёмкости в другую.

Творческая деятельность с использованием фигурного дырокола (в , в ).

Тренажеры для развития мелкой моторики

Обучающая игра «Развиваем основные навыки» (в , в ).

Доска «Развиваем основные навыки» - это одновременно и пазл и рамка с застежками. Поможет вашему крохе научиться застегивать пуговки, ремни, молнии, зашнуровывать обувь. Кроме того, в процессе игры, развивается моторика ручек и логическое мышление.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» (в , в , в ).

Книжка-тренажер «Одеваюсь сама» поможет ребенку развить мелкую моторику, речевые навыки и самостоятельность. Ваш малыш научится: завязывать шнурки, застегивать молнии, пуговицы, липучки и пряжки.

Книжка-тренажер «Одеваюсь сам» (в , в , в ).

Комплект из 6 тренажеров (на )

С помощью тренажеров ребенок научится шнуровать, расстегивать-застегивать пуговицы, клепки, молнию, пряжки, потренируется завязывать бантики.

Книги по развитию мелкой моторики

Предлагаем подборку полезных и увлекательных книг для детей, которые помогут развить навыки, необходимые для овладения письмом. (Кликайте на изображение, чтобы узнать подробности).

Рабочие тетради по развитию мелкой моторики

Издательство «Я могу»:

Издательство «Проф-Пресс»:

Издательство «Клевер Медиа Групп»:

Альбомы по развитию мелкой моторики
Прописи для малышей

Больше идей для игр на развитие мелкой моторики можно увидеть в !

Не забывайте, что помимо упражнений для развития мышц кисти, важно регулярно тренировать мышцы предплечий и плеч, ведь то же письмо - монотонный процесс, в котором задействована вся рука, а не только пальцы, и тренированному ребёнку длительное письмо в школе будет даваться легче. Поэтому не забывайте об активных прогулках, играх с мячом, банальной зарядке, занятиях в бассейне.

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 9 минут

А А

Последнее обновление статьи: 30.03.2019

Кто сейчас не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики, о ее способности эффективно стимулировать речь и интеллект малышей. Что же такое мелкая моторика и действительно ли ее стоит развивать? Какие игры на развитие мелкой моторики наиболее эффективны для малыша до года?

Мелкомоторые действия - это совместный акт нервного и костно-мышечного аппарата, направленные на манипуляции с мелкими предметами с помощью пальцев и кистей рук. Движения часто сочетаются с работой зрительного аппарата и требуют точности.

Это и простые действия, направленные на захват и удержание предмета (пинцетный захват), и сложные, связанные с несколькими очень точными манипуляциями одновременно (письмо).

Причины развивать мелкую моторику

Будет ли у малышей развиваться мелкая моторика, если не заниматься с ними целенаправленно? Будет, в рамках развития общих моторных навыков. Ребенок будет учиться хватать игрушки, используя даже свои стопы для тренировки рук.

Однако дети, которые обучались целенаправленно, получают преимущество в начальной школе. Так как их речь, мышление и мелкие мышцы кистей более подготовлены к обучению вообще и письму в частности, чем у детей, которые развивались самостоятельно.

Развитие мелкой моторики способствует совершенствованию когнитивных навыков, стимуляции функционирования коры головного мозга и формированию ассоциативных связей при работе зрительного, слухового, речевого анализаторов.

Способы стимулирования мелкой моторики ребенка

Начинать развитие мелкой моторики стоит с самых первых дней жизни ребенка.

Чем старше становиться малютка, тем более свободно родители могут выбирать дидактические материалы для игр, и разнообразить занятия с крохой, используя нетрадиционные игровые материалы и среды. Основные методы развития точных движений пальцев рук и ног детей:

  • массаж (аурикулярный, ладоней и стоп, пальчиков);
  • игры с некрупными предметами (пуговицы, бусы, крупы, конструктор и т.п.);
  • лепка, рисование, вырезание; вышивание бисером, сборка моделей (для детей от 4-х лет)

Игровые занятия с детьми от 0 до 6 месяцев

С 3-х месячного возраста над кроваткой младенца можно вешать игрушки разной текстуры, со временем он научиться их ощупывать. Вначале младенец будет тянуться к игрушкам, находящимся на уровне его глаз, потом над грудью и далее сбоку. Младенец начинает дотрагиваться до вещей пальчиками, ручками переменно, и, наконец, обеими руками хватать игрушки.

Развивающие игровые занятия, которые можно проводить с ребенком:

  • «сорока белобока» – «массажное» упражнение;
  • «озорные ручки» – можно надеть на одну руку яркий носочек или браслет, резиночку с пластиковыми фруктами, поднять за локоть ручонку карапуза на уровень глаз, чтобы он увидел яркую вещицу, и отпустить. Это упражнение стимулирует желание крохи одной рукой хватать другую. Яркие вещицы надеваются на одну и другую руку попеременно;
  • «изучаем лицо» – взять ручки за локотки и ввести их в поле зрения малыша, похлопать ладошками. Затем взять руки малютки и дотрагиваться до его щек, лба глаз, подбородка, называя части лица. После этого проделать эту процедур со своим лицом.
  • «хватай шарик» – для этой игры требуется выкладывать младенца на живот, перед ним положить шарик так, чтобы он вынужден был тянуться. Когда кроха возьмет шарик – выложить другой и т.д.

Можно добавить игру «знакомимся с ножками» . На ножку младенца надо надеть яркий носочек. Взять его стопы, растереть их, свести вместе на уровне глаз малыша и постучать ими друг о дружку, чтобы привлечь его внимание. Затем отпустить. Карапуз будет тянуться ручонкой к цветному носочку. Если у него сразу не получается, надо показать ему, как это сделать, левую руку и правую ногу привести в соприкосновение и дать малышу захватить носок.

Более века назад молодой итальянский врач Мария Монтессори совершила в педагогике революцию. На конференции в Турине в 1889 году она заявила, что проблема умственно отсталых детей почти всегда кроется в их неправильном воспитании и образовании. И оказалась права.

Когда она начала заниматься с «отстающими» детками по своей системе, те начали писать, читать и считать лучше, чем их «здоровые, нормальные» сверстники. Один из главных секретов Марии состоял в развитии мелкой моторики малышей. Но, по сути, Монтессори не изобретала велосипед. Она лишь подытожила опыт предыдущих поколений многих народов мира. Игры-потешки с пальчиками, ладушки существовали за много лет до ее рождения.

Руки не для скуки

Вот скажите, что помогало фокусникам 18 века якобы разрезать людей пополам так, чтоб те оставались живы, освобождаться от кандалов в считанные секунды, вытаскивать кроликов из шляпы? Правильно, ловкость рук и никакого мошенничества. Чтобы совершать манипуляции, которые вызывают восторг у окружающих, фокусники оттачивали свое мастерство годами и даже десятками лет. Основа основ их умений – хорошо развитая мелкая моторика. И об этом знали уже ой как давно.

Именно моторика рук помогает достигать совершенства во многих сферах жизни. Слепая печать, рисование, красивый почерк и многое другое недоступны тем, у кого руки растут «не оттуда». А говоря правильно – недостаточно развиты сухожилия и связки и координация движений.

Но что самое важное, моторика рук теснейшим образом связана с развитием речи. Ведь речевой центр в мозгу находится рядом с двигательным. Последний, в свою очередь, на треть загружен проекцией движений рук.

Потому-то сегодня так популярны разного рода специалисты, которые зарабатывают неплохие деньги, развивая моторику пальчиков ваших малышей. На мой взгляд, обращаться к специалистам все-таки стоит в крайних или запущенных случаях. Ребенку больше трех, а он не говорит вообще. Или заикается. Тут маме самой не справится. Во всех остальных ситуациях любящая мама порой способна добиться куда больших результатов, чем приходящая тетя.

Зная все эти нюансы, я начала практиковать с ребенком пальчиковые игры с года. Сейчас ему два с небольшим хвостиком, и он четко говорит, чего хочет, как дела в садике, болит ли у него горло, рассказывает стихи. И я уверена, что во многом это результат наших с ним занятий. Поэтому поделюсь с вами простыми и доступными играми, которые помогут вашему малышу так же быстро развить мелкую моторику, а как следствие – начать говорить разборчиво и свободно.

Пуговка, плыви

Для этого упражнения нужно много пуговиц разной величины, расцветки и материала, не менее 30-40 штук. Набираем в миску воду и загружаем туда «сокровища», желательно по одной пуговке. В воде они будут заманчиво блестеть и переливаться, и вы увидите, как загорятся глаза у малыша. Позвольте ему играть с пуговицами в воде, доставать и загружать их в сухую миску, затем обратно опускать в воду. Если дома достаточно тепло, можно загрузиться в детскую ванночку или бассейн и перебирать богатства там. Вода отлично снимает стресс и напряжение, успокаивает беспокойных детей, так что выгода будет двойная.

Кушай, свинка, досыта

Познакомившись, таким образом, с пуговицами и полюбив их, переходим на более сложный уровень. Берем любую копилку, главное небьющуюся, пластмассовую, выбираем тонкие пуговицы и предлагаем малышу «покормить» свинку (собачку, птичку). Через прорезь для монет он должен просовывать пуговки. Для начала покажите ему, как это работает, дальше пусть ребенок действует самостоятельно. Это очень полезное упражнение, в том числе, для координации движений.

Мечем бисер

В любом магазине тканей покупаем несколько пакетиков бисера, можно разных цветов, чтобы малышу было интереснее. Задача ребенка: загрузить небольшой самосвал (игрушка должна быть до 15-20 сантиметров длиной). Затем груженая машина доставляет бисерный «товар» в магазин и отправляет его в коробки за прилавком. Для пальчиков это мега-тренировка, так как этот материал очень мелкий, и малышу понадобится вся сноровка и выдержка, чтоб выполнить задачу мамы. Тем не менее, ребенку будет интересно за счет хорошей истории и эффекта новизны. Да и вообще, грузить что-то дети просто обожают.

Возвращение Капитошки

Нам нужны две-три пипетки и чуть подкрашенная вода. Покажите малышу, как оставлять капельки на листе бумаги. Допустим, синие следы оставил Капитошка. Зеленоватые следы оставила Жабка и т.д. Можно даже поиграть в доктора и закапать нос мишке. Главное следите, чтобы малыш не применил этот трюк к себе. Для удобства можно подобрать специальные детские пипетки, которые прямо предназначены для развития пальчиков малыша, но это необязательное условие.

Шуршим и шелестим

Вам понадобятся с десяток очень маленьких игрушек, например, от киндера. Заворачиваем их в пищевую фольгу, превращая в блестящие шарики. Закрепляем пальцами, чтоб они держали форму, но не были при этом намертво запаяны. Предлагаем малышу развернуть подарочек. Можно устроить соревнования и разворачивать их на скорость. Весело, необычно, волнующе, ведь никто не знает, что за сюрприз спрятался в его шарике.

Манна домашняя

Берем большую коробку, в нее ссыпаем пару пакетов манки. Получается домашняя песочница. Это особенно актуально зимой, когда на площадках лежит снег, а песок похож на камень. Берем разные формочки, баночки и пересыпаем крупу. При желании и если есть коробка достаточного размера, туда можно посадить и малыша. Желательно только организовать игру там, где нет ковра, иначе убирать придется очень долго. И смотрите, чтоб малыш не устроил вам фейерверк или не начал сеять-веять по всему дому.

Главное и основное правило: все игры должны проходить под неустанным присмотром взрослого. Заранее объясните малышу, что брать в рот или засовывать в нос мелкие предметы нельзя. Во всем остальном эти упражнения абсолютно безопасны. Также важно, чтоб и вы были настроены на игру, а не сидели с надутым лицом и мыслями о том, когда кончится это безобразие. Уборок в вашей жизни будет еще много, а детей – вряд ли.

© 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии