Физиологические и психологические особенности подросткового возраста кратко. Подростковый возраст. Физиологические и психологические особенности. Основные критерии биологического возраста

Физиологические и психологические особенности подросткового возраста кратко. Подростковый возраст. Физиологические и психологические особенности. Основные критерии биологического возраста

Вступление ребенка в подростковый возраст иногда наступает неожиданно для самих детей, но больше для родителей, которые ожидают гормональных всплесков и сложности во взаимоотношениях не ранее, чем в 15-16 лет. Но ранний подростковый возраст начинается примерно с 10-11 лет и приносит много сюрпризов. Давайте разберемся, в чем особенности раннего подросткового возраста, чего ждать в этот чудесный и проблемный период. Как понять ребенка и помочь ему адаптироваться к изменениям нового возраста.

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Вступление в подростковый возраст – это кризис, который вызван внешними и внутренними переменами. Старые способы, интересы, модели поведения больше не приносят желаемого результата, не удовлетворяют потребности ребенка. Подростковый кризис – это переход из мира ребенка в мир взрослых, такой себе пограничный этап, вызывающий существенные изменения и противоречия, как внутриличностные, так и межличностные.

Ребенок 10-11 лет нуждается в особенной поддержке со стороны родителей, учителей, психолога. Перед ним стоят сложные задачи, которые предъявляет внешний мир – новая система обучения, переход из младшей в среднюю школу, кабинетная система, высокая учебная нагрузка. При этом внутренние изменения тоже дают о себе знать – сложно концентрировать внимание на чем-то одном долго, появляются изменения в теле, в отношениях уже прослеживается своя позиция, которая выражается порой в резких реакциях и высказываниях, вдобавок еще и частые перемены настроения. В этот период начинается половое созревание и происходит полоролевая идентификация. Все вместе – это существенный стресс для ребенка и ваша обязанность его понять и максимально помочь.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С МЛАДШИМ ПОДРОСТКОМ?

  1. Физические изменения в теле и организме, вызванные активным быстрым ростом.
  2. Изменения в психической сфере, перепады настроения, связанные с гормональными всплесками и началом полового развития.
  3. На первый план выходит потребность в общении со сверстниками, которые становятся референтной группой (раньше этой группой были родители и учителя младших классов).

Развитие самостоятельности и поддержка взрослости подростка

В этом возрасте желание быть самостоятельным очень велико. У ребенка появляется потребность в отдельности, желание иметь свой мир, отделиться территориально – иметь свою комнату, свои секреты. В этом для него признак взрослости, к которой он так стремится. Задача родителя поддержать потребность ребенка в самостоятельности и поощрять попытки, но и давать возможность ошибаться и пробовать снова. Поймите, что ребенок овладевает своей самостоятельностью, и много в чем ему еще нужна ваша помощь. Но заявлять он может абсолютно противоположное. Давайте ему возможность «отходить» от вас, но в сложный момент, возвращаться за помощью, только так он сможет стать самостоятельным. Как в детстве, когда малыш учится ходить: встал, упал, опять встал, взялся за руку, потом сам пошел – если ему руку не давать или не отпускать вовсе, учиться будет очень долго, так и с подростком.

Второй признак – копирование поведения или внешности значимых взрослых (появляются кумиры-звезды). Часто подростки начинают копировать поведение родителей или других родственников. Здесь уместно сказать известную истину – не воспитывайте ребенка, воспитывайте себя. Если вы не лучший пример для подражания, готовьтесь, ваш ребенок будет делать тоже самое. Поэтому, следите за собой, за привычками, за словами, за здоровьем, внешним видом, образом мыслей.

Самооценка подростка

Для развития самооценки младшего подростка важна адекватность оценки его окружающими – родителями, учителями, тренерами (если ребенок занимается спортом или творчеством) и ровесниками. Под влиянием этих оценок формируется адекватное восприятие себя, своих действий в учебе, поступков в общении со значимыми людьми и своих эмоций в целом.

Что касается внешности – это один из важных вопросов в подростковом возрасте. Особенно болезненно это протекает у девочек – появляется желание выделиться, или наоборот быть не хуже других, красиво одеваться, краситься, обладать статусной вещью, например, айфоном последней модели. Задача родителей поддержать в этом, замечать и поощрять уникальность, но контролировать эксперименты со внешностью. Не стоит однозначно запрещать, например, красить ногти или волосы, а вот подобрать наиболее щадящий оттеночный бальзам – будет верной поддержкой.

Любимая фраза родителей «а если все с балкона пойдут прыгать, ты тоже пойдешь?» очень грубая и обидная для детей этого возраста. Они хотят быть частью группы, чтобы их приняли значимые школьники, поэтому много чего готовы сделать «за компанию» или «как все». Ваша задача – замечать эту особенность, в чем-то поддерживать, но объяснять, что важно иметь свое мнение тоже, ведь только от ваших четких установок зависят жизненные правила и ориентиры, которые формируются у ребенка, что допустимо, а что однозначно нет (например, что с незнакомыми людьми никуда ходить нельзя, что нельзя терпеть и молчать, если тебя кто-то хочет обидеть и др).

ПОДРОСТОК НЕ УЧИТСЯ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

Одна из важных физиологических особенностей раннего подросткового периода – быстрая утомляемость. Им физически становится трудно сидеть спокойно целый урок, они начинают «ерзать», отвлекаться, теребить соседа, что сказывается на успеваемости. От родителей 10-11 летних детей часто слышу, что ребенка будто подменили, отлично все было в младшей школе, а теперь учителя жалуются на поведение и отсутствие выдержки у школьника. Это нормальный процесс, который сопровождает рост и физиологические изменения в юном подростке, и скорее всего, это скоро пройдет вместе с повышенной утомляемостью.

Монотонная деятельность быстро надоедает, однообразие вызывает скуку, дети быстро отвлекаются от всего понятного, их нужно удивлять. В этом возрасте в приоритете динамичная, более активная деятельность, которая вызывает интерес у ребенка и дает возможность выразить себя, ведь всем хочется быть замеченным, особенным, чтоб хвалили и учителя, и сверстники.

Рост тела (порой непропорциональный), изменения в голосе делают ребенка неуклюжим и шумным, это сильно раздражает окружающих. Часто слышу, как родители ругают и кричат на детей, но этот процесс имеет причины, нет смысла агрессивно на него реагировать. А вот благодарить за спокойствие, поощрять степенное поведение и показывать достойный пример – то, что нужно!

Физическое развитие девочек сопровождается гормональными переменами в организме и внешними изменениями в теле. Примерно к девяти годам начинает расширяться таз, затем растет грудь. Эти изменения порой болезненны и вызывают дискомфорт у девочек, они начинают стесняться, специально сутулиться, чтобы скрыть появление половых признаков, особенно, если у сверстниц этот процесс еще не так активен. Родители, в частности мамы должны быстро реагировать, вовремя в мягкой доверительной беседе объяснить, что происходит с телом девочки, чем вызваны такие перемены. В раннем возрасте девочки могут думать, что с ними что-то не так и пугаться, поэтому правильная поддерживающая реакция мамы очень важна. Можно устроить праздник-девичник – вместе отправиться в магазин и подобрать удобное белье, важно психологически показать, что изменения закономерны и желанны. Тоже самое касается менархе, но здесь важна подготовительная информативная беседа, желательно заранее. Проявляйте интерес к чувствам, рассказывайте тематические притчи или сказки, и самое главное – делитесь своими эмоциями, это поможет ребенку чувствовать себя принятым.

Старший школьный возраст (возраст с 12 до 17-18 лет) - период половою созревания. Он характеризуется резким изменением функций эндокринных желез. У девочек старший школьный возраст - период бурного полового созревания, у мальчиков - начало полового созревания.
К концу полового созревания можно четко диагностировать низко-рослость и избыточно высокий рост С появлением менструаций увеличение размеров тела девочек резко замедляется. В этом возрасте, как у девочек, так и у мальчиков значительно повышается жизненная емкость легких, мышечная сила и работоспособность.
Возрастающая двигательная и нервно-психическая активность ведет к значительному напряжению обмена веществ и работы эндокринных желез, а также нервной системы. Усиливаются процессы общего возбуждения, затрудняется стабилизация условных рефлексов. Несколько ухудшается кровоснабжение мозга, из-за чего возникает повышенная утомляемость, неустойчивость вегетативной регуляции, расстройства сосудистого тонуса.
Часто у школьников отмечают нарушения физического и полового развития Также широко распространены расстройства питания (тучность) и заболевания ЖКТ (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь). У девушек может нарушаться терморегуляция.

Старший школьный возраст подразделяют на подростковый (девочки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет) и юношеский или ювенильный (девушки 16-20 лет, юноши 17-21 лет).
Подростковый возраст - реально существующий период в жизни человека, когда он уже не ребенок, но еще не взрослый. Под влиянием половых гормонов происходит перестройка эндокринной системы и формирование вторичных половых признаков. В результате реализации генетической программы завершается образование морфологических и функциональных структур организма. Специфика этого этапа развития в значительной мере определяется важнейшим биологическим фактором - половым созреванием.
Выделяют следующие особенности подросткового возраста.
Биологические (функциональные и соматические, в том числе
морфологические и половые).
Психологические.
Социальные.
Функциональные особенности характеризуются выраженной нестабильностью эндокринной и вегетативной регуляции, эмоциональной лабильностью, сниженной выносливостью к физическим и психическим нагрузкам. Для подростков характерны сниженная выносливость к физическим нагрузкам, повышенная ранимость по отношению к психическим, физическим факторам, в том числе и экологически обусловленным Эндогенные (очаговая инфекция) и экзогенные (курение, алкоголь, токсичные вещества и наркотики) наносят организму больший вред, чем организму взрослых.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Для периода полового созревания характерна интенсивная дифференциация ЦНС. В этом возрасте завершается формирование коры головного мозга, происходит бурная перестройка в высших регулирующих центрах вегетативных функций, что обусловливает их значительную ранимость у подростков. ЦНС в подростковом возрасте характеризуется снижением порога возбудимости, лабильностью вегетативных реакций. При электроэнцефалографических исследованиях в этом возрасте нередко выявляют преобладание возбуждения над торможением. Возможна медленная реакция на вербальную и звуковую информацию, что важно учитывать при построении учебных программ и контроле их адекватности возрастным особенностям развития. Нейрогуморальная лабильность в пубертатном периоде способствует развитию выраженных изменений со стороны жизненно важных органов и систем, что позволяет считать детей подросткового

возраста группой риска развития функциональной и хронической патологии.
В 13-14 лет усиливается активность симпатоадреналовой системы, что обеспечивает адекватное энергоснабжение и адаптацию организма к внешним воздействиям. Влияние симпатоадреналовой системы к 17- 18 годам постепенно снижается. Временное преобладание симпатикото-нии следует учитывать при оценке состояния здоровья, функций ведущих систем организма подростка, в первую очередь сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной.

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

Изменение эндокринных взаимоотношений в период с 10 до 18 лет приводит к завершению онтогенетических этапов развития: ребенок - подросток - взрослый. Основной особенностью эндокринной перестройки в пубертатном возрасте служит активизация деятельности гипофиза и тесно связанного с ним гипоталамуса. Резкое повышение активности гипоталамуса на начальном этапе полового созревания обусловливает резкие изменения в функционировании организма. Незрелость периферических половых желез и отсутствие их тормозящего влияния считают основным фактором, определяющим чрезмерную активность гипоталамуса.
Продукция гипофизом соматотропного гормона увеличивается с
10-летнего возраста, достигая максимума к 12-14 годам, и именно в
этом возрасте отмечают скачок роста у подростков.
Повышение продукции адренокотрикотропного гормона способ
ствует секреции гормонов надпочечниками, обеспечивая рост костной и
мышечной ткани, формирование вторичных половых признаков и соз
ревание репродуктивной системы, облегчает формирование условно-
рефлекторной деятельности, повышает ее устойчивость, обеспечивает
биологические основы усвоения знаний, трудовых навыков, адаптаци
онно-приспособительные реакции.
Высокое содержание гонадотропинов влияет на формирование по
лового поведения.
Гормоны щитовидной железы воздействуют на все виды обмена,
уровень интеллекта, физического развития и полового созревания. Вы
сокий уровень этих гормонов способствует правильному созреванию
подростков, у которых в силу ускоренного развития повышается пот
ребность организма в тиреоидных гормонах, что часто приводит к «ра
бочей» гипертрофии щитовидной железы. У девочек гиперплазию щи
товидной железы выявляют чаще, чем у мальчиков. Ювенильная гипе
рплазия щитовидной железы может маскировать различные болезни

этого органа, в том числе аутоиммунный тиреоидит, узловой токсический зоб, кисты, рак щитовидной железы.

ИММУННАЯ СИСТЕМА

Согласно современным представлениям, в онтогенезе существует 5 критических периодов состояния иммунной системы, последний из которых совпадает с подростковым периодом (у девочек в 12-13 лет, а у мальчиков в 14-15 лет). В пубертатный период наблюдают уменьшение массы лимфоидной ткани, в первую очередь вилочковой железы и миндалин с разрастанием в них соединительной ткани, что сопровождается снижением показателей клеточного звена иммунитета и может приводить к возникновению хронических воспалительных, аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Физическое развитие - главный критерий состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития основана на антропометрических данных, полученных при популяционных исследованиях, результаты которых позволили достоверно определить показатели физического развития подростков в возрасте 10-17 лет. Существует определенная связь между гормональной активностью гонад и динамикой физического развития.
Пубертатное ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте: у мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в 13-15 лет, у девочек на 2 года раньше (в 11-13 лет). Девочки начинают обгонять в росте мальчиков с 10 лет. После 13-14 лет с наступлением менархе скорость увеличения роста девочек уменьшается, и мальчики вновь начинают их обгонять. До 11 лет масса тела девочек и мальчиков одинакова, с 11 до 14 лет масса тела девочек превышает таковую у мальчиков, а после 15 лет отмечают обратные соотношения, и уже к 16 годам масса тела юношей значительно превосходит массу тела девочек. В последние годы среди подростков уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и массы тела и с избыточной массой тела, однако, стало больше подростков с ее дефицитом. Уменьшение числа подростков с нормальными росто-весовыми соотношениями, снижение распространенности избыточной массы тела, увеличение частоты низкой массы тела свидетельствует о тенденции к грациализации.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ

Половое созревание происходит в подростковом возрасте. Созревание репродуктивной системы заканчивается только к 17-18 годам.

В пубертатном периоде возникает интенсивная половая дифференци-ровка. После 8 лет у девочек значительно усиливается рост матки, яичников, у мальчиков - предстательной железы, яичек. Одновременно происходит и качественное изменение их строения. Основным признаком полового созревания у девочек служит менархе, у мальчиков - спермархе.
Первым регистрируемым показателем пубертата у девочек считают
начальное увеличение молочных желез в возрасте от 8,5 до 13 лет. На
чальное оволосение лобка отмечают на 3-8 мес позже первых призна
ков увеличения молочных желез, однако оволосение лобковой области
формируется быстрее, чем развиваются молочные железы: полное ово
лосение лобка регистрируют через 2,5-3 года, а полное созревание мо
лочной железы - почти через 4 года. Оволосение в подмышечных впа
динах появляется в среднем через 1,5-2 года после лобкового, и дости
гает максимума к 18-20 годам. Возраст менархе колеблется в пределах
от 12 до 14 лет (появление менархе в возрасте 9,5-10 лет, по мнению за
рубежных авторов, следует считать вариантом нормы). Правильные
овуляторные циклы устанавливаются через год после наступления ме
нархе, и обычным считают 28-30 дневный менструальный цикл. Для
девочек ранним половым созреванием следует считать увеличение мо
лочных желез (или появление полового оволосения) до 8 лет или ме
нархе до 9-10 лет, а задержкой полового созревания - отсутствие ка
ких-либо вторичных признаков полового созревания у девочек в
расте 13 лет и старше и отсутствие менструаций в 15 лет и старше.
Все соматические изменения, происходящие у мальчиков и обозна
чаемые как период полового созревания, протекают в течение 3-4 лет.
Начало заметного увеличения яичек в возрасте 11,5-12 лет можно счи
тать первым признаком начала полового созревания. Рост яичек закан
чивается к 17-18 годам. Рост и внешние изменения наружных половых
органов начинаются или сразу или спустя 6-18 мес после увеличения
яичек (в среднем с 12-12,5 лет) и заканчивается к 16 годам. Оволосение
на лобке возникает с ростом наружных половых органов в среднем в
12-13 лет и к 16-18 годам достигает выраженности, свойственной муж
чинам. Оволосение в подмышечных впадинах впервые отмечают в сере
дине пубертатного периода (в 13-15 лет). Рост усов и бороды, как пока
затель половой зрелости, регистрируют в конце полового созревания
(15 лет). Поллюции возникают не ранее 13 лет, и к 14,5-15 годам их
наблюдают у большей части подростков. Половое созревание мальчи
ков можно считать преждевременным в случае появления вторичных
половых признаков в возрасте до 10 лет, а поздним - при их отсутствии
в 13,5 лет и старше.

СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Большие изменения происходят в ССС, которая в пубертатном периоде отличается существенными анатомо-гистологическими и функциональными особенностями. В подростковом возрасте происходит усиленный рост сердца во всех направлениях (в длину, толщину и ширину) и размеры сердца удваиваются. Левые отделы сердца в раннем детском возрасте превышают правые в 1,5 раза, а в пубертатном в 3 раза. Отставание темпов роста правой половины сердца в период полового созревания при повышенных требованиях к ССС может сказаться на механизмах компенсации кровообращения.
Одной из особенностей ССС подростка служит выраженное несоответствие объема полостей сердца емкости магистральных сосудов, которое выражается в том, что диаметр приводящих сосудов больше отводящих, что создает условия для повышенного сопротивления току крови и изменяет характер гемодинамики. Развитие сосудов в основном завершается к 12 годам.
Особенности роста и развития сердца зависят от пола и возраста подростков. Быстрое увеличение объема сердца у девочек отмечают в возрасте 10-15 лет, а после 16 лет размеры сердца не меняются. У юношей рост сердца происходит менее стремительно и продолжается до 17-18 лет. Возрастающая нагнетательная сила сердца (ударный объем) и относительная узость сосудов при тенденции их к спазму может привести к повышению периферического сопротивления и развитию гипертрофического варианта сердца в подростковом возрасте, а также к юношеской артериальной гипертензии.
В течение всего периода детства происходит уменьшение , и к 14-15 годам соответствует таковому у взрослых (60-84 в 1 мин). Половые различия выявляют уже в начале пубертатного периода (11-14 лет). У мальчиков пульс становится реже, чем у девочек. Ритм и ЧСС, как и , в пубертатный период подвержены индивидуальным колебаниям.
Начало полового созревания служит мощным фактором, значительно влияющим на уровень . Возрастная динамика средних показателей почти аналогична динамике роста: до 10 лет АД более высокое у мальчиков, с 10-12 лет - у девочек, а с 13-14 лет АД у мальчиков повышается быстрее и остается более высоким в течение всего юношеского периода. У юношей с возрастом отмечают равномерное увеличение значений АД, в то время как у девушек максимальное АД отмечают в возрасте 13-14 лет. К 15-18 годам АД у юношей выше, чем у девушек. Подростки с повышенным АД при наличии наследственной огягощен-ности, избыточной массы тела, гиподинамии или гиперкинезии, хрони-

ческого психоэмоционального напряжения имеют высокий риск стабилизации и прогрессирования артериальной гипертензии. У подростков с ранним половым созреванием, сопровождающимся интенсивным увеличением роста и массы тела, отмечают более высокое АД У девочек с появлением менструаций значение систолического АД повышается, а при установлении регулярного цикла приближается к исходному.
Физиологическая гиперфункция гипоталамо-гипофизарной системы обусловливает высокий уровень продукции катехоламинов и их предшественников, , глюкокортикоидов, тиреоидина, обладающих симпатическим эффектом. Последний вызывает неэкономный режим функционирования ССС и обусловливает возникновение разнообразных отклонений («юношеское сердце»): изменение конфигурации и размеров сердца (юношеская гипертрофия сердца, малое сердце, митральная конфигурация сердца при его нормальных размерах), нарушение отдельных функций сердца (автоматизма, проводимости, возбудимости), наличие функционального шума над областью сердца и крупных сосудов.
Особенности функции автоматизма сердца у подростков проявляются в различных номотопных нарушениях ритма в виде синусовой тахикардии, тахиаритмии, брадикардии, брадиаритмии, синусовой аритмии Чаще среди нарушений проводимости у подростков отмечают неполную блокаду правой ножки пучка Хиса и нарушение внутрижелу-дочковой проводимости. У подростков могут возникать изменения проведения возбуждения по атриовентрикулярной системе. Синдром ранней реполяризации желудочков в подростковом возрасте также бывает не редкостью, что связано с несовершенством нейровегетативного контроля электрической активации сердца и преобладанием парасимпатических влияний
Нарушение возбудимости миокарда у подростков проявляется в виде экстрасистолии. Экстрасистолы возникают в конце диастолы, характеризуются большим интервалом сцепления и их оценивают как поздние экстрасистолы, что указывает на их доброкачественный генез
В подростковом возрасте возможна физиологическая гипертрофия миокарда левого или правого желудочков. Этот ЭКГ-синдром расценивают как признак быстрорастущего сердца

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Период полового созревания характеризуется завершением формирования костной системы Обмен кальция зависит от функционального состояния органов пищеварения и мочеотделения, с которыми связаны поступление и выведение этого элемента. Изменение гормонального го-

меостаза, наличие патологии органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных и белковых продуктов, продуктов содержащих витамин D, кальций, фосфор приводит к развитию остео-пении, остеопорозу и ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника.
В подростковом возрасте часто отмечают Поскольку рост и развитие грудной клетки завершается к 20 годам и происходит гетерохронно, в подростковом периоде часто формируются деформации позвоночника, грудной клетки, артропатии. Из-за патологии костной ткани в последующем возможна социальная недостаточность (ограничения в выборе профессии, трудоустройстве и др.).
В подростковом возрасте отмечают наиболее интенсивное нарастание мышечной массы. У девушек в возрасте 14-15 лет показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин. У юношей мышечная сила значительно увеличивается в 14 лет, но становится такой же как у взрослых намного позже. На фоне пубертатного ускорения роста возможно отставание развития координации движений, что сопровождается угловатостью движений и неповоротливостью.

ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

В подростковом возрасте заканчивается рост и формирование придаточных полостей носа и гортани, происходят интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост зон и сегментов легких, разрастание межклеточной соединительной ткани, увеличение размеров ацинусов, эластических и мышечных волокон, преимущественно в стенках альвеол и межальвеолярных пространствах. В этот период значительно увеличиваются объем и поверхность легких, жизненная емкость, легочная вентиляция. Дыхание становится глубже и реже. Число дыханий в 17-18 лет соответствует аналогичному показателю у взрослых (16-20 в минуту). К этому времени формируются половые различия в типе дыхания (у юношей отмечают брюшной тип, у девушек - грудной тип) и показателях функции внешнего дыхания, что преимущественно обусловлено более развитой мышечной системой у юношей, чем у девушек.
Организм подростка нередко испытывает недостаток в кислороде, что компенсируется частыми глубокими вздохами. Подростки менее устойчивы к гипоксии, хуже, чем взрослые и дети, переносят кислородное голодание. Девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. Симптомом функциональной гипоксии могут быть обморочные состояния, возникающие у подростков при нахождении в помещении с недостаточным воздухообменом и при неадекватных физических нагрузках.

ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

В подростковом возрасте завершается структурное и функциональное развитие пищеварительной системы: к 14-15 годам оканчивается формирование зубов (кроме 3-х коренных зубов), к 11-13 годам - слюнных желез и пищевода. К 10-11 годам гистологическая структура желудка, а к 11-13 годам слюнных железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека.
Подросткам свойственны гиперсекреция и гиперхлоргидрия натощак и в периоде «последовательной секреции» (повышение количества общей и свободной соляной кислоты). Наряду с повышением эвакуа-торной активности желудка возможен спазм пилорического отдела. Эти особенности желудочной секреции и моторики создают благоприятные предпосылки для формирования функциональных и патологических изменений со стороны желудка.
Важной в практическом отношении особенностью служит свойственная подросткам слабость связочного аппарата брюшных органов, способствующая развитию птоза органов (чаще желудка).
К концу пубертатного периода завершается морфофункциональное преобразование желчевыделительной системы. Характерны ее выраженная моторной лабильность с развитием гиперкинезии или гипокинезии в зависимости от преобладания парасимпатической или симпатической вегетативной нервной системы.
Особенности секреции желез ЖКТ у подростков обусловливают высокую ранимость пищеварительной системы при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, способствуют увеличению частоты гастроэнтерологической патологии в данной возрастной группе со склонностью к прогрессиро-ванию при несвоевременной диагностике и лечении.

ОРГАНЫ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ

Значительные анатомические и функциональные преобразования претерпевает в период полового созревания мочевыделительная система. В этот период происходит бурный рост и совершенствование структуры почки. У подростков к 17-18 годам масса почки почти удваивается по сравнению с таковой у подростков в возрасте 10-11 лет. Одновременно наблюдают интенсивный рост и развитие мочевого пузыря, мочеточников и мочеиспускательного канала, что особенно важно при оценке результатов функциональных исследований.

Таким образом, процессы роста и развития составляют основную характеристику детского возраста. На всем этапе созревания (от момента рождения до половой зрелости) рост и развитие организма протекают в соответствии с объективно существующими законами роста.
Рост - отражение системного процесса развития. Увеличение длины тела ребенка - индикатор физического развития детского организма в целом. Замедление роста скелета одновременно приводит к замедлению роста и дифференцировки головного мозга, скелетных мышц,
миокарда и других внутренних органов.
Замедление скорости роста с возрастом. Максимальные темпы рос
та отмечают в периоде внутриутробного развития, а на постнатальном
периоде - в первые месяцы жизни, затем на первом году жизни и др
Неравномерность изменения скорости роста. Этот закон применим
к нескольким периодам жизни: ускорение роста у детей через 2-3 нед
после рождения и так называемое препубертатное ускорение роста
(после 11-12 лет). У некоторых детей прослеживают еще и так называемый «полуростовой скачок» в возрасте от 5 до 8 лет. Большинство тканей и органов растут согласно вышеуказанным возрастным показателям или синхронно с ростом скелета. Вместе с тем, для головного мозга, черепа, лимфоидной ткани и органов репродуктивной сферы выделяют особенные характеристики.
Краниокаудальный градиент роста. После рождения дистальные
сегменты растут с большей скоростью по сравнению с верхними или
проксимальными сегментами. В течение всего постнатального роста
стопа увеличивается относительно больше, чем голень, голень относительно больше, чем бедро, и меньше всего относительный прирост шеи
или высоты головы. Наличие краниокаудального градиента роста лежит в основе перестройки пропорций тела, происходящей от периода
новорожденности до взрослого возраста. Только в периоде полового
созревания скорость роста туловища больше скорости роста нижних конечностей.
Чередование направлений роста. Каждая отдельная кость и скелет
в целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и в шири
ну (в поперечнике) При этом, как и в росте ребенка, отмечают чередование периодов вытягивания и округления.
Половая специфичность темпа роста. Существует общая тенденция к более быстрому росту скелета у мальчиков. Исключение состав
ляет только короткий период 2-го вытягивания, который наступает у
девочек раньше, и в это время они обгоняют мальчиков по росту. Вместе с тем, скорость созревания скелета после 2-3 лет у девочек больше.
В период полового созревания девочки по показателям роста, массы тела, окружности груди превосходят своих мальчиков. В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и они по своим антропометрическим показателям вновь опережают девочек. Одновременно наблюдают неодинаковый темп развития многих функциональных систем, особенно мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой. Различия выявляют не только в физической работоспособности, но и в психофизиологических показателях.
Асимметрия роста. При сложившейся праворукости и леворукости
ребенка инициация ростовых сдвигов и некоторое их опережение всегда происходит на стороне доминирующей руки.
Рост скелета в длину происходит исключительно вследствие процессов, происходящих в эпифизарных хрящах, которые и бывают главными «органами» роста ребенка. Все сложные влияния на процессы
роста как на вытяжение скелета опосредованы через изменение функционального состояния эпифизарного хряща.
Растущий организм развивается строго индивидуально, проходя своим неповторимым жизненным путем. Нередко физическое и умственное созревание, функциональная организация двигательного аппарата и внутренних органов, т.е. все, что характеризует так называемый биологический возраст, не согласуется с календарным возрастом, опережая его, или, наоборот, отставая. Под термином «биологический возраст» подразумевают достигнутый индивидуумом уровень физического развития и других процессов жизнедеятельности. Существует большое количество данных о несовпадении календарного и биологического возраста, из-за чего дети одного календарного возраста по-разному реагируют на физические и умственные нагрузки, влияние средовых факторов.

Основные критерии биологического возраста

Зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых
признаков.
Скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета).
Зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов).
Темпы физического развития ребенка.
Темпы нервно-психического развития ребенка.

Подростково-юношеский возраст (от 14 до 18 лет) характеризуется рядом анатомо-физиологических особенностей, обусловленных энергичной нейроэндокринной перестройкой.

В этом возрасте усиливается функциональная активность передней доли гипофиза, щитовидной, половых желез, благодаря чему происходят половое созревание, бурный рост и развитие организма в целом, особенно костно-мышечной системы. Наиболее важное значение для этих процессов имеют половые гормоны и гормон щитовидной железы, продуцируемые под влиянием гормонов передней доли гипофиза.

Ускоренный рост подростков

Ускорение роста начинается: у девочек в 11-13 лет, у мальчиков - в 13-15. Вследствие этого рост девочек 11-13 лет обычно выше роста мальчиков того же возраста. После 13-14 лет темп роста девочек значительно замедляется, а у мальчиков становится более интенсивным, и к 15-16 годам рост мальчиков значительно выше, чем девочек. Начавшееся в пубертатном периоде ускорение роста у мальчиков происходит более равномерно и продолжается дольше, чем у девочек (до 18- 19 лет).

Костная система подростков

Развитие организма - сложный биологический процесс, он характеризуется не только количественным нарастанием массы тела, но и качественными изменениями, структурной дифференцировкой органов и тканей, в том числе и костей. Каждому возрастному периоду соответствует определенная степень дифференцировки костно-хрящевой ткани - появление точек окостенения, образование синостозов между диафизами и эпифизами трубчатых костей. Поэтому на основании появления точек окостенения и синостозов, что определяется при рентгенографическом исследовании, может быть установлено соответствие биологического развития возрасту подростка.

В период пубертатного ускорения роста возникают временные диспропорции в росте костной и мышечной ткани, обусловливающие некоторое нарушение координации движений (неуклюжесть, угловатость), которые после 15-летнего возраста постепенно сглаживаются благодаря усилению и улучшению нервной регуляции движений.

Сердечно-сосудистая система подростков

Наиболее существенные особенности присущи сердечно-сосудистой и нервной системам подростка. В этом возрасте происходит значительное усиление темпов роста сердца во всех направлениях, интенсивно нарастают его размеры в 14-15 лет - резко увеличиваются масса органа, объем полостей; наиболее интенсивно увеличивается левый желудочек. Существенно изменяется гистоструктура миокарда, увеличивается поперечник мышечного волокна, уменьшается количество сосудов на единицу площади миокарда и др. Особенностью подросткового возраста является несинхронность развития отдельных сердечных структур, что приводит к временному несоответствию между функционально важными элементами: бурным развитием миокарда и закончившимся формированием нервных приборов сердца, емкостью сердца и клапанными устьями, емкостью сердечных полостей и просветом сосудов. Комплекс морфоструктурных изменений происходит на фоне интенсивной эндокринной перестройки, неустойчивости регуляторных механизмов, что лежит в основе нередко возникающих в этом возрасте морфологических и функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, вариантов развития сердца. К ним относятся: изменение конфигурации и размеров сердца (юношеская гипертрофия, малое сердце, митральная конфигурация), неорганические нарушения сердечного ритма, темпа и проводимости, транзиторное повышение артериального давления, неорганический систолический шум и др.

Нервная система подростков

Подростковому возрасту свойственно снижение порога возбудимости центральной нервной системы, следствием чего является повышенная реактивность, часто неадекватность реакций характеру и силе воздействия, выраженная неустойчивость вегетативной нервной системы. Корковая нейродинамика подростков отличается преобладанием возбудительных процессов над тормозными, поэтому особенности поведения подростков часто характеризуются выраженной эмоциональностью, эффективностью.

В подростковом возрасте значительно усилен обмен веществ, особенно белковый, характерен положительный азотистый баланс, что связано с усиленными процессами роста и развития тканей.

Особенности секреторно-моторной функции желудка у подростков

Определенные особенности присущи и функции желудка. Значительная вегетативная неустойчивость обусловливает выраженную лабильность его секреции. Диапазон колебаний общей кислотности и свободной соляной кислоты в норме у подростков очень велик, что снижает диагностическое значение этого показателя при патологических состояниях. Все же подросткам чаще свойственны гиперсекреция и гиперхлоргидрия натощак и в фазе «последовательной секреции». Моторная функция желудка усилена с отчетливой тенденцией к спастическим состояниям, особенно в области пилорического отдела. Эти возрастные особенности секреторно-моторной функции желудка создают благоприятные предпосылки для развития выраженных функциональных и патологических его изменений.

Приведенные особенности развития организма подростка определяют специфику его реакций на различные внешние условия, в том числе и на профессионально-производственные факторы.

В 9 — 10 лет у девочек и в 11 — 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни — подростковый возраст.

Отрочество. Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием — период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16 — 17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность груди на 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Созревание организма — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не "срабатывают" отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается.

Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный "скачок роста", т. е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков — от 12,5 до 15. Пубертатный "скачок роста" предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5 — 13 лет, у мальчиков — в 14 — 15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.

У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 — 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девочек сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 15 годам. Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым ростом костей и мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек — несколько раньше.

У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек — 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

Например, в одном и том же возрасте (15 лет) у быстро развивающихся девочек сердечно-сосудистая система работает приблизительно так же, как и у взрослых женщин, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, характер работы сердца почти такой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчиков. Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка — ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма.

Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.

Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем.

В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек.

Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

Родители должны также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное — систематическими занятиями физической культурой и спортом.

На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная школьников не должна превышать 7 — 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых). Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается младших школьников, то для них 7-8 — часовой рабочий день слишком большая нагрузка.

По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности , т. е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью.

Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах Москвы, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув, и работоспособность у них резко понижена. По тем же данным, 28,4 процента учащихся тратят на приготовление уроков более 3 часов, 12,8 процента — более 4 часов, а 4,4 процента — даже более 5 часов. Причем 73,7 процента школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3 — 5 часов.

Что же делают старшеклассники в оставшееся время? Оказывается, далеко не все из них проводят его в движении. Чаще после длинного и утомительного рабочего дня подростки располагаются в удобных креслах и смотрят телевизионные передачи. Причем 37,3 процента из них ежедневно проводят у телевизора 1,5 часа, 19,4 процента — 2 часа, 7,2 процента — более 3 часов. Нетрудно подсчитать, что при таком режиме у ребят не остается времени на занятия спортом, физической культурой, а обязательные по программе уроки физкультуры лишь незначительно компенсируют гиподинамию.

Один из узловых вопросов современного поколения — ускорение роста и развития детей и подростков, т. е. проблема акселерации. Термин "акселерация", обозначающий ускорение роста и развития детей и подростков но сравнению с предыдущими поколениями, относительно недавно — меньше десяти лет назад — "шагнул" из специальных книг и журналов на страницы популярных изданий.

По современным представлениям, растущий организм — сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.

Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте. Современные московские мальчики 14 лет "подросли" по сравнению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранний возраст и половое созревание.

Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания. Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании южных народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле неподтвердившаяся гипотеза. Существенное значение в этом плане имеют социально-экономические условия и характер питания.

Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей. Если в 30 — 40-е годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью. Профессиональная деятельность требует дополнительной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, что еще дальше отодвигает сроки самостоятельности. "Ножницы" между ускорением физического созревания и задержкой социальной зрелости увеличиваются и в связи с недостатками семейного воспитания, когда дети и подростки излишне опекаются, растут в атмосфере исключительности и часто не выполняют никаких домашних обязанностей, не испытывают чувства ответственности за свои поступки. Такое положение усугубляется существующей (особенно в городах) демографической ситуацией — преобладанием одно- или двухдетной семьи.

С акселерацией связывают и определенный "конфликт поколений", когда современные родители не хотят, а порой и не могут понять своих выросших детей. Подростков же раздражает мелочная опека родителей; они считают, что с ними обращаются как с маленькими, их не понимают, ущемляют их достоинство. Со свойственным юности максимализмом они утверждают, что интеллектуальный мир взрослых весьма скуден и поэтому ни о чем серьезном с ними нельзя разговаривать. Однако "интеллектуализм" современного подростка, большой объем усвоенных им знаний нередко достигается ценою полного освобождения его от трудовых обязанностей в семье и в процессе школьной учебы. А между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими.

При тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способны и "идеально" подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные, рано развитые, они способны на занятиях выполнять большой объем физических нагрузок. Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не "дотянула" до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергии. И "легкость", с которой юные справляются с большими нагрузками, может обходиться слишком дорого. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

Долгие годы, здоровье подростка, его физическое развитие ассоциировалось с понятием акселерации. Первые ее признаки стали давать о себе знать еще в 60-е годы, а 70-80 эта тенденция резко усилилась. С начала 90-х годов физическое состояние школьников, в том числе и подростков, стало ухудшаться. Лонгитюдное исследование, проведенное институтом возрастной физиологии РАО, показало что в 90-е годы отчетливо стала проявлять себя тенденция затухания акселерации, снижаются годичные прибавки в длине тела, существенно по мере взросления увеличивается дефицит массы тела.

Само слово «подросток» указывает на основную тенденцию развития как внутреннего мира, так и внешнего облика детей этого возраста.

Интенсивный рост скелета (за год мальчики в среднем вырастают на 4-7 см, а девочки на 3-6 см) опережает развитие мускулатуры, а также других частей тела (груди и таза), от чего подростки часто выглядят нескладными, непропорциональными, угловатыми.

Увеличение роста, массы, мышечной силы с радостью воспринимается подростком как явные признаки его взрослости. Вместе с тем функционирование сердца, легких, кровоснабжения мозга не обеспечивают полноценную работу организма в целом. Отсюда быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка.

Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация. Принято считать, что половое созревание и половая идентификация – два разведенных во времени процесса, на самом деле они лишь две линии одного и того же сложного процесса психосексуального развития.

Новые телесные ощущения, в том числе свидетельствующие о половом созревании: менструации и увеличение груди у девочек, эрекция и поллюции у мальчиков, - нередко воспринимаются подростками как сенсация, причем далеко не всегда самосознание ребенка адекватно справляется с переработкой и принятием этой новой информации о своем физическом «Я».

Очень часто подростки испытывают двойственное чувство к проявлениям своего физиологического взросления – чувство гордости соседствует с отвращением и брезгливостью к собственному телу. Эти противоречивые ощущения могут проявляться в поведении в самых неожиданных формах. В крайних случаях недовольство своей внешностью у девочек принимает утрированные не вполне нормальные формы, например, в клинике известны случаи так называемой нервной анорексии- отказа от еды вследствие кажущейся собственной «полноты».

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОДРОСТКА:

§ Чувство тревоги;

§ Конфликтность;

§ Ранимость;

§ Повышенная возбудимость;

§ Колебания самооценки;

§ Депрессия;

§ Неадекватность реакций.


| следующая лекция ==>

© 2024 lorairis.ru - Lorairis - Портал магии